Философия буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:08, реферат

Описание работы

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он возник на пять веков раньше христианства и на двенадцать столетий раньше, чем ислам. Вместе с буддизмом в истории человечества возникла вероисповедная связь, которая отличалась от этнической, языковой и политической связи. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они живут.

Содержание

Введение 3
Философия буддизма
2.1 Возникновение буддизма 6
2.2 Основные идеи 6
2.3 Учение 9
Заключение 14
Литература 15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 101.49 Кб (Скачать)

      Эти ступени помогают человеку достичь самопознания, добродетели и наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Достижение нирваны- высшая цель буддиста. Нирвана - это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений.

       Широкое распространение буддизма, превращение его в господствующую религию привели к существенным изменениям в самом содержании учения. Эти изменения шли в двух направлениях. Во-первых, учение Будды приспосабливалось к местным условиям, делалось более понятным простому народу, а не только монахам, а во-вторых происходило его дальнейшее усложнение. Вследствие этого вероучение распалось на два течения Хинаяна и Махаяна . 

2.3 Учение

       Для раннего буддизма были характерны абстрактность догматики, недостаточное развитие мифологии, относительная бедность культа. Все это ограничивало его распространение в широких народных массах, для которых более понятными и привлекательными были зрелищные культовые ритуалы и церемонии. В дальнейшем развитие буддизма происходило в основном именно в этом направлении.

       Начиная с IV в. До н.э. Пенджаб и Северо-Западная Индия становятся объектами проникновения греков, парфян, бакрийцев. Распространение буддизма столкнуло его с местными религиями  ряда новых стран и народов, далекими от абстрактно-схоластического философствования.

       Буддизм стал приспосабливаться к их бытовым и религиозно-идеологическим традициям. Он заметно изменился и в содержании, и в форме в  процессе своей дальнейшей эволюции. Наиболее ярко этот процесс выразился в выделении Хинаяны и Махаяны.

       Первой записанной системой учений была - Хинаяна. Хинаяна « малая колесница» - более ранняя форма буддизма. Колесница означает "движение ума", т. е. путь мышления, чувства, действия и т. д., который ведет к определенной цели. Она скромная в том смысле, что предполагает методы достижения скромной, а не высшей цели. Она существует для тех, кто просто работает над преодолением своих собственных проблем, т. к. для них было бы непосильно работать с целью преодоления всеобщих проблем. Вместо того, чтобы стремиться стать буддой, они стремятся стать освобожденными людьми .

      Будда учил, что в текущую мировую эпоху появится 1000 будд. В системе Хинаяны утверждается, что для того, чтобы стать буддой, необходимо следовать пути бодхисаттвы, т. е. полностью посвятить себя оказанию помощи другим к самоусовершенствованию, чтобы делать это наилучшим образом; однако все 1000 мест уже заняты. Следовательно, работать для того, чтобы стать буддой в текущей эпохе нет смысла, поэтому следует стремиться к тому, что является практически достижимым, т. е. стремиться стать освобожденным человеком.

      Далее, Будда учил, что когда человек достигает нирваны, или освобождается от собственных проблем, тогда поток сознания прерывается или гаснет подобно свече. Это помогает людям, не преследующим высшие цели, не быть подавленными страхом, а также дает им возможность ощутить, что действительно наступит конец их страданиям, и таким образом вступить на путь Хинаяны.

         Здесь нет яркого выражения идеи Бога. Место Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы. Согласно этому закону все в мире происходит таким образом, что ни один результат действия не происходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своим прошлым деяниями.

    Хинаяна - это учение о помощи самому себе, т. е каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Одним из непременных условий просветления в хинаяне является выполнение обетов и медитации. Медитация - это особое состояние сосредоточенного размышления. Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести «высшую мудрость».

    В хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается «чистое сосредоточение», или сосредоточение на «неволнении»: объектом медитирования является здесь «успокоенность» дхарм, т.е. нирвана.

     Строгость практических моральных предписаний раннего буддизма требовала от последователей этого учения монашеского образа жизни, поэтому ранние буддийские общины представляли собой братства нищенствующих монахов. В них принимали людей разных каст, но был запрет включать в общину рабов, солдат и преступников. Монашеский устав был строгий : члены общины не могли иметь никакого имущества, кроме простой одежды желтого цвета ( желтый цвет в Индии был присвоен низшим, « нечистым» кастам). Они жили подаянием, ели один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия.

    Но этот путь предназначен только для сильных, которых очень мало в этом мире. Основная масса людей не смогла следовать по этому пути, ибо он требовал ухода от жизни, его могли достигать только монахи. Основная же масса людей принесла в буддизм свои привычки, верования и традиции, которые вскоре становятся частью принятой ими новой религии. Так возникла школа махаяны.

       Основателем, записанных позднее, учениях Махаяны «большая колесница» считается видный буддийский богослов Нагарджуна, живший в I веке н.э. в Южной Индии. В учениях Махаяны те 1000 Будд, о появлении которых говорил Будда, рассматриваются как основатели мировых буддийских религий. Кроме них появится также множество других Будд, которые не будут основателями мировых буддийских религий; стать одним из этих Будд возможно. Более подготовленных учеников Будда наставлял, как стать Буддой: это означает не только преодоление собственных проблем, но и собственных ограничений, а также максимальную реализацию возможностей по оказанию помощи ближним. Будда учил, что прекращение потока сознания после достижения нирваны означает прекращение существования потока сознания в его прежнем качестве. Таким образом, поток сознания вечен, как и жизнь, наполненная помощью ближним.

       Последователи этой школы буддизма считали, что основная идея вероучения - каждый человек может достигнуть нирваны только личными усилиями - налагает на человека непомерный груз. Этот узкий путь доступен только немногим, массе же народа нужен более легкий путь, более широкий. Религия без Бога или Богов народной массе недоступна : верующим нужен Бог или Боги.

    В махаянистком учении осталось очень мало от первоначального буддизма. Зато в этой, более гибкой по своей форме разновидности, буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в разные страны. В настоящее время насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн.монахов - буддистов. Это религия, которая в течении тысячелетий служила и служит жизненным руководством сотням миллионов людей.

      Учения Хинаяны включают также способы развития чувства любви и сострадания. Любовь определяется как желание счастья другим людям, а сострадание - как пожелание другим людям освободиться от их проблем. Махаяна развивает эти положения, добавляя к ним принятие на себя ответственности за действенную помощь другим людям, не ограничиваясь только пожеланием им добра. Поскольку вследствие свойственных человеку ограничений он не в состоянии оказывать другим максимальную помощь, особое внимание Махаяна уделяет раскрытию сердца индивидуума с помощью бодхичитты. Бодхичитта означает установку стать Буддой, другими словами сердце, стремящееся к преодолению всех присущих личности ограничений и к реализации всех возможностей с целью оказания наибольшей помощи каждому.

      Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Ее главным элементом является культ Будды, проповедь, почитание святых мест, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность : были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

       Во многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на политическую и общественную жизнь. В странах, где сильное влияние Буддизма, сохраняется множество монахов. Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центром искусства и просвещения.

3. Заключение

      Буддизм - это самая древняя религия на планете. Одним из главнейших литературных источников буддизма являются сочинения под названием Типитаки. Это сборники правил монашеского поведения и различных религиозно-нравственные рассказы, религиозно-философские трактаты и стихотворные изречения.

     Первоначальное, очень короткое знакомство с буддизмом помогло мне сделать вывод о том, что эта религия дала универсальную « теорию спасения» для всех людей, вне зависимости от их социального или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития. Во многом именно это помогло ему укрепиться и получить дальнейшее развитие во многих странах, стать мировой религией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Литература

  1. А.А.А.Алов, Н.Г.Владимиров. Мировые религии, 1999 г.
  2. А.И.Ракитова. Философия. Основные идеи и принципы. 1990 г.
  3. А.А.Ивин .Введение в философию истории.1997 г.
  4. С.Радхакришнан. Индийская философия.1957 г.

Информация о работе Философия буддизма