Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:41, реферат
Шакьямуни Будда нашей эпохи, жил 2450 лет назад в передовой для своего времени культуре Северной Индии. После достижения Просветления в течение 45 лет он радостно делился этим знанием со своими чрезвычайно талантливыми учениками. Тогдашние условия были идеальными: его Учение смогло пройти проверку жизнью и широко распространиться. Вот почему его мудрость и методы в изобилии доступны и сегодня. Покидая свое тело в возрасте восьмидесяти лет, Будда сказал: «Я могу умереть счастливо. Ни одного поучения я не спрятал от вас в кулаке.
1. Введение 3
2. Возникновение Буддизма и его основные идеи 6
3. Философский смысл этического учения Будды 6
4. Учение Будды – четыре благородные истины 10
5. Современное значение философии Буддизма 21
6. Заключение 27
7. Литература 28
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
РЕФЕРАТ
по курсу:
«ФИЛОСОФИЯ»
ТЕМА
«ФИЛОСОФИЯ
БУДДИЗМА И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.»
Выполнил: студентка 35 потока
Гуманитарный Факультет
Петрушова Надежда Валерьевна
Проверила:
Быкова
Е.Е.
АРДАТОВ
2010
СОДЕРЖАНИЕ
«Не думай, что хорошие
и плохие переживания
реальны;
они как радужные миражи.
Желая достичь того,
что невозможно объять,
Ты тщетно себя изнуряешь.
Как только ты "отпустишь"
это стремление,
пространство покажет
себя:
открытое, гостеприимное
и удобное.
Так наслаждайся им.
Всё уже ждёт тебя.
Не ищи более.
Не отправляйся в нехоженые
джунгли,
чтобы найти слона,
который спокойно
стоит уже дома.
Ничего не делай.
Ничего не вынуждай.
Ничего не желай.
И всё произойдёт само
собой»
Гендюна Ринпоче
ВВЕДЕНИЕ.
Шакьямуни Будда нашей эпохи, жил 2450 лет назад в передовой для своего времени культуре Северной Индии. После достижения Просветления в течение 45 лет он радостно делился этим знанием со своими чрезвычайно талантливыми учениками. Тогдашние условия были идеальными: его Учение смогло пройти проверку жизнью и широко распространиться. Вот почему его мудрость и методы в изобилии доступны и сегодня. Покидая свое тело в возрасте восьмидесяти лет, Будда сказал: «Я могу умереть счастливо. Ни одного поучения я не спрятал от вас в кулаке. Все, что может принести вам пользу, я передал. Будьте сами себе путеводным светом». Такие утверждения свидетельствуют о том, что поучения Будды ориентированы на человеческую зрелость и осмысленную жизнь. Когда его спрашивали, почему и чему он учит, Будда отвечал с той же прямотой: «Я учу потому, что вы, как и все существа, хотите быть счастливыми и избегать страданий. Я учу тому, каким все является на самом деле».
Невероятная обширность его поучений стала основой для возникновения и развития многих школ. Все, чему он учил, нацелено на то, чтобы тело, речь и ум существ сравнялись с телом, речью и умом Будды. Ступенчатый путь его практики раскрывает человеческий потенциал. Поскольку эти поучения охватывают весь спектр возможностей ума и построены на опыте, а не на вере, недостаточно просто пересказать их содержание. Уникальный вклад Будды в мировое знание становится понятным только в сравнении с другими религиями и мировоззрениями. Еще одна рекомендация – подходить к обсуждаемой теме с минимальным количеством жестких идей.
Многие люди на Западе видят в буддизме одну из разновидностей философии. Это в определенной степени верно, ведь буддизм совершенно логичен. Ясность и свобода мысли – это свойства хорошо развитого ума, и они постоянно прибавляют в силе по мере того, как человек приближается к его постижению. Если учение способствует полному раскрытию возможностей человека, и в первую очередь логического мышления, – почему бы не назвать его философией?
Но философия работает на уровне концепций. Человек наслаждается отточенной аргументацией в споре и затем ставит книгу обратно на полку. Учение Будды, напротив, выходит за пределы концепций. Оно вызывает практическое и долговременное преобразование тела, речи и ума. Позволяя осознать, как функционирует ум в повседневности, и даруя неличностное видение внешнего мира, буддизм глубоко меняет человека, который его практикует.
Даже
на первых стадиях практики, применяя
в собственной жизни буддийское
понимание и освобождающие
Другие спросят, не является ли буддизм психологией. Практикующие буддисты, получившие правильные наставления, нередко сообщают об ощутимых результатах даже после непродолжительной тренировки: в частности, появляется намного больше спокойствия, удовлетворенности и внутренней силы. Это заставляет людей предположить, что поучения Будды представляют собой один из видов психологии. Что здесь можно сказать? Цель этой замечательной науки вполне ясна: улучшить повседневную жизнь человека. Все школы психологии желают, чтобы общество получало определенную пользу от каждого индивидуума, чтобы никто при этом не страдал и не слишком обременял остальных на протяжении тех семидесяти или девяноста лет, которые сегодня проживает большинство западных людей.
В некоторых
областях, где Учение Будды приносит
те же результаты, на относительном уровне
цели психологии и буддизма совпадают.
Но в целом буддизм идет намного дальше:
он показывает, что ни одно из обусловленных
умственных состояний не бывает неизменным,
что ни на какие мимолетные вещи нельзя
полагаться окончательно. Если мы готовы
доверять зеркалу за картинками и океану
под волнами, буддизм покажет нам то, что
присутствует за мыслями и между ними,
давая опыт самого вневременного осознавания.
Только постижение этого проливает свет
на качества, которые могут помочь существам
стойко проходить через старость, болезни,
потери и даже смерть.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
БУДДИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
Будда
Гаутама, известный также как
Шакьямуни, жил 2500 лет назад в
пограничной области между
Будда
понимал, что все люди неодинаковы
и обладают разными характерами
и склонностями, и поэтому он никогда
не выдвигал какую-либо одну догматическую
систему, а обучал различным системам
и методам в зависимости от
индивидуальности обучаемого. Он всегда
поощрял людей проверять их на собственном
опыте и ничего не принимать на веру. Буддизм
развивался в Индии в общем контексте
индийской философии и религии, включавшей
также индуизм. Хотя буддизм имеет некоторые
общие черты с этой религией, тем не менее
существуют принципиальные различия.
Прежде всего в буддизме в отличие от индуизма
не содержится идея кастовости, но как
было отмечено выше, содержится идея равенства
всех людей с точки зрения обладания ими
одинаковыми возможностями.
ФИЛОСОВСКИЙ СМЫСЛ ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ БУДДЫ.
В этом разделе мы вкратце разберем некоторые наиболее важные положения философии буддизма о человеке и мире, лежащие в основе буддийской этики.Часть этих положений с достаточной ясностью изложена самим Буддой. Мы остановимся на следующих четырех: а)теории зависимого происхождения, б)теории кармы, в)теории изменяемости и г)теории несуществования души.
а) Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей.
Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя.
Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). «Имеется причина — возникает и следствие». Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто не происходит случайно, без причины. Эта теория носит название теории зависимого происхождения (на санскрите она называется prati-tyasamutrada, а на языке пали — paticcasamut-pada)1. Эта теория, как пояснил сам Будда, позволяет избежать крайностей двух учений:
С одной стороны, этернализма, то есть учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий и, с другой стороны, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность ликвидации всего существующего.
Таким образом, Будда придерживается промежуточной теории, согласно которой все воспринимаемое существует в зависимости от чего-то еще, которое, в свою очередь, не может погибнуть бесследно, безрезультатно.
Будда придавал этой теории столь большое значение, что называл ее Дхармой. «Отбросим вопросы о Начале и Конце — говорил он. Я буду учить вас Дхарме. Если есть то — возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует—не появится и это. Если прекращается то — прекратится и это». «Кто видит причинную связь— тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму — тот видит причинную связь». Дхарма сравнивается с лестницей, с верхушки которой можно увидеть весь мир глазами Будды. Неумение встать на эту точку зрения, указывает Будда, — вот причина всех наших трудностей. Мы уже видели применение этой теории к вопросу о происхождении несчастий и их устранении.
Ниже мы покажем, что, глубокая (дальновидная) и многосторонняя по содержанию, эта теория глубока и многогранна и в других отношениях.
б) Теория кармы
Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы, рассматривает данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее явится следствием его нынешнего существования. Это было достаточно хорошо растолковано в связи с объяснением происхождения страданий в свете теории зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление более общего закона причинности.
в) Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
Из доктрины зависимости происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей
- природы вещей. Все вещи, неустанно учил Будда, подвержены изменению и разложению. Так как все сущее порождается определенными условиями, оно ликвидируется с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, имеет и конец. Будда говорит поэтому: «Знайте, что все существующее возникает из причин и условий и что оно во всех отношениях непостоянно». «Что кажется вечным — исчезнет; высокое снизится; где есть встреча—будет и разлука; все, что рождено, умрет».
О том, что все живое и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и философы. Будда же логически обобщил эти взгляды в доктрине не- постоянства. Его последователи развили ее дальше—в теорию моментальности, согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени. В дальнейшем ученые подкрепляли эту теорию моментальности всех вещей рядом тщательно разработанных аргументов, один из которых мы вкратце здесь приведем. Критерий существования вещи—это ее способность произвести что-либо. Несуществующая вещь, как, например, рога у зайца, не может ничего произвести. Этим критерием существования может быть доказано то, что вещь должна иметь моментальное существование. Если, например, не признается моментальный характер существования такой веши, как зерно, и она кажется такой же в течение более чем одного момента, тогда мы должны показать, что она обладает способностью производить что-либо в течение каждого момента своего существования. Далее, если она остается неизменной в течение этих моментов, то она должна иметь возможность производить один и тот же результат в каждый из этих моментов. Но мы не знаем ни одного такого случая. Зерно, лежащее в доме, не дает такого ростка, какой рождается в поле. Зерно, находящееся в доме, не может быть тождественным зерну в поле. Можно сказать, что хотя зерно в действительности не всегда производит одно и то же, но в потенции оно всегда обладает способностью создавать что-то, и эта потенциальная возможность превращается в действительность при подходящих вспомогательных условиях, таких, как земля, вода и др. Поэтому зерно всегда одно и то же. Однако это слабый аргумент, так как фактически признается, что зерно первого момента не является причиной растения и что, только будучи видоизмененным другими условиями, оно действительно что-то производит. Следовательно, следует признать, что изменение зерна свершается необходимо.