Философия Древнего Китая и Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине
второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

неизвестным.

                                Природа знания и логические идеи 
 

      Человеческое сознание, мышление  в китайской философии стали   предметом

специального  исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого  времени  по

вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

      Вопрос о знании и  его   источниках  сводился  в  основном  к  изучению

древних книг заимствованию  опыта  предков.  Древнекитайских  мыслителей  не

интересовало  понятийно-логическая основа знания.

      Конфуций считал  основным  методом   получения  знаний  -  обучение,  а

источником знания  древнее  придание  и  летописи.  Он  проповедовал  способ

восприятия знаний через призму традиционных установлений  и  подгонки  новых

знаний, нового опыта под авторитеты древности.  Превратившись  в  освященную

авторитетом веков  традицию и привычку,  конфуцианский  образ  мышления  стал

серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.

      Антиподом конфуцианства  была  школа  ранних  и  поздних  моистов.  Их

взгляды  на  познание  были  не  только  обобщением   достижений   китайских

мыслителей V-III в.  до  н.  э.  в  области  изучения  мышления  и  процесса

познания,  но  и  вершиной  достижения   китайской   философии   в   области

гносеологии и  логики вплоть до конца XIX  в.  Заслуга  Мо-цзы  и  моистов  в

истории китайской  философии состоит в том, что  они  первыми  начали  изучать

сам процесс  познания, поставили  вопрос  о  критерии  знания,  об  источнике

знания, о путях  познания человеком  окружающего  мира  и  самого  себя.  Они

рассматривали вопросы о целях и практическом  значении  знания,  о  критерии

истинности и  пытались дать ответы на них.

                            Древнеиндийская философия. 

       Возникновение, основные периоды и школы индийской философии 

      Философия в  Индии  возникла  на  основе  одной  из  самых   древнейших

человеческих  цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к  15-10  вв.

до н.э., сохранились  до настоящего времени. В истории индийской философии

различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или  брахмано-буддийский

– с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.;  4)  новая

и современная  индийская  философия.  К  дрревнеиндийской  философии  относят

ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.

      К 6 в. до н.э.  в Индии складываются  предпосылки  для  экономического,

политического, социального  и, следовательно, духовного  перелома в  развитии

страны - появление первых государств,  скачок  в  развитии  производительных

сил, связанный  с  переходом  от  бронзы  к  железу,  формирование  товарно-

денежных   отношений,   рост   научных   знаний,   критика    установившихся

нравственных  представлений и установок. Эти факторы послужили  основой   для

появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие  гpуппы. 

      Пеpвая гpуппа - это оpтодоксальные  философские  школы  Дpевней   Индии,

пpизнающие автоpитет Вед - Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI  в.  до

н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III  в.  до  н.э.),  Йога  (II  в.  до

н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.). Втоpая гpуппа - неоpтодоксальные  школы,

не отрицающие непогрешимость Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.),  Буддизм  (VII-

VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии 

                                                     Джайнизм 

      Джайнистская школа  возникла  в  VI  веке  до  нашей  эpы.   Философия

джайнизма  получила  свое  название  по  имени одного  из   основателей   –

Ваpдхамана (9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель ("Джина").

      В основе Джайнизма лежит учение  о  таттвах  –  сущностях,  являющихся

исходным  материалом,  из  которого   строится   мир,   и   вместе   с   тем

фундаментальной истиной, из которой  строится знание. Две главные  таттвы  –

это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что  не

является душой).   Материя  –  одна  из  разновидностей  адживы,  обладающая

качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса.  Материя атомарна  и

доступна органам  чувств, изменяема, не имеет начала и конца  и  не  является

результатом божественного  творчества. Единой  души,  или  высшего  бога,  не

существует.  В  мире  существует  огромное  и  неизменное  количество   душ,

воплощенных в  живые существа или невоплощенных. Души, как и  материя,  никем

не созданы, и  существуют   изначально  и  всегда.  Всякая  душа  всеведуща,

всепроникающа и всемогуща, но ее возможности  ограничены  телом,  в  котором

она живет.

      Цель учения джайнизма - достижение  такого обpаза  жизни,  пpи   котоpом

возможно  освобождение  человека  от  стpастей.  Главным  пpизнаком  души  у

человека джайнизм считает pазвитие сознания.  Степень  сознательности  людей

pазлична. Это от того, что душа  склонна отождествлять себя  с телом.  И

несмотpя  на  то,  что  по  пpиpоде  душа  совеpшенна   и   возможности   ее

безгpаничны, в  том числе безгpаничны возможности  познания;  душа  (скованная

телом) несет  в себе также и бpемя пpошлых жизней, пpошлых  действий,  чувств

и мыслей. Пpичина  огpаниченности души – в ее пpивязанностях  и  стpастях.  И

здесь  огpомна  pоль  знания,  только  оно  способно  освободить   душу   от

пpивязанностей,  от  матеpии.  Это  знание  пеpедается  учителями,   котоpые

победили (отсюда Джина - Победитель) собственные стpасти и способны  научить

этому дpугих. Знание - это не только послушание  учителю,  но  и  пpавильное

поведение, обpаз действий. Освобождение от стpастей  достигается  с  помощью

аскетизма. 

                                            Буддизм 

      Зародился в 6-5 вв. до н.э., в  3 в. до н.э.  провозглашен  официальной

религией.   Основатель    учения    –    Сиддхартха,    прозванный    Буддой

(просветленным).  Выдвинул  три  положения   :жизнь   исполнена   страданий,

существует причина  возникновения страданийй, есть возможность  избавления  от

страданий. Проповедует  избавление от страданий  путем отказа  от  желаний  и

достижение «высшего просветления» –  нирваны.  Нирвана  –  состояние  полной

невозмутимости, освобождение от всего,  что  приносит  боль,  отвлечение  от

мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая  сущность

не  существует.  Существует  лишь  поток  постоянно  сменяющихся   состояний

сознания. Все  существующее в мире временно. 

                                       Локаята (Чарвака) 

      Возникновение  данного  учения   связывают   с   мифическим   мудрецом

Брихаспати, ряд  постулатов приписывают Чарваке (поэтому  иногда  это  учение

называют «Чарвакой»).

      В основе Локаяты лежит учение  о  том,  что  все  предметы  состоят  из

четырех элементов : земли, огня, воды и воздуха. Элементы  существуют  вечно

и являются неизменными. Все свойства предметов зависят  от  того,  сочетанием

каких элементов  они  являются,  и  от  пропорций,  в  которых  эти  элементы

сочетаются. Сознание, разум и органы  чувств  тоже  возникают  в  результате

сочетания  этих  элементов.  После  смерти  живого  существа  это  сочетание

распадается,  его  элементы  присоединяются  к   элементам   соответствующей

разновидности неживой природы. Единственный источник  познания  –  ощущение.

Органы чувств могут  воспринимать предметы, так  как они сами состоят из  тех

же  элементов,  что  и  предметы.  На   этом   основании   учение   отрицает

существование внечувственных и сверхчувственных объектов,  и  прежде   всего

бога, души, воздаяния  за дела, рая, ада и т.д. Т.е.  отрицает  существование

какого-либо другого  мира, кроме материального.

Исторически сложилось  так, что развитие Китая  в течение длительного

периода времени  шло  обособленно  от  развития  европейских  стран.  Знания

китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это  способствовало

появлению в  Древнем Китае представлений  о том, что  Китай  является  центром

мира, а все  остальные страны находятся в  вассальной зависимости от него.

      Что же касается Европы, то  она по-настоящему “открыла”   Китай  лишь  в

период позднего средневековья, когда после путешествия  Марка  Поло  в  Китай

стали прибывать  миссионеры для обращения многомиллионной  массы  китайцев  в

христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не  сумели

понять ее традиции. Это  привело  к  искажению  истинного  облика  китайской

культуры, в том  числе и основной части философии.

      С легкой руки миссионеров Китай то  представал  как страна  особых,

неповторимых  в своей оригинальности традиции и  культуры,  где  люди  всегда

жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то  как

страна где  якобы в первозданной чистоте  сохранились  утраченные  на  Западе

истинные моральные  принципы.  Это  привело  к  появлению  двух  диаметрально

противоположных точек зрения на  историю  китайской  культуры  и  философии.

Одна из них  сводилась к противопоставлению западной и китайской  культуры  и

философии за счет принижения последних, а другая - к  превращению  отдельных

элементов  китайской  культуры,   в   том   числе   и   философских   учений

(конфуцианство), в образец для подражания. 

      Индийская философия - это истинно "живые плоды",  пpодолжающие  питать

своими соками миpовую  человеческую  мысль.  Индийская  философия  сохpанила

полную пpеемственность. И ни  одна  философия  не  оказала  такого  сильного

воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, котоpый идет с  Востока",

"истины о  пpоисхождении pода  человеческого",  котоpым  были  заняты  многие

философы, теософы, и, наконец,  хиппи  в  60-70  годах  уже  нашего  века  -

Информация о работе Философия Древнего Китая и Индии