Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, -- философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация китайской философии………………………………………4
2. Становление китайской философии………………………………………..5
3. Школы и течения в древнекитайской философии…...............................7
3.1 Философия древнего даосизма…........................................................7
3.2 Философия древнего конфуцианства………………………..................9
3.3 Воззрения школы легистов..............................................................11
Заключение……………………………………………………………….12
список литературы………………………………………………….......13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Периодизация китайской
философии………………………………………4
2. Становление китайской
философии………………………………………..5
3. Школы и течения
в древнекитайской философии…..
3.1 Философия древнего
даосизма….....................
3.2 Философия древнего
конфуцианства………………………........
3.3 Воззрения школы
легистов......................
Заключение……………………………………………………
список литературы…………………………………
Введение
Философия (греч. phileo
-- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь
к мудрости) -- форма духовной деятельности,
направленная на постановку, анализ и
решение коренных мировоззренческих вопросов,
связанных с выработкой целостного взгляда
на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных
форм мировоззренческого сознания, предшествующих
философии, - мифологии и религиозного
мировоззрения, -- философское сознание
избрало своим ориентиром не авторитет
и традицию, не слепую веру, не апелляцию
к сверхъестественным силам, а свободное,
основанное на принципах разума, критическое
осмысление мира и человеческой жизни.
Философия противопоставила
антропоморфизму мифологии
Это же стремление к
выработке целостной системы миропонимания
на основе интеллекта отличает философию
от религиозного сознания, с которым она
в течение многих веков находилась в тесном,
порой весьма противоречивом, сложном
взаимодействии, и для которого характерно
преимущественное внимание к эмоциональной
сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам
человека, к поиску веры, к стремлению
к личностному общению с абсолютом.
Философия, таким
образом, выступает как рационально-
1. Периодизация китайской
философии
Китайская философия
сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох
Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до
н.э.) во время правления династии Чжоу
(11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия
ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция
(551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв.
до н.э.).
Вследствие отсутствия
единого критерия, периодизация китайской
философии осуществляется в историко-философской
науке по различным основаниям.
1) По порядку смены
правящих династий. Например, философия
периода Чуньцю - Чжаньго, философия
периода двух династий Хань и т.д.
2) По европейской
линейной матрице со смещением
хронологических вех. Выделяют
четыре периода:
ѕ древний (11-3 вв. до
н.э.);
ѕ средневековый (3 в.
до н.э. - 19 в. н.э.);
ѕ новый (середина 19
в. - 4 мая 1919г.);
ѕ новейший (с 1919 г. по
настоящее время).
3) По основным
направлениям, каждое из которых
подразделяется на периоды в
зависимости от изменения
Относительно древнего
периода развития китайской философии
у исследователей нет принципиальных
разногласий. По любым критериям он устанавливается
в рамках 7-3 вв. до н.э.
2. Становление китайской
философии
Все школы и направления
китайской философии вырастают из
общей основы, которую можно назвать культурой
Дао. В социально-историческом и теоретическом
срезах становление китайской философии
охватывает два периода: родовой и переходный
от рода к государству с соответствующими
типами родового и переходного мировоззрений.
Культура Дао сложилась в первый период.
Дао понимается как
сущность жизни. Геометрически Дао
изображают в виде сферы с вписанным
в нее кубом. Жизненные функции
Дао поддерживаются вселенскими
ритмами инь и ян. Ян воспринимается
извне и генерируется внутри Дао
сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен
пустотой, в которой растворены идеальное,
духовное и телесное качества. Пустота
пронизана системой энергетических полей.
Пять иньских полей располагаются по горизонтали,
они взаимодействуют по кругу и в такой
же последовательности поочередно заходят
в центр. Пять янских полей располагаются
вертикально и взаимодействуют по траектории
в виде восьмерки и тоже в определенной
последовательности входят в центр. Все
энергетические поля являются парными
аналогами друг друга. В центре - противоположные
поля инь и ян сливаются в единство и образуют
новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет
генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян.
В полном цикле сопряжения поля сплетают
25-частную спираль Дао.
С началом разрушения
рода и зарождением государства культура
Дао деформировалась. Элементы инь и ян
сходят со своих спиральных орбит, в центробежной
направленности разрывают объем Дао, а
в центростремительной сталкиваются в
противоборстве. В результате Дао ввергается
в хаос.
Движимый трагическими
обстоятельствами хаоса человек
сознательно берет на себя заботу
о восстановлении гармонии культуры
Дао. Это делают отдельные способные
к тому личности. Они ставят себя
на место центрального элемента цзы
в системе архетипа у чан - у син,
восстанавливают генетическую триаду
инь-цзы-ян и реставрируют Дао. Их теоретическое
творчество и проповедуемый ими образ
жизни в каждом реставрируемом ими типе
культуры Дао принимает статус философии.
Такие люди получают имя цзы и потому все
древнекитайские философы называются
цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы,
Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.
Философы направляются
в центр дао как ставленники
природных и социальных верхов и
низов: от широкой Земли и народа
(минь), от высокого Неба и правителя (цзюнь).
Соответственно они реставрируют Дао
на горизонтальной и вертикальной составляющих
архетипа у чан/ у син. В китайской философии
рождаются два основных направления -
даосизм и конфуцианство, между которыми
помещается призванное интегрировать
их учение «Книги перемен».
Каждое из направлений
вырабатывает свой термин и понятие
философии. В конфуцианстве философия
называются хаосюэ, что является аналогом
греческого слова «философия». Дословно
хаосюэ, как и в греческом языке,
означает любовь к мудрости: хао - любить,
сюэ - мудрость, учение.
В даосизме философия
называется цзюэсюэ - отрицание мудрости:
цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако
это только отрицание иллюзорной
человеческой самости и утверждение
подлинной всеобщей самости человека,
входящей в даосизме в понятие цзыжань
- естественность. В качестве любви даоская
цзюэ сопоставима с другим греческим словом,
означающим любовь. Даоская философия
цзюэсюэ, противоположная конфуцианской
хаосюэ, в греческой транскрипции может
быть названа агапософия.
Учение «Книги перемен»
вырабатывает свой термин и понятие
философии, которые не изрекаются в
слове, но выражаются символически в
триграммах и гексаграммах.
Таким образом, китайская
философия вводит в мировую философскую
культуру не один, а сразу три термина
и соответственно три идеи философии.
Реставрация культуры
Дао конфуцианством, даосизмом начинается
с духовной сущности. Этим определяются
исходные характеристики древнекитайской
философии:
1) В своих истоках
и эволюции китайская философия
есть философия дао (в аналогах инь и ян
- это философия Дао и Дэ).
2) Китайская философия
начинается с решения духовно-
3) Китайская философия
сознает и именует себя в
специальных терминах, понятиях
и идеях, стоит вровень с мировой
философией и открывает путь историко-философской
компаративистики.
3. Школы и течения
в древнекитайской философии
Первую классификацию
философских школ представил Сыма Тань
(2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные
указания о шести школах». Сыма Тань
условно выделил шесть школ:
ѕ «натурфилософы» (инь-ян
цзя);
ѕ «ученые конфуцианцы»
(жу цзя);
ѕ «моисты» (мо цзя);
ѕ «школа имен» (мин
цзя);
ѕ «законники» (фа цзя);
ѕ «даосисты» (дао
дэ цзя).
Его сын, знаменитый
историк Сыма Цянь, включил трактат
в свои «Записки историка».
Классификацию продолжил
Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась
в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.)
в «Истории ранней династии Хань». К
названным выше Лю Синь добавил еще
четыре школы:
ѕ «дипломаты» (цзун
хэн цзя);
ѕ «эклектики» (цза
цзя);
ѕ «аграрники» (нун
цзя);
ѕ «литераторы» (сяо
шо цзя).
Последняя не имела
самостоятельного значения и общее
число школ, таким образом, равнялось
девяти.
С позиций историко-философской
науки классификации
3.1 Философия древнего
даосизма
Древний даосизм
представлен учениями Лао-цзы (6 в. до
н.э.), Лец-зы (6 в. до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334
гг. до н.э.), Чжуанцзы (ок. 369- ок. 286 гг. до
н.э.) в сочинениях, названных их же именами:
«Лао-цзы» (впоследствии «Дао дэ цзин»),
«Ян Чжу» (сочинение утрачено, сохранилась
лишь одна глава в «Лец-зы»), «Лец-зы» и
«Чжуан-цзы». Основоположником даосизма
считается Лао-цзы.
Даосизм базируется
на горизонтальной (иньской) составляющей
архетипа у чан/ у син, мировоззренчески
обращен на родовое прошлое, в
котором усматривает природно-социальный
идеал. Даоский идеал человека - совершенномудрый
человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр
Дао на место цзы в качестве духовного
наставника Поднебесной. Совершенномудрый
центрирует Поднебесную и во всех жизненных
значениях превращает ее в единую семью
и дом.
Лао-цзы отрицательно
оценивает тогдашнее настоящее
и называет его хаосом. Причину
хаоса он усматривает в нарушении
цивилизацией естественного миропорядка
Дао, в результате чего человек утрачивает
подлинную самость. В пределе космических
истоков Дао есть вселенская пустота,
пронизанная натяженностью сил инь и ян.
Свою философскую задачу Лао-цзы видит
в том, чтобы вывести Поднебесную из трагических
границ цивилизации, вернуть ее по эволюционному
духовному маршруту к вселенской пустоте
и оттуда провести по пути естественной
генерации без цивилизационных помех.
Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный
космогенез Дао.
В даосизме существует
несколько путей вхождения в
Дао. Одних из них пролегает через
естественность (цзыжань), которой следует
и само Дао: «Человек берет за образец
Землю, Земля - Небо, Небо - Дао, Дао - естественность».
Естественность уравновешивает через
среднее звено цзы борющиеся противоположности
инь и ян и задает матрицу гносеологических,
психологических, онтологических и социологических
принципов даосизма: деяние недеяния,
движение недвижения, учение неучения,
служение неслужения, знание незнания,
говорения неговорения и др. Эти принципы
отливаются в философское суждение о Дао
в виде парадокса: светлое Дао подобно
темному Дао, наступающее Дао - отступающему,
совершенное Дао - ущербному Дао.
В учении о познании
ключевой предмет - Дао. Оно постигается
человеком не по частям, а открывается
ему в самопознании (цзы чжи) полностью
в акте мгновенного просветления разума
(сердца) при достижении состояния естественности.
В психологии Лао-цзы
восстанавливает духовный архетип
у чан/ у син в форме пяти
духовных качеств дао-дэ-жэнь-и-синь
и запускает его в
Говоря об обществе,
Лао-цзы отвергает