Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или к освенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода. Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть «видение истины». Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.

Содержание

Введение………………
Глава 1. Философия Древней Индии
1. Сущность и предмет индийской философии …………..
2. Школы индийской философии …………………………..
3. Краткий обзор систем…………………………………….
Глава 2. Философия Древнего Китая
4. Зарождение китайской философии……………………...
5. Особенности развития философии в Китае…………….
6. Основные идеи Даосизма и конфуцианства……………
7. Школы в китайской философии………………………

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

 В  том, что касается осмысления  и познания окружающего мира, Конфуций в основном повторяет  идеи, высказанные его предшественниками,  и в частности, Лаоцзы, в чем-то даже уступая ему. Так, окружающий мир, природу Конфуций, по существу, суживает и ограничивает лишь небесной сферой. Существенным элементом природы у него выступает судьба, как нечто врожденно предопределяющее сущность и будущее человека. Так он говорит: “Что можно сказать о небе? Смена четырех времен года, рождение всего сущего”. О судьбе говорится: “Все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Бедность и богатство, награда и наказание, счастье и несчастье имеют свой корень, создать который сила человеческой мудрости не может”. Анализируя природу человеческого знания и возможности познания, Конфуций считает, что по своей природе люди сходны между собой. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны. Люди начинают различаться друг от друга благодаря привычкам и воспитанию. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание - это врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Еще ниже - знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”.

 Итак, можно с полным основанием  утверждать, что Лаоцзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Школы в китайской  философии

 В  “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школа служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов”(софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и дэ” - даосистов.

 Позже,  на рубеже нашей эры, эта  классификация была дополнена  еще четырьмя “школами”, которые,  однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.

 Вместе  тем, несмотря на всю специфику  философии в Древнем Китае,  отношение между философскими  школами сводилось в конечном  итоге к борьбе двух основных  тенденций - материалистической  и идеалистической, хотя, конечно,  нельзя представить эту борьбу  в чистом виде.

 На  ранних этапах развития китайской  философии. Например даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания т его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого и, наоборот , мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое толкование.

 Одно  из важных мест в борьбе  идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. В это время понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественного мира, “природы”, окружающего мира в целом.

 Все  свои помыслы, чаяния и надежды  обращали древние китайцы к  небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и  личная жизнь, и дела государства,  и все природные явления.

 От  огромной роли неба в жизни  древних китайцев, их вере в  его могущество говорят многие  страницы не только “Ши цзин”, но и “Шу цзин”.

 Упадок  господства наследственной аристократии  выразился в упадке веры во  всесилие неба. Прежний чисто  религиозный взгляд на небесный  путь стал заменятся более реалистичным взглядом на окружающую человека Вселенную - природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий составлял культ предков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства. 
 

Информация о работе Философия Древнего Востока