Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Философия – не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, сказывающая влияние на мировой процесс

Работа содержит 1 файл

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.docx

— 156.53 Кб (Скачать)

Древневосточная философия представляет собой большую  культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и. России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном  смысле. Одна из ветвей ведической философии - Веданта оказала влияние на французского писателя Ромена Роллана, английского  писателя Олдоса Хаксли, немецкого  писателя Германа Гессе; обращение  к идеям буддизма мы встречаем  у Л. Толстого, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Известны и  такие деятели культуры как Николай  и Константин Рерихи, а также Елена  Рерих, вдохновлявшиеся этими идеями и много сделавшие для их распространения. Таким образом, можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и  проложила дорогу на Запад и в  Россию.

Было бы однако упрощением не видеть и другой стороны  этого влияния. Русский религиозный  писатель Д.С. Мережковский, рассматривая причины духовного упадка в Европе и России в начале ХХ ст., утверждал, что высокая духовность здесь  вытесняется духом мещанства (и  даже хамства), наукообразное понятие - позитивизм; это некая философия, ориентированная исключительно  на земные ценности, на конкретный ощутимый результат. Она-то, по его мнению, и  пришла к нам с Древнего Востока; учение Лао цзы и Конфуция - это  и есть совершенный позитивизм, религия  без Бога, "религия земная, безнебесная". Никаких тайн, никаких углублений к «мирам иным»; всё просто, всё  плоско. Несокрушимый здравый смысл, несокрушимая положительность ! Небо здесь  не начало и конец, а безначальное и бесконечное продолжение земли. Земля и небо не "будут едино", как утверждает Христианство, а суть едино. Мережковский видел в изгнании Бога не обретение человеком духовной свободы, а обретение им своего же рабства и предрекал приход в  мир грядущего Мещанина /Хама/. Его  может одолеть лишь Грядущий Христос. Здесь, как видно, древнекитайская  мудрость ожила в форме негативного  начала.

Есть, однако, у Древневосточной философии  и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой  неожиданно в связи с гораздо  более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия. Мы можем указать на поразительное сходство ряда важнейших  идей Древневосточной философии  и новейшей науки, каковой является синергетика.

Это относится  к понятию хаос, которое у древних  индийцев несло потенциальное конструктивное содержание - из него возник космос, т.е. упорядоченное бытие. Хаос и космос, как мы уже отмечали , две субстанции бытия, пребывающие вечно в единстве. Синергетика точно (математически  и экспериментально) доказывает эту  мысль, утверждая, что порядок рождается  из хаоса. Это происходит в так  называемых нелинейных системах, описываемых  нелинейными математическими уравнениями. Согласно синергетике такие системы  обладают способностью к внутренней самоорганизации. Некий внутренний импульс, а не внешнее воздействие - команда, выводит систему на адекватную данной среде структуру, и система  занимает устойчивое положение. Это  очень напоминает известный нам  закон ДАО, регулирующий, как думали китайцы много лет назад, все  проявления бытия. События, происходящие в нелинейных средах, вызывают в  памяти древний символ "ИНЬ-ЯН", который считался гарантом динамического  равновесия системы мира. Подробнее  об этом можно прочитать в источниках, указанных в списке литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОСМОГОНИЧЕСКИЙ ГИМН. Ригведа. X. 129.

1. Тогда не  было ни сущего, ни не-сущего;

Не было ни воздушного пространства, ни неба над  ним.

Что в движении было? Где? Под чьим покровом?

Чем были воды, непроницаемые, глубокие?

2. Тогда не  было ни смерти, ни бессмертия, не было

Различия  между ночью и днём.

Без дуновения  само собой дышало Единое,

И ничего, кроме  него, не было.

3. В начале  тьма была сокрыта тьмою,

Всё это /было/ неразличимо, текуче.

От великого тапаса зародилось Единое,

Покрытое  пустотою.

4. И началось/тогда/  с желания - оно

Было первым семенем мысли.

Связку сущего и не-сущего

Отыскали, восприемля в сердце, прозорливые мудрецы.

5. Вервь их  простёрта поперёк. Было ли

Внизу /что/, было ли вверху?

Носители  семени были, силы были.

Вожделение - внизу, усилия - вверху.

6. Кто поистине  знает, кто теперь бы поведал,

Откуда возникло это мирозданье?

Боги /появились/ после сотворения его.

/Но/ кто же  знает, из чего оно возникло ?

7. Из чего  возникло это мирозданье, создал  ли

/Кто его/  или нет?

Кто видел  это на высшем небе,

Тот поистине знает. /А/ если не знает?

ГАРГИ: ВО ЧТО  ВПЛЕТЕНЫ ВСЕ МИРЫ?

Из Брихадараньяка - Упанишады; поучения Яджнявалкьи.

6.1. Затем  стала спрашивать Гарги, дочь  Вачакну.

- «Яджнявалкья! -спросила она, - если всё это  вплетено в воды, то во что  же поистине вплетены воды?»

– «В ветер, Гарги».

– «Во что  же поистине вплетён ветер?»

– «В миры воздушного пространства, Гарги».

– «Во что  же вплетены миры воздушного пространства?»

– «В миры Гандхарвы, Гарги».

– «Во что  же вплетены миры Гандхарвы?»

– «В солнечные  миры, Гарги».

– «Во что  же вплетены солнечные миры?»

– «В лунные миры, Гарги».

– «Во что  же вплетены лунные миры?»

– «В звёздные миры, Гарги».

– «Во что  же вплетены звёздные миры?»

– «В миры богов, Гарги».

– «Во что  же вплетены миры богов?»

– «В миры Индры, Гарги».

– «Во что  же вплетены миры Индры?»

– «В миры Праждапати, Гарги».

– «Во что  же вплетены миры Праджапати?»

– «В миры Брахмана, Гарги».

– «Во что  же вплетены миры Брахмана?»

Он сказал: «Не спрашивай, Гарги, слишком много, иначе лишишься ты головы. Ты спрашиваешь  слишком много о божестве, о  котором не следует спрашивать слишком  много. Не спрашивай, Гарги, слишком  много». После этого умолкла Гарги, дочь Вачакну.

РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ  АТМАНА.

Яджнявалкья о бестелесном атмане.

7.

- «Кто атман?»

- «Пуруша  среди пран, состоящий из познания, свет в сердце. Оставаясь тем  же, он движется вдоль обоих  миров, как бы размышляя, как  бы находясь в движении. Став  сном, он переступает этот мир, /переходит через/ облики смерти.

8. Поистине  этот пуруша, будучи рождённым,  обретя тело, соединяется со злом. Покинув /тело/, умерев, оставляет  он это зло.

9. Поистине  у этого пуруши два места  пребывания: в этом и в том  мире. Имеется третье, соединяющее  место: во сне. Пребывая в  этом соединяющею месте, видит  он оба других места: в этом  и в том мире. Далее, так как  есть путь в тот мир, он  восходит по этому пути и  видит то и другое - зло и  блаженство. Когда он засыпает, берёт  он частицу этого всеобъемлющего  мира, сам /её/ разрывает, сам её  измеряет и видит сны благодаря  своему блеску, своему свету. Тогда  этот пуруша становится самоозарённым.

10. Нет там  ни повозок, ни упряжек, ни  дорог, Но он делает повозки,  упряжку, дороги. Нет там ни  блаженства, ни радости, ни наслаждения.  Но он создаёт блаженство, радость,  наслаждение. Нет там ни озёр, ни прудов, покрытых лотосом, ни  рек. Но он создаёт озёра,  пруды покрытые лотосом, реки. Ибо он - создатель.

ЛАО ЦЗЫ. КНИГА  ПУТИ И БЛАГОДАТИ.

Воплощение  пути.

Путь, о котором  можно поведать

То не предвечный путь;

Имя, которое  можно восславить -

То не предвечное имя.

Что было без  Имени -

Стало началом  Небес и 3емли,

Обретшее  имя -

Сделалось матерью  всех вещей.

Вечно бесстрастный

Зрит недоступное,

Кто же вечно  во власти страстей-

Зрит лишь предельное.

То и другое имеет один исток,

Но их различает  Имя;

Мы же равно  наречём их "тайной".

Тайна из тайн -

Вот врата  ко всему недоступному!

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЮ.

Дойдя до пределов пустот,

Сосредоточусь в недвижности и покое.

Здесь сотворяются  купно мириады вещей,

И я наблюдаю за их возвращением.

Вот вещи роятся -

И каждая снова  вернётся к своим корням.

Возвращение к корню - это успокоение,

В успокоении - обретение новой судьбы,

В обретении  новой судьбы /проявляется/ вечность,

В познании вечного - просветление.

Не познавшие  вечного

В ослеплении творят злодеяния,

Познавший же вечное, вмещает его в себя.

Вместивший  его - своекорыстен,

Несвоекорыстный - это Владыка,

Владыка - есть Небо,

Небо - есть Путь,

А путь Долговечен. Пусть тело исчезнет - ты не погибнешь!

КОНФУЦИЙ.ИЗРЕЧЕНИЯ.

Человек может  сделать путь великим,

Не путь делает великим человека.

Когда правитель  любит ритуал,

Ему легко  повелевать народом.

Чего себе не пожелаешь

Того не делай  и другим.

Вопрос: С  чего бы Вы начали править государством?

Конфуций: Необходимо было бы исправить имена.

Когда не исправляют имена,

Перестают уместными  быть речи;

Не совершаются  дела;

Когда не совершаются  дела,

Не процветают ритуал и музыка,

Не соблюдают  середины в наказаниях;

Когда не соблюдают  середины в наказаниях,

Народу некуда деть руки, ноги.

Потому-то, благородный  муж,

Что именует,

О том он непременно может говорить;

О чём он говорит,

То непременно может выполнить.

У благородного мужа в его речах

Нет недозволенного, и только!

Благородный муж научен справедливостью,

Малый человек  научен выгодой.

Благородный муж винит себя,

Малый человек  винит других.

Искусной  речью губят добродетель,

А нетерпимость в малом

Разрушает великий  замысел.

Информация о работе Философия Древнего Востока