Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:53, реферат
Философия – не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, сказывающая влияние на мировой процесс
В соответствии с принадлежностью к той или иной стихии атомам приписываются качества: атомам земли - запах, вкус, цвет, осязание; атомам воды - вкус, цвет, осязание; атомам огня - цвет, осязание; атомам воздуха -осязание. Надо сказать, что здесь плохо различаются сами стихии и чувства, которые они вызывают. Но зато для каждого органа чувств насчитывается около десяти атомов. Однако, есть суждение и противоречивого свойства, а именно - атомы не воспринимаются органами чувств, а только сверхчувственным сознанием йогов.
Атом, являясь беспричинным, сам по себе выступает причиной мира. Он вечен; он является единицей меры; он не проницаем, но он обволакивается эфиром, который пронизывает все макрообъекты. Здесь эфир выступает как некий аналог пространства.
Таким образом,
в объяснении физического мира /природы/
и познания в лице учения об атомах
проявляется более высокая
2.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Зарождение
философии в Китае
Графическая часть «Перемен» состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм. Они выстраиваются по алгоритму течения циклов природно-человеческой жизни. Сам механизм перемен раскрывается через взаимосвязь двух базовых начал, а именно ЯН (обозначается сплошной чертой « ») и ИНЬ (обозначается прерывистой чертой « »).
Первое - ЯН считается мужским, подвижным, деятельным началом; второе - ИНЬ - женским, инертным, пассивным началом. При их вертикальном расположении между ними помещается третий - промежуточный элемент - ЦЗЫ, символ примирения и гармонии противоположностей - их дитя. Так составляется триграмма:
• ЯН (отец) верхний уровень
• ЦЗЫ (дитя) средний уровень
• ИНЬ (мать) нижний уровень
Триграмма выступает в качестве универсальной модели всех форм бытия, а именно:
• родовой семьи (муж – ребёнок – жена)
• общества (ваны - цари - военные и хозяйственные организаторы - общинники)
• природы (Небо - Поднебесная - Земля)
• форм родового сознания (верхние Шан -центральные Джун - нижние Ся) и т.д.
Всего триграмм восемь. Из них четыре считаются мужскими, другие четыре - женскими. На рисунке 1, ставшем классическим, они располагаются по кругу сообразно частям света (они указаны в обратном порядке).
Если расшифровать
рисунок, то окажется, что перед нами
ничто иное, как "генетический механизм"
единой системы "Вселенная - природа
- человек", из которого следует, что
всё здесь находится в
По этому же принципу описывается возникновение растительного мира, животных и физических стихий. Например, Цянь - конь, Кунь - корова, Чжэнь - дракон, Сюнь - курица, Кань - свинья, Ли - фазан, Гэнь - собака, Дуй - овца.
Сами же стихии располагаются по кругу в таком порядке: Цянь - небо, Кунь - земля, Чжэнь - гром, Сюнь - ветер, Кань -вода, Ли - огонь, Гэнь - гора, Дуй – водоём, В системе триграмм закрепляются и кровнородственные отношения родовой семьи: Кунь -мать, Цянь - отец, Дуй - младшая дочь, Ли - средняя дочь, Гэнь - младший сын, Кань - средний сын, Чжэнь - старший сын.
Если вглядеться в расположение восьми триграмм, то можно увидеть, что по кругу заметно чередование ЯН и ИНЬ, а в двух точках окружности (Дуй - Ли, Кань - Гэнь) как бы их отталкивание. Это наводит на мысль о вращении и качании процесса внутри себя, о сути самого ДАО: "То ИНЬ, то ЯН - это и называется ДАО", - говорится в "Книге Перемен". Итог же такого чередования - ЦЗЫ видятся как некие генетические центры, как продукты ДАО, движущиеся в ритме естественных циклов Солнца и Луны.
Помимо восьми триграмм "Книга" содержит шестьдесят четыре гексаграммы, то есть символа, состоящего из шести элементов -чёрточек, которые чередуются в том или ином порядке (правило чтения гексаграммы - снизу вверх). Каждая гексаграмма имеет своё название и порядковый номер, например, №1 - Творчество, Главное свершение; благоприятная стойкость. №20 - Созерцание. №35 - Восход. №45 - Воссоединение. Свершение. №55 - Изобилие. Свершение. №64 - Ещё не конец. Свершение. И т.д. Кроме того, при гексаграммах имеются афоризмы. Например: №20 - Умыв руки, не приноси жертв. №40 - Если есть куда выступить, то уж заранее будет счастье. №49 - Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение, благоприятная стойкость, раскаяние исчезнет. №62 – Не следует подниматься, следует спускаться. И т.д. Афоризмы есть и при отдельных чертах. Подробнее об этом можно прочитать в книге Ю.К. Щуцкого "Китайская классическая "Книга Перемен" (см. список литературы).
Поскольку гексаграммы наделены конкретным смыслом и в "Книге Перемен" раскрыт алгоритм их образования, то они используются для гадания, т.е. предсказания событий.
По общему мнению ицзинистов - специалистов, изучающих "Книгу Перемен", основная концепция Книги - концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Один из величайших поэтов Китая Су Ши (1036-1101 г.г.) высказал это в таких строках: "...О, гость мой, разве вы не знаете эти воды и луну? Вот как они стремятся , но совсем не исчезают; вот как меняется луна, то полная, то на ущербе, но и она, в конце концов, не может ни погибнуть, ни меру перейти. Когда изменчивость мы замечаем, то даже целый мир не может длиться и мгновенье: когда мы замечаем неизменность, то нет конца ни нам, ни миру. Чему ещё завидовать тогда?"
Существенной
чертой древнекитайской философии
является её традиционное обращение
к образу совершенно мудрого человека
/мудреца/. Сама идея мудреца возникла
как следствие разрушения кровнородственных
связей и упадка родового мировоззрения.
Эта ситуация получила космическое
истолкование: древние китайцы считали,
что связи верха и низа разрушаются,
центры ЦЗЫ перестают быть прежними,
в итоге в Поднебесной
Теперь идеалами оказываются ценности прошлой жизни, где всё было устойчивым и ясным. Целью человека становится установление равновесия между земным и небесным, то есть человеческой природой и судьбой. Мудрец и есть тот человек, кто знает тайны судьбы, знает закон ДАО и стремится восстановить утраченный порядок, обращаясь к Небу, расшифровывая его символы.
В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы/. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.
В трактате Дао
дэ цзин (VI - V в.в. до н.э.), излагающем идеи
даосов, говорится, что принцип Дао
требует познать древнее
Подобно древним индусам даосы рассматривали мир как посев: глубоко в недрах небытия возникало Духовное Семя, чтобы затем прорасти в людях, дать урожай и после этого вернуть Небу и мирозданию умножившуюся духовность. Сами же даосы стремились увековечить себя как духовно так и во плоти. Их искания способствовали не только духовному совершенствованию, но и развитию алхимии, а также медицины, сексологии, геронтологии, боевых искусств - всего того, что так привлекает внимание в наши дни.
Что касается
духовного бытия, то оно связывалось
с познанием ДАО. Ощутить его
очень трудно; ведь «разноцветье мира
ослепляет глаз, а разноголосица
оглушает ухо», - и то, и другое мешает
человеку увидеть "внутренним видением"
главное. Поэтому, говорится в "Книге
Пути и Благодати", лишь тот, кто
способен созерцать невидимое, слышать
неслышимое, ощущать бестелесное, близок
к познанию ДАО. Только погрузившись
в безмолвие в ходе медитация
человек приобщается к истине.
Об этом можно прочитать в
Сторонники
Конфуция и его последователи (Конфуций
или Кун - цзы, древнекитайский философ,
живший в VI - V в.в. до н.э.), были озабочены
тем, как обуздать распри в обществе
и привести общественную и частную
жизнь людей в состояние
Ритуал даётся от Неба, но в своём движении он следует земле. Он – основа устойчивости царства, клана, человека; сам ритуал есть плод долга, а долг - часть душевного совершенства. "Благодаря ритуалу Небо и Земля приходят в согласие, солнце и луна ярко светят, четыре времени года следуют одно за другим, звёзды и созвездия движутся (по небесному своду), реки и речки плавно несут свои воды и все вещи процветают; благодаря ритуалу любовь и ненависть получают правильное направление; радость и гнев - праавильное выражение; благодаря ритуалу низы послушны, а верхи мудры и изменения всех вещей приходят в порядок. Отход же от ритуала приводит к гибели", - говорится в трактате Сюнь цзи (IV - Ш в.в. до н.э.).
Что может
повредить ритуалу? Видимо, помимо прочих
причин, стремление людей отойти от
привычных понятий и попытаться
внести в жизнь нечто новое. И
это может , считал Конфуций, произойти
путём исправления имён: люди самовольно
создают имена, и это вызывает
в народе сомнения, путаницу, приводит
к многочисленным спорам и тяжбам.
Имя же признаётся подходящим по обоюдному
соглашению людей, но таковое у древних
китайцев определяется канонами и традициями
предков. То, что называют путаницей
в именах, говоря современным языком,
есть вскрытие в них противоречий,
обнаружение элементов
Существенно
и положение о том, что гармония
Поднебесной зависит от соблюдения
жесткой иерархии внутри общества и
семьи: государь должен быть государем,
сановник - сановником, отец - отцом, сын
- сыном. Их отношения регулируются
ритуалом, и таким образом поддерживается
порядок. Здесь ритуал предстаёт
кfк способ ограничения, сдерживания
антиобщественных порывов, выступает
по сути в качестве меры поступка. Этическим
выражением такой меры у Конфуция
является справедливость. Онf совпадает
с местом человека среди людей (государь,
сын и т.д.), которое даётся ему
изначально. В этом состоит сущность
человека, а также обстоятельства
его жизни. Справедливость приобретает
значение пути человека, его судьбы,
которая разворачивается в