Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:41, реферат
Творчество выдающегося русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова очень непросто для понимания. Это был мыслитель, руководствовавшийся прежде всего религиозной интуицией, зачастую не доводя своих идей до полной ясности. Его взгляды и направление творческого поиска не раз претерпевали изменение. В наш политизированный век Булгакова обычно "раздергивают на цитаты", стараясь заполучить его в свой лагерь, забывая, что, тем не менее, его напряженные духовные искания имели свою внутреннюю логику.
Введение
Философия хозяйства Булгакова, анализ работы хозяйства, как социоприродные явления у С.М.Булгакова
Заключение
Литература
C позиции С.
Булгакова, в
Капиталистический
дух может развиться в сторону
духа экономизма и общества потребления,
что приведет к трансформации
капитализма. История продемонстрировала
правоту Сергея Булгакова. Капитализм
изменился. Альтруистическая этика
труда модифицировалась в этику
эгоистического самосохранения. Аскетизм
трансформировался в гедонизм. Капиталистический
индивидуализм видоизменился в
обезличенный патернализм - зависимость
личности от бюрократической власти
корпораций и государства. Ценности
классического капитализма
Русский мыслитель
критиковал психологию экономизма как
психологию мещанского духа в истории.
Фактически, он говорил об обществе
потребления, где хозяйственные
потребности и процесс их удовлетворения
заменяют религиозную картину мира,
где религиозная энергия
Если развивать булгаковскую философию хозяйства, то надо указать на то, что образ Бога в человеке обнаруживает призвание стать творческим мостом между природой и Богом. Забвение трансцендентных источников творчества, игнорирование модели творческих отношений "Бог-человек-природа", забвение "божественного полюса" творчества, интерпретация творчества в плоскости биполярной модели "человек-природа", где творческий процесс идентифицируется с рациональным инструментальным действием, направленным на удовлетворение эгоистических намерений, приводит к формированию репрессивно-тиранического разума. Подобно ориентированный разум стремится к манипулированию действительностью в эгоистичeских целях и постепенно подчиняется языческой мифологии экономизма, становится рабом страстных инстинктов, порабощается витальным, деперсонифицируется, приводит личность к распаду. Из духовного самодержца, разумно управляющего своим телом и веществом всего мира, человек превращается в раба природы и собственных страстей. Макс Вебер говорил о христианском рациональном действии как источнике капитализма. Формирование целерационального действия вызвано к жизни христианской антропологией - теорией божественного отражения в человеке посредством таланта свободного рационального созидания. Однако Макс Вебер не демонстрировал мутацию рационального действия, основанного на христианской картине мира, в постхристианское рациональное действие, превращение классического капитализма в капитализм языческо-потребительский, где над реальным сектором экономики выстраивается виртуальный, связанный с возбуждением искусственных потребностей человека. Макс Вебер не показал возможность реорганизации классического капитализма и культуры протестантского индивидуализма в капитализм потребительского общества, современный турбокапитализм, имеющий в качестве духовного стержня массовую культуру нарциссизма, хотя и указал на опасные последствия автономизации целерационального действия от христианских истоков. И тут веберовский подход нуждается в восполнении булгаковским, демонстрирующим возможность ценностных трансформаций духовных оснований капитализма. Искушение духом экономизма может быть преодолено только на пути религиозного восприятия экономической жизни как сотворчества человечества с Богом. Необходимо развитие хозяйства, в котором учитывается реальность трансцендентного как полюса человеческого творчества, в котором человечество осознает свою миссию по установлению общности между Богом и природой. Потребительский же капитализм предстает как путь поиска автономии от Бога посредством языческо-мещанского восприятия мира.
Булгаковская интерпретация человечества как целостного субъекта, который через экономическую деятельность создает собственную историю как историю универсального тела, чрезвычайно важна для истолкования турбокапитализма. Разделение человечества на хороших и плохих потребителей, адаптированных к рынку и неадаптированных, последовательно проведенное с позиции "экономического расизма", при котором интересы неадаптированных игнорируются, является путем к глобальному конфликту. Субъектом хозяйственной деятельности выступает все человечество, а не его привилегированное меньшинство. Человечество как целостный субъект хозяйственной деятельности отражает творческое единение Лиц Троицы. Единение человечества посредством совместного хозяйственного действия может быть обосновано через тринитарную теоонтологию. Булгаковcкое видение человечества как единого субъекта хозяйственной деятельности может помочь в преодолении языческих теорий капитализма, основанных на греховном разделении общей человеческой природы, поставив проблемы взаимной ответственности и солидарности. Различие в экономической жизни, наличие успешных и неуспешных субъектов хозяйственной деятельности не могут быть поводом для фундаментального разделения человечества на избранных и отвергнутых, между которыми лежит пропасть взаимоотчуждения. Такой взгляд нельзя квалифицировать как христианский, так как христианское благовестие призывает увидеть образ Божий во всем человечестве, утверждая независимость достоинства человеческой персоны от экономического благосостояния. Булгаковcкое видение может помочь по-новому увидеть проблемы экологии и технологического развития. Разрушение природы турбокапитализмом идентично всечеловеческому самоубийству, потому что природа - продолжение человеческой телесности.
Капитализм, модернизация, развитие научной рациональности, безусловно, могут быть рассмотрены как порождение христианского духа Европы. Отмеченные формы цивилизационного развития гармонично существуют при подчинении духовным основаниям христианства. При "выпадении" из христианского контекста, "отрыве" от христианской духовной оси, поглощении языческой религией консюмеризма цивилизационное развитие способно провоцировать глобальные конфликты, усиление экономического неравенства, экологические катастрофы. Черная магия консюмеризма должна быть осознана как одна из глобальных проблем человечества XXI столетия, как вызов для стран христианского наследия. Преодоление религиозной психологии консюмеризма, несущей отчуждение между людьми, дискриминацию экономически неадаптированных, нежелание видеть образ Божий в ближнем и деятельно соучаствовать в его судьбе, утверждающей взгляд на человека как на животное, замыкающей поиск смысла жизни горизонтом примитивных материальных потребностей, может быть увиденo как первоочередная задача европейского мира. Преодоление консюмеристского отношения к жизни возможно через возвращение к христианскому пониманию хозяйственной деятельности как духовного подвига экономического творчества, способствующего утверждению единства между людьми.
Подведем итоги,
взгляд на хозяйственную деятельность
как на подвиг духовного творчества,
связанный с общественным служением,
исполнением нравственного
Заключение
Проделав путь "от марксизма к идеализму", Булгаков приступает к разработке собственного религиозно-философского учения. Это учение о Софии, Богочеловечестве и о связи мира с Богом. Особенностью этого учения является то, что в отличие от других религиозных философов Булгаков не отвергает земной мир и не стремиться преодолеть его, но напротив всеми силами пытается оправдать его во всей его материально-телесной полноте.
Первым шагом
на пути этого учения стал большой
труд "Философия хозяйства", написанный
Булгаковым в 1912г. В этой работе он дает
философский анализ проблемы хозяйства,
в котором предпринимает
О задаче "Философии хозяйства" С.С.Хоружий в своей статье о Булгакове говорил так: "В центре книги- задача религиозного осмысления экономической сферы. Тут последовательно "вскрываются софийные корни" хозяйственной деятельности человека во всех её аспектах и категориях- труд, производство, потребление...".
Литература
1. С.Н. Булгаков. Об экономическом идеале // Героизм и подвижничество. - М.: "Русская книга", 1992. - с.338-379.
2. Булгаков С.Н. Неотложная задача //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. - с. 25-60.
3. Булгаков С.Н.
От автора.//С.Н. Булгаков. Два града.
Исследования о природе
4. Булгаков С.Н.
Христианство и социальный
5. Булгаков С.Н. Христианство и социализм. //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. - с. 205-234.
6. С. Булгаков. Мое рукоположение // Тихие думы. - М.: Республика, 1996. - с. 344-351.
7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. - 412 с.
8. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994. - 415 с.
9. Булгаков С.Н.
Центральная проблема
10. С.Н.Булгаков. Православие
и социализм.//Два града.
11. Прот. Сергий Булгаков. Православие: Очерки учения православной Церкви, - М., Терра,1991.
12. С. Булгаков. Душа социализма. Часть I.// Новый град, №1, - Париж, 1931 г. - стр. 49-58.
13. С. Н. Булгаков. Первохристианство и новейший социализм.//"Два града. Исследование о природе общественных идеалов". - Спб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589с.
14. С. Н. Булгаков. Карл Маркс как религиозный тип.// С. Н. Булгаков. "Героизм и подвижничество". М., "Русская книга", 1992.
15. С.Н. Булгаков. Религия и политика (К вопросу об образовании политических партий) //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. - с. 60-68.
16. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм// С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 - с. 207-247.
17. Булгаков С.Н.
Основные мотивы философии
18. В.Н. Лосский. Богословие света в учении св. Григория Паламы//По образу и подобию. М.: Изд-во Свято Владимирского Братства, 1995. - с. 51-72.
19. Прот. Сергий Булгаков. Агнец Божий. О Богочеловечестве. ч.1. (Автореферат)// Путь, № 41 (ноябрь-декабрь), 1933. - с. 101-105
Известный русский философ, экономист, богослов Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944) внес значительный вклад в русскую идеалистическую философию.
После нескольких
лет работы приват-доцентом в Киевском
университете в 1906 г. Булгаков переезжает
в Москву, где становится приват-доцентом
Московского университета, а с 1907
г. — профессором политэкономии
Московского коммерческого
В 1918 г. Булгаков принимает
сан священника. В 1922 г. он был выслан
из России, жил вначале в Праге,
а затем переехал в Париж, где
работал профессором богословия
и деканом Православного
Одной из важных философских проблем для Булгакова была проблема истинного принципа, на котором должно быть основано устройство общественной жизни. Среди наиболее известных его работ, посвященных этой проблеме, была книга “Два града” (1911). Отойдя от марксизма, Булгаков оценивает его как человекобожие, возведение человеческого рода в ранг бога, и одновременно как теорию, “бесцеремонно” относящуюся к человеческой индивидуальности. Если христианство, по мнению Булгакова, заставляя человека ощутить в себе бессмертный дух, пробуждает личность, указывает для каждого человека путь его собственного развития, внутреннего роста, то социализм Маркса упраздняет индивидуальность, ставя во главу общественные отношения, сводит личность к “социальным рефлексам” и заимствует мессианскую идею, заменив понятие “избранного народа” на пролетариат с его особой революционной миссией, а сатану на класс капиталистов с его непреодолимой склонностью к накоплению. Тем не менее, социализм способен стать средством для осуществления “требований христианской этики”, но для этого он должен отказаться от атеизма и экономического материализма, ибо рост материального благополучия в обществе без развития духовного добра приводит лишь к трагедии. По мнению Булгакова, “принципиально христианский социализм вполне возможен”, в нем социальное равенство и социальная справедливость соединены с религиозным откровением и стремлением личности к абсолютному добру — божественному началу. Булгаков пытался провести свои идеи в жизнь, участвуя в 1906 г. в создании Союза христианской политики и будучи избранным как беспартийный “христианский социалист” во вторую Государственную думу в 1907 г.