Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация китайской философии………………………………………4
2. Становление китайской философии………………………………………..5
3. Школы и течения в древнекитайской философии…...............................7
3.1 Философия древнего даосизма…........................................................7
3.2 Философия древнего конфуцианства………………………..................9
3.3 Воззрения школы легистов..............................................................11
Заключение……………………………………………………………….12
список литературы………………………………………………….......13
Ян
Чжу, Ле-цзы и Чжуан-цзы
конкретизируют учение
Лао-цзы и в
зависимости от исторической
динамики придают
даосизму новую стилистику
философствования. Особенности
их стиля заключаются
в онтологизации
идеи Дао в природной
вещи, отчего Дао эстетизируется
и при соприкосновении
вещи с любым искусством
человека выражается
в художественной форме.
Это нисколько не мешает
философам строить чисто
понятийные гносеологические
и онтологические конструкции.
Ян
Чжу в основу своего
учения положил принцип
естественного бытия
и наслаждения жизнью:
это реакция на неестественность
цивилизации. Ян Чжу
берет человека в конечных
пределах его физического,
духовного и интеллектуального
существований и открывает
выход его чувственным
потребностям, которые
поглощают все, что производит
цивилизация. При этом
Ян Чжу критикует конфуцианство:
он выражает сомнение
в ценности деяний идеальных
правителей древности
и учит мудрой апатии
относительно прижизненных
славы и позора.
Ле-цзы
в эпоху Тан (7-10 вв.) был
титулован как «прорвавшийся
в пустоту истинный
человек». Он детально
доработал космологию
Лао-цзы. В качестве
исходной субстанции
Ле-цзы полагал первоперемену (тай
и). Ее генетическая
пульсация выражается
в числовом круге 1-7-9,
что указывает на внутреннюю
упорядоченность первоперемены
и ее предрасположенность
к порождению множественности.
Далее первоперемена
внутренне дифференцируется
в три начала:
ѕ пневмо-энергетическое
(ци);
ѕ формообразующее (син);
ѕ материальное (чжи).
Из них развивается
космос Неба и Земли, насыщенный животворной
энергией (цзин). В космосе рождается
человек, существование которого оптимизируется
вечным хождением из небытия в
бытие (рождение) и обратно (возвращение).
Чжуан-цзы, как и
Ле-цзы, подает философские идеи в виде
художественно отточенной притчи. Он в
подробностях производит диалектическую
логическую модель даоского мышления
в системе архетипа у чан/ у син с проекцией
на природный космос. Эта модель состоит
из пятиэлементного подвижного небесного
круга, пятиэлементного статичного земного
квадрата и соединяющей их оси тождества
противоположностей «да» и «нет». В центральной
точки оси находится безфункциональный
предел - место разума (сердца) совершенномудрого
человека. Парные категории в противоположностях
инь и ян курсируют по этой модели («располагаются
по кругу и постепенно переходят в квадрат»),
в момент их встречи в центре оси происходит
духовное просветление разума совершенномудрого
человека, т.е. проявляется истина Дао.
3.2 Философия древнего
конфуцианства
Древнее конфуцианство
представлено творчеством Конфуция
(551-479 гг. до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 гг.
до н.э.), частично Сюнь-цзы (ок. 313 - ок. 238
гг.) и отражено в их сочинениях «Лунь
юй», «Ли цзи», «Мэн-цзи», «Сюнь-цзы».
Конфуцианство базируется
на вертикальной составляющей архетипа
у чан/ у син, мировоззренчески обращено
в будущее. Конфуцианский идеал
человека - благородный муж или
сын правителя (цзюньцзы). Он выдвигается
в центр архетипа Дао на место
цзы как ставленник верхов. Благородный
муж центрирует Поднебесную и превращает
ее в одну социальную семью. Основная задача
благородного мужа пробудить у народа
веру к себе и повести его по пути духовно-нравственного
совершенствования к новому цивилизованному
Дао.
Подобно Лао-цзы, Конфуций
отрицательно оценивает наличное состояние
Поднебесной. «Великое Дао сокрылось во
мраке», общество «Великого единения»
(да тун) разрушилось и теперь нужно было
через построение общества «Малого процветания»
(сяо кан) идти к обществу «Великого процветания».
Выход к нему Конфуций видит в цивилизационных
духовно-нравственных началах.
Мудрец избирает
в качестве путеводной нити духовный
архетип у чан/ у син. Поднебесная
считается одной семьей. Все ее
звенья соединяются отношениями
сыновней почтительности и братской любви.
Эти отношения образуют
корень конфуцианской
добродетели (дэ), из
которого взращивается
человеколюбие (жэнь),
а из него - цивилизационное
Дао. Связи между верхами и низами общества
ритуализуются (ли) и скрепляются справедливостью/
долгом (и), доверием (синь) и почитанием
предков. Созданная таким образом система
проецируется на космос и становится социоприродной.
Космос антропоморфизируется и духовно-нравственные
нормы архетипа у чан/ у син начинают действовать
на человека с силой естественной необходимости.
Аналогично
тому, как Лао-цзы
считает себя носителем
естественности (цзы
жань) в Поднебесной,
так и Конфуций
полагает себя единственным
носителем культуры (вэнь).
В силу этого Лао-цзы
и Конфуций критически
относятся друг к
другу, что отразилось
в текстах «Дао дэ цзин»
и «Лунь юй» и положило
начало историко-философской
традиции в китайской
философии.
Мэн-цзы воспринял
конфуцианское учение и стиль
философского диалога. Его учение легло
в основу конфуцианской концепции
политической организации общества, сердцевину
которой составляет доктрина «человеколюбивого
правления» (жэнь чжэн). В основе доктрины
лежат принципы:
ѕ разделение всех людей
Поднебесной на тех, кто управляет
(благородные мужи), и тех, кем
управляют (простолюдины);
ѕ обеспечение зажиточной
жизни народу;
ѕ обучение народа.
В контексте конфуцианской
задачи нравственного
Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем,
испытал значительное влияние даосизма,
легизма и моизма. За обширнейшие
знания современные ученые называют
его «энциклопедистом Древнего Китая».
Мировоззренчески
Сюнь-цзы основывался на понимании
природы как естественной реальности
и источнике всего сущего. Он отрицал раннеконфуцианское
положение о божественности воли Неба.
Первым в истории китайской философии
Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении
процессов, происходящих в природе, и деятельности
человека и дал оптимистическое решение:
познав естественное пространство в Дао,
человек может подчинить себе Небо и Землю
и заставить служить себе вещи. Однако
познать Дао может только совершенный
человек - благородный муж. Дао познается
в природном естестве, первая ступень
- восприятие чувствами, вторая - размышление,
третья - претворение Дао в жизни.
Сюнь-цзы отчетливо подразделял природное Дао и социальное Дао. Сущность последнего составляют ритуал и долг/ справедливость, которые необходимы для выправления злой природы человека. Именно в этом аспекте разворачивается философское учение Сюнь-цзы.
список литературы
1) Философия: Учебник,
2-е изд., перераб. и доп./ Губин,
Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН
- Остожье, 2002. - 704с.
2) Быков Ф.С. Зарождение
политической и философской мысли
в Китае. - М., 1966. - 498с.
3) Китайская философия.
Энциклопедический словарь / Глав.
ред. М.Л. Титаренко. - М., 1994. - 695с.
4) Философия древнего
мира и средник веков: учеб.
пособие для вузов/ В.Т.
5) Лукьянов А.Е.
Начало древнекитайской
6) Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. вузов/ Чанышев А.Н. - М.: Высшая школа, 2003. - 703с.