Философия Древнего Китая и Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 00:53, реферат

Описание работы

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита знание. Веды представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.
- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

Работа содержит 1 файл

1 лекция по философии.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

1)

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита знание. Веды представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.

- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

- брахманы - книги,  написанные индийскими жрецами  (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;

- араньяки - книги лесных отшельников;

Позднее Веды были дополнены брахманами, содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками — наставлениями для отшельников, упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской религии.

Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла настоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.

Брахманизм

Официальная наука  относит этот период индийской религии  к периоду VI в. до н.э. — X в. н.э. Это период характеризуется, с одной стороны, развитием религии арийских народов, сохранивших наследие и символы древних вед; древневедийские символы и божества постепенно связываются с различными кастами и образом жизни, характеризующим эти касты. С другой стороны, это период формирования основных философских идей Индии. Параллельно с брахманизмом возникают философские учения буддизма и джайнизма, отрицающие авторитет вед. Также этот период можно назвать этическим, т.к. здесь происходило формирование основных этических концепций индийской философии.

Веданта полностью признает верховный авторитет Вед и ведийской традиционной литературы, особенно Упанишад, взгляды которых она достраивает до целостной идеалистической системы. В соответствии с этим веданта утверждает, что источником высшей истины является полученное избранными людьми, поэтами-риши, сверхъестественное откровение о боге, сущности мира и смысле жизни; веданта принимает бога как творца мира; считает первичным духовное в лице Атмана-Брахмана; верит в посмертное существование души и отвергает окружающий нас мир как иллюзию.

Миманса- Пытаясь оправдать авторитет вед, представители мимансы весьма подробно рассматривают природу познания, природу и критерий истины и заблуждения, различные источники достоверного познания и другие подобные проблемы. В теории познания мимансы встречаются некоторые весьма интересные проблемы. Другие школы, в особенности веданта, в ряде теоретико-познавательных вопросов опирались именно на мимансу.

Миманса, в отличие от веданты, не признает бога в качестве творца мира. Она во многом близка к веданте, но в онтологии ближе к вайшешике.

Санкхья— философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.

Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.

Йога- В переводе с санскрита «йога» означает «связь». В данном случае имеется в виду связь души с Верховной личностью Бога. Философия йоги обладает следующими свойствами:

  • Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.
  • Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.
  • Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.
  • Практична, т.е.предлагает способы управления телом.
  • Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Манас - собственно сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт, личностное мировидение.

Вайшешика -школа индийской философии, признающая авторитет Вед, но развивающая свои теории на независимых основаниях. Вайшешика утверждает, что небытие так же реально, как и бытие. Когда мы смотрим на ясное ночное звездное небо, а это надо делать почаще, ибо, как сказал поэт, Чаще на Небо гляди темной безоблачной ночью!Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод.В каждой пылинке громадный мир заключен...Бесконечность Стала наглядной... Как жалок день, что прошел в суете!— когда мы смотрим на ночное небо, мы столь же уверены в небытии на нем Солнца, как и в бытии Луны и звезд.Вайшешика анализирует небытие и проводит там тонкие различия.

 Ньяя. Основателем ньяи считается мудрец Готама. Ньяя полностью признает существование бога. Бог —устроитель мироздания. Цель бога —благо всех существ. Бог —вечное и бесконечное «Я», которое создает, сохраняет и разрушает миры. Бог мир не из ничего, а из тех же вечных атомов земли, воды, воздуха и огня, а также из эфира, пространства и времени. Создание мира есть его упорядочение. Бог не творец, а демиург. Он поддерживает бытие мира своей волей. Но бог и разрушает мироздание. И совершает он это по моральным причинам. Мироздание носит не только физический, но и этический характер, ибо в нем есть также и умы-манасы и души. Бог —моральный руководитель всех живых существ. Искажение морального порядка ведет к разрушению мироздания богом.

Доказательства  бытия бога: ньяя пытается доказать бытие бога на следующих основаниях: 1) одной материальной причины недостаточно для объяснения мироздания в целом и всего того, что там происходит,—должна быть и разумная причина; 2) бог распоряжается адриштой. Напомним, что адришта — совокупность достоинств и недостатков, накопленных нашими хорошими или дурными деяниями как в этой жизни, так и в прошлых наших существованиях. Добродетель способствует чувству уверенности, безмятежности и спокойствия, т. е. счастью, порок же ввергает нас в состояния подозрительности, отчаяния и тревоги. Будучи неразумным принципом, адришта нуждается в руководстве со стороны бога. Именно он контролирует нашу адришту и дает нам радости и печали в строгом соответствии с нашей адриштой. Он наказывает порок несчастьем, а добродетель—счастьем. 3) В пользу существования бога говорит и авторитет Вед.

 

Йога , санкхья, ньяя и вайшешика так же, как и миманса, не признают бога в качестве творца мира, но 'В отличие от мимансы и веданты, прямо исходящих из Вед, эти четыре даршаны строят свои мировоззренческие системы на собственных основаниях.

 

Джайнизм.Праведники- Паршва и Махавира. Паршва основал в Бихаре (Восточная Индия) свою общину, куда принимались и мужчины и женщины. Члены общины делились на мирян и аскетов и соблюдали четыре обета: ахимса — не наносить вреда живому, сатья — быть правдивым, астейя — не воровать и апариграха — непривязанность, отрешенность.

Махавира из варны кшатриев, живший в VI в. до н. э., наложил на джайнов обет целомудрия (брахмачарья), требовавший от аскетов полного воздержания от секса’ а от мирян — соблюдения супружеской верности и ограничения себя в наслаждениях. Монахи-аскеты жили в лесах нагими.

 

Буддизм. Главный закон жизни. Смысл его в том, что добро и зло — абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. Возможно, что отзвук этого закона можно прочитать в тех строках «Дхаммапады», где говорится, что «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она». Нравственные нормы буддизма: смирение, целомудрие, благочестие, любовь к ближнему, человеколюбие, братство, прощение обид.

Приблизительно  в это же время на неизвестном  индусам Западе другой философ, на этот раз грек, по имени Гераклит утверждал, что «справедливость в распре»  и что «борьба — отец всего  и царь над всеми» .

Возможно, что  на Будду «снизошло» то, что было затем названо «четырьмя благородными истинами» или, по крайней мере, часть их. Ведь именно об этом сказано в первой, бенаресской, проповеди Будды, которая известна под названием «Дхарма-чакра-правартана-сутра» («Сутра, приводящая в движение колесо»), в которой говорится о том, что в жизни следует придерживаться среднего, срединного пути между потворством чувственным наслаждениям и аскетизмом (крайним аскетизмом) и излагается то, что затем стало называться в буддизме «четырьмя благородными истинами».

Четыре  благородные истины. Первая из этих истин нам уже известна: жизнь есть страдание (духкха). Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему неведома.

Вторая «благородная истина» говорит о причине  страдания. Будда полностью разделял веру большинства индусов в то, что за смертью любого живого существа следует его новое рождение, правда, в другом образе.

Из этого следует  третья истина: если страдание имеет  причину, то возможно прекращение страдания  через «полное бесследное уничтожение  этой жажды, отказ (от нее), отбрасывание, освобождение, оставление (ее)».

Наконец, четвертая  благородная истина говорит о  «пути», ведущем к освобождению от страдания. Это и есть тот срединный  путь, о котором говорилось выше.

Восьмеричный  путь. Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь: 1) должное понимание четырех истин, 2) правильная решимость, т. е. воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами, 3) правильная речь 4) правильное действие, т. е. непричинение зла живому (ахимса), воздержание от воровства, 5) правильный образ жизни, т е. привычка жить честным трудом, 6) правильное усилие, т. е. борьба с соблазнами и дурными мыслями, 7) правильное направление мысли, т. е. понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму, 8) правильное сосредоточение.

В свою очередь, правильное сосредоточение имеет четыре ступени: а) сначала мы сосредоточиваем  свой чистый и незамутненный ум на осмыслении и истолковании истин; б) на второй ступени мы уже верим  в эти истины — и тогда связанное  с исследованием беспокойство отпадает, и мы достигаем душевного спокойствия  и радости; в) затем, на третьей ступени, мы освобождаемся и от радости, в  частности от ощущения своей телесности, г) наконец, на четвертой ступени  мы достигаем состояния полной невозмутимости и безразличия.

Это искомое состояние  нашего духа Будда назвал нирваной.

Нирвана. Слово нирвана происходит от глагола нирва — «задувать», «тушить (огонь)» — и означает в качестве прилагательного «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного — «исчезновение», «конец», «прекращение существования», «удовлетворение», «ублаготворение», «блаженство», «вечный покой» и, наконец, «спасение от перерождений». Нирвана — видоизменение понятия мокши. Но нирвана — мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души), который достигается еще при жизни человека. Тем самым потусторонний мокша стал как бы посюсторонним.

 

Чарвака. В отличие от других даршан, чарвака-локаята категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атмана-Брахмана, и по существу строит свое мировоззрение на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Словно как бы единственно трезвые среди пьяных чаркаки-локаятики говорили о реальности и единственности нашего мира, в котором мы живем как деятельные и разумные существа, обеспечивающие материальное существование представителям грезящего сознания. Поэтому чарвака-локаята и адвайта-веданта абсолютно противоположны.

 

 

2)

Особенности древнекитайской философии. Школы. Философия в Китае возникает в конце Лего и достигает своего наивысшего расцвета в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: 1) жу цзя (конфуцианство), 2) мо цзя (моизм), 3) фа цзя (школа закона, по-европейски —легизм),4) даодэ цзя (даосизм), 5) школа «иньян цзя» (натурфилософы), 6) мин цзя (школа имен).

При этом в большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма — наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики.

Информация о работе Философия Древнего Китая и Индии