Философия Древнего Востока. Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Особенности развития философии в Китае
1.2 Формирование китайской философской школы
Глава 2
2.1 Школы в китайской философии
2.2 Философские, религиозные и идеологические основы конфуцианства
2.3 Роль даосизма в китайской культуре и понятие "дао"
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

философия древнего востока. китай.docx

— 33.41 Кб (Скачать)

Основное  среди них - "жень" - своеобразный нравственный закон, следуя которому, можно избежать недружелюбия, алчности, ненависти и т.п. На основе их Конфуций сформулировал правило, названное  впоследствии "золотым правилом нравственности": "Чего не желаешь  себе, того не делай другим". Эта  максима заняла достойное место  в философии, хотя и выражалась разными  способами.

Принцип "жень" в конфуцианской системе соотносился  с другим, не менее важным - "ли", обозначавшим нормы общения и  выражавшим практическое воплощение в  жизнь этического закона. Этому принципу люди должны следовать всегда и везде, начиная с индивидуальных и семейных отношений и кончая государственными, внося, таким образом, в свои действия меру и упорядоченность.

Все этические  требования и установки Конфуция служили для характеристики личности, сочетавшей в себе высокие качества благородства, милосердия и доброты  к людям с высоким социальным положением. Правильный путь позволял жить в полном согласии с собой  и окружающим миром, не противопоставляя себя установленному Небом порядку. Это путь (и идеал)"благородного мужа", которому мудрец противопоставил "маленького человека", руководствовавшегося личной выгодой и себялюбием и  нарушающем общепринятые нормы. Но, поскольку, люди по природе равны и отличаются лишь привычками, Конфуций указывает "маленькому человеку" путь к самоусовершенствованию: нужно стремиться преодолеть себя и  возвратиться к "ли" - благопристойности, почтительному и уважительному  отношению к другим.

Учение китайского мыслителя проникнуто духом сохранения традиций как основы устойчивости общества. В обществе люди должны строить отношения, как в хорошей семье. Правители  должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на собственном  опыте. Согласно принципу "чженмин" (исправление имен), каждый должен знать  свое место в обществе: государь быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном. Тогда общество будет гармоничным и устойчивым.

В III в. до н.э. - II в. учение Конфуция получило статус государственной идеологии и  впоследствии стало основой специфического китайского образа жизни, во многом определив  китайскую цивилизацию.

Не о противопоставлении общества человеку говорит он в своих  знаменитых "Изречениях". Он говорит  о том, что значит быть человеком, особым существом с уникальными  достоинством и силой, которые в  нем воплощаются. Достаточно ли просто родиться, потом есть, пить, дышать? Так делают и животные. Обрести  культуру и через нее создать  отношения, человеческие отношения, символичные  по своей сути, определяемые традициями и основывающимися на уважении и  обязанностях. Именно здесь и рождается  человек.

В чем же секрет долголетия и жизнеспособности конфуцианского учения? Объясняется он многими факторами. Во-первых, в создании образа благородного человека, а не в проповедях покорности и подчинения заключен, по мнению ряда исследователей конфуцианства, секрет привлекательности, долговечности  и распространения учения Конфуция, его глубокого влияния на все  стороны жизни китайского общества. Другие ученые загадку длительного  сохранения конфуцианского мировоззрения  и его столь глубокого влияния  на жизнь китайцев, корейцев, японцев, вьетнамцев видят в том, что он проповедовал гуманность, человеколюбие, выступая за мир, порядок.

На основе учения о совершенном человеке Конфуций создает модель идеального социально-политического  устройства. Высшей целью социального  порядка является благо народа. Именно благо стоит на первом месте, а  после него Конфуций помещает божество и лишь после этого - монарха. Другой важной составляющей социального порядка  является строгое повиновение старшим, почтительное к ним отношение. Государство - это большая семья, а семья - это  малое государство.

Государство должно иметь четкую структуру, где  каждому отведено свое место: один повинуется, другой управляет. Критерий принадлежности к сословию управляющих - не знатность  происхождения, а образованность. Каждый китаец должен стремиться стать конфуцианцем. Этому должна быть посвящена система  образования и воспитания.

Из других принципов, регулирующих повседневную жизнь китайцев, следует отметить принцип сыновней почтительности - (сяо) который конкретизирует требование почитания предков. Быть почтительным сыном обязан каждый человек, стремящийся  к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо - служить  родителям согласно правилам книги "Ли-Цзин". Сын обязан угождать родителям, быть готовым на все, чтобы  обеспечить их здоровье, питание, кров и т.д.

Благодаря простым  и понятным идеям, а также из-за своей прагматичности конфуцианство  стало со временем государственной  философией и религией Китая.

Таким образом, огромная роль, которую играла в  конфуцианстве практика морального и психического самоусовершенствования, логически вытекала из фундаментальных  положений этого учения, а ее специфические  особенности: постоянный самоанализ, жесткий  самоконтроль, акцент на упорядочении психической деятельности и т.п., были обусловлены характерными особенностями  конфуцианства и были тесно связаны  с его фундаментальными принципами.

Идеи Конфуция оказали огромное влияние на всю  последующую историю государственной  мысли. Однако факт остается фактом. Конфуций уже много столетий - самая почитаемая в Китае личность. Неудивительно, что на месте дома Конфуция построен храм, точнее, храмовый комплекс. На всех воротах этих храмов висят таблички с надписью: "Учитель и пример десяти тысяч поколений, равный Небу и земле".

2.3 Роль даосизма  в китайской культуре  и понятие "дао"

В конце периода  Чуньцю, когда жил Лао-цзы, основная тенденция в развитии общества проявлялась  в падении рабовладельческого и  возникновения феодального строя. Оказавшись лицом к лицу с происходившими огромными социальными изменениями, Лао-цзы с отвращением отвергал господствовавший в прежнем рабовладельческом  общество принцип "управления на основе правил поведения" и горестно сетовал: "Правила поведения - они подрывают  преданность и доверие, кладут начало смутам".

Но в общем  многообразии можно выделить одну концепцию. В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и  юга Китая. Если для севера, давшего  начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой. Без южной  традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не смог бы сказать  о себе языком великой культуры и  книжной образованности.

Лао-цзы ("Старый учитель") - древнекитайский легендарный  основатель даосизма; согласно преданию родился в 604 г. до н.э. Основные его  идеи последователи "почтенного учителя" изложили в книге "Дао дэ-цзин" - "Книге о дао-пути и благой силе дэ", названной еще "Путь добродетели".

Основным  отличительным признаком философии  Лао-цзы, характеризующим последователей даосизма, является то, что Дао рассматривается  как источник происхождения всего  сущего, как всеобщий закон, управляющий  миром, на основе чего и возникла идеологическая система, высшей категорией которой  является Дао.

В отличие  от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме  событий, используя для этого  два основных понятия: "дао" и "дэ". Если для основателя конфуцианства  дао - путь поведения человека, путь Китая, то для даосов это - всеобщее мировоззренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего  сущего, некий всеохватывающий закон  бытия.

Иероглиф  Дао состоит из двух частей: шоу - голова и цзоу - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл  и стал означать закономерность, закон. Лао-цзы, приняв Дао за высшую категорию  своей философии, придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает  ее как источник происхождения мира. Он считал. Что Дао - это "корень неба и земли", "мать всех вещей", что Дао лежит в основе мира. Лао-цзы говорил: "Дао рождает  одно, одно рождает два, два рождает  три, а три рождает все существа", что является характеристикой процесса происхождения всего сущего от Дао.

Если "дао" есть некая духовная сущность, то "дэ", - скорее, ее материальное воплощение, проявление дао в вещах и поведении  человека. Дао и дэ неразрывны: дао  не только порождает вещи, но и постоянно  совершенствует их. Дао не имеет  никакой определенности (поэтому  его нельзя выразить словами), оно  тождественно пустоте (небытию), но это  рождающая пустота, в ней скрыты все возможности мира.

Высказывая  в такой, хотя и наивной форме  глубокие диалектические идеи, даосы  подчеркивали, что мир - непрерывное  рождение и смерть всего, возникновение  и возвращение. Все несет в  себе Дао, придающее миру гармонию и  единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с "естественностью", то есть, не нарушая  закона Дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход  событий, тем более изменять его.

Обратимся вновь  к сравнению. По Конфуцию, основная отличительная особенность "благородного мужа" - активная деятельность, организуемая церемониальными правилами "ли", он стремиться переделать себя. Лао-цзы  исповедует принцип "недеяния" - "У  вэй", означающий отказ от какой  бы то ни было активности: все должны идти своим чередом. Однако такая  позиция вовсе не демонстрировала  отстраненность от мира, напротив, она  выражала органическую неразрывность  человека с Вселенной на единой основе - Дао. Чтобы воплотить "У вэй" в жизнь, надо оставаться бесстрастным, сохранять твердость духа и спокойствие. Тогда за борьбой вещей можно  увидеть гармонию, за движением - покой, за небытием - бытие. Лишь тот, кто свободен от страстей, способен проникнуть в  Дао и даже слиться с ним. Страстолюбец же видит только конечное - дэ.

Конфуцианским ценностям "благородного мужа", как  видим, противопоставляется даосский идеал совершенно мудрого - "шеньжень" - человека, не стремящегося к делам. Принцип недеяния как высшая форма  поведения был положен и в  основу управления: мудрый правитель  не должен вмешиваться в социальный порядок, дабы не нарушать естественный закон. Идеалом общественной жизни  был мир, а не война, уступки соседям, а не борьба с ними, мудрость, а  не насилие и жестокость.

Историческая  ограниченность представителей даосской школы состояла в том, что идеализируя  по традиции прошлое, они требовали  возврата к нему. Кроме того, они  проповедовали фаталистическую  теорию "недеяния", согласно которой  люди должны слепо следовать Дао  и не противодействовать ему, так  как в противном случае их усилия могут привести к обратным результатам. Самым разумным поведением является стремление к удовлетворению в спокойствии. Более поздний даосизм, вылившийся в реакционное религиозное течение, развивал именно эти отрицательный  стороны учения даосской школы.

В социально-этическом  учении Лао-цзы нетрудно заметить явное  противоречие. С одной стороны, против социального неравенства и угнетения  в древнекитайском обществе, критика  произвола и жестокости своекорыстных  правителей; с другой - отрицание  всякой борьбы, фатализм, упование исключительно  на естественный ход вещей. Не видя выхода из создавшейся ситуации, Лао-цзы  проповедовал идею возврата к первобытнообщинному  образу жизни.

Таким образом, учение Лао-цзы носит противоречивый двойственный характер. Его диалектические идеи об изменчивости мира вещей, о  взаимном переходе противоположностей и другие сочетаются с метафизическим пониманием единства всего сущего; материалистическая трактовка мира вещей как естественного процесса носит абстрактный, созерцательный характер, что послужило основой  для формирования даосистской теории "недеяния"; его критика социального  зла сопровождалась призывом к возрождению  исторически исчерпавшего себя жизненного уклада.

Однако в  условиях древнего Китая рациональные идеи Лао-цзы сыграли положительную  роль, послужив исходной платформой для  дальнейшего развития материалистических взглядов и прогрессивных социологических  воззрений самых различных направлений.

Заключение

Таким образом, развитие теоретического мышления и  становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти  ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились  же они, на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой  от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние  на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека.

Информация о работе Философия Древнего Востока. Китай