Философия древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация китайской философии………………………………………4
2. Становление китайской философии………………………………………..5
3. Школы и течения в древнекитайской философии…...............................7
3.1 Философия древнего даосизма…........................................................7
3.2 Философия древнего конфуцианства………………………..................9
3.3 Воззрения школы легистов..............................................................11
Заключение……………………………………………………………….12
список литературы………………………………………………….......13

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Ян  Чжу, Ле-цзы и Чжуан-цзы  конкретизируют учение Лао-цзы и в  зависимости от исторической динамики придают  даосизму новую стилистику философствования. Особенности  их стиля заключаются  в онтологизации идеи Дао в природной вещи, отчего Дао эстетизируется и при соприкосновении вещи с любым искусством человека выражается в художественной форме. Это нисколько не мешает философам строить чисто понятийные гносеологические и онтологические конструкции.  

Ян Чжу в основу своего учения положил принцип естественного бытия и наслаждения жизнью: это реакция на неестественность цивилизации. Ян Чжу берет человека в конечных пределах его физического, духовного и интеллектуального существований и открывает выход его чувственным потребностям, которые поглощают все, что производит цивилизация. При этом Ян Чжу критикует конфуцианство: он выражает сомнение в ценности деяний идеальных правителей древности и учит мудрой апатии относительно прижизненных славы и позора. 

Ле-цзы в эпоху Тан (7-10 вв.) был титулован как «прорвавшийся в пустоту истинный человек». Он детально доработал космологию Лао-цзы. В качестве исходной субстанции Ле-цзы полагал первоперемену (тай и). Ее генетическая пульсация выражается в числовом круге 1-7-9, что указывает на внутреннюю упорядоченность первоперемены и ее предрасположенность к порождению множественности. Далее первоперемена внутренне дифференцируется в три начала:  

ѕ пневмо-энергетическое (ци);  

ѕ формообразующее (син); 

ѕ материальное (чжи).  

Из них развивается  космос Неба и Земли, насыщенный животворной  энергией (цзин). В космосе рождается  человек, существование которого оптимизируется вечным хождением из небытия в  бытие (рождение) и обратно (возвращение). 

Чжуан-цзы, как и  Ле-цзы, подает философские идеи в виде художественно отточенной притчи. Он в подробностях производит диалектическую логическую модель даоского мышления в системе архетипа у чан/ у син с проекцией на природный космос. Эта модель состоит из пятиэлементного подвижного небесного круга, пятиэлементного статичного земного квадрата и соединяющей их оси тождества противоположностей «да» и «нет». В центральной точки оси находится безфункциональный предел - место разума (сердца) совершенномудрого человека. Парные категории в противоположностях инь и ян курсируют по этой модели («располагаются по кругу и постепенно переходят в квадрат»), в момент их встречи в центре оси происходит духовное просветление разума совершенномудрого человека, т.е. проявляется истина Дао. 

3.2 Философия древнего конфуцианства 
 

Древнее конфуцианство  представлено творчеством Конфуция (551-479 гг. до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 гг. до н.э.), частично Сюнь-цзы (ок. 313 - ок. 238 гг.) и отражено в их сочинениях «Лунь  юй», «Ли цзи», «Мэн-цзи», «Сюнь-цзы». 

Конфуцианство базируется на вертикальной составляющей архетипа у чан/ у син, мировоззренчески обращено в будущее. Конфуцианский идеал  человека - благородный муж или  сын правителя (цзюньцзы). Он выдвигается  в центр архетипа Дао на место  цзы как ставленник верхов. Благородный муж центрирует Поднебесную и превращает ее в одну социальную семью. Основная задача благородного мужа пробудить у народа веру к себе и повести его по пути духовно-нравственного совершенствования к новому цивилизованному Дао.  

Подобно Лао-цзы, Конфуций отрицательно оценивает наличное состояние Поднебесной. «Великое Дао сокрылось во мраке», общество «Великого единения» (да тун) разрушилось и теперь нужно было через построение общества «Малого процветания» (сяо кан) идти к обществу «Великого процветания». Выход к нему Конфуций видит в цивилизационных духовно-нравственных началах.  

Мудрец избирает в качестве путеводной нити духовный архетип у чан/ у син. Поднебесная  считается одной семьей. Все ее звенья соединяются отношениями  сыновней почтительности и братской любви. Эти отношения образуют корень конфуцианской добродетели (дэ), из которого взращивается человеколюбие (жэнь), а из него - цивилизационное Дао. Связи между верхами и низами общества ритуализуются (ли) и скрепляются справедливостью/ долгом (и), доверием (синь) и почитанием предков. Созданная таким образом система проецируется на космос и становится социоприродной. Космос антропоморфизируется и духовно-нравственные нормы архетипа у чан/ у син начинают действовать на человека с силой естественной необходимости.  

Аналогично  тому, как Лао-цзы  считает себя носителем  естественности (цзы  жань) в Поднебесной, так и Конфуций полагает себя единственным носителем культуры (вэнь). В силу этого Лао-цзы  и Конфуций критически относятся друг к  другу, что отразилось в текстах «Дао дэ цзин» и «Лунь юй» и положило начало историко-философской традиции в китайской философии.  

Мэн-цзы воспринял  конфуцианское учение и стиль  философского диалога. Его учение легло  в основу конфуцианской концепции  политической организации общества, сердцевину которой составляет доктрина «человеколюбивого правления» (жэнь чжэн). В основе доктрины лежат принципы:  

ѕ разделение всех людей  Поднебесной на тех, кто управляет (благородные мужи), и тех, кем  управляют (простолюдины); 

ѕ обеспечение зажиточной жизни народу; 

ѕ обучение народа.  

В контексте конфуцианской  задачи нравственного совершенствования  личности Мэн-цзы, определяя нравственное достоинство человеческой природы, пришел к выводу, что она добра. Согласно Мэн-цзы, высшая нравственная сила и предмет нравственного познания - Небо, Дао Неба - искренность, Дао человека - размышление об искренности и обучение других. Первым из конфуцианцев Мэн-цзы поставил вопрос о соотношении чувств и разума (сердца) в процессе познания. 

Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем, испытал значительное влияние даосизма, легизма и моизма. За обширнейшие  знания современные ученые называют его «энциклопедистом Древнего Китая». 

Мировоззренчески  Сюнь-цзы основывался на понимании  природы как естественной реальности и источнике всего сущего. Он отрицал раннеконфуцианское положение о божественности воли Неба. Первым в истории китайской философии Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении процессов, происходящих в природе, и деятельности человека и дал оптимистическое решение: познав естественное пространство в Дао, человек может подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи. Однако познать Дао может только совершенный человек - благородный муж. Дао познается в природном естестве, первая ступень - восприятие чувствами, вторая - размышление, третья - претворение Дао в жизни.  

Сюнь-цзы отчетливо  подразделял природное Дао и  социальное Дао. Сущность последнего составляют ритуал и долг/ справедливость, которые  необходимы для выправления злой природы человека. Именно в этом аспекте разворачивается философское учение Сюнь-цзы.

список литературы 
 

1) Философия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ Губин,  Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН  - Остожье, 2002. - 704с. 

2) Быков Ф.С. Зарождение  политической и философской мысли в Китае. - М., 1966. - 498с. 

3) Китайская философия.  Энциклопедический словарь / Глав. ред. М.Л. Титаренко. - М., 1994. - 695с. 

4) Философия древнего  мира и средник веков: учеб. пособие для вузов/ В.Т. Звиревич. - М.: Академический Проект, 2004. - 416с.  

5) Лукьянов А.Е.  Начало древнекитайской философии  («И цзин», «Дао дэ цзин»,  «Лунь юй»). - М., 1994. - 596с. 

6) Философия древнего  мира (история философии): Учебник  для студ. вузов/ Чанышев А.Н. - М.: Высшая школа, 2003. - 703с.

Информация о работе Философия древнего Китая