Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:02, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть философию Аристотеля по статье А.Ф Лосева «История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика».
Задачи работы - попытаться ответить на следующие вопросы:
1. Что Аристотель называет началом, которым «должен владеть всякий, кто постигает какую-либо вещь»? При помощи какого метода строит свою философию Аристотель?
2. В чём состоит критика Аристотелем Платоновской теории идей? На чём основана эта критика?
3. Что общего между философией Платона и Аристотеля?
Если бы Аристотель не был формальным логиком, то он прекрасно понимал бы, что целое и состоит из своих частей, так что даже и не существует без них, и в то же самое время оно выше всех своих частей, ни в каком случае не делится на эти части, так что в диалектическом смысле целое есть единство противоположностей, которое выше самих противоположностей и является такой сущностью, которая выше всех отдельно взятых сущностей. Именно таково все бытие, такова вся действительность, взятая в целом. Если вся действительность подлинно есть нечто целое, то целое в данном случае выше самой действительности; и в данном случае возникает платоновское "беспредпосылочное начало".
То же самое происходит у Аристотеля и с понятием единого (об этом едином у Аристотеля мы уже имели случай подробно говорить выше). Анализу разных пониманий единого у Аристотеля посвящена целая глава "Метафизики" (V 6). Аристотель здесь прекрасно понимает, что, например, разные виды треугольников обнимаются одним понятием треугольника, где уже нет указания на прямоугольность, равнобедренность и т.д. Мы можем говорить о каждом отдельном человеке как о чем-то едином. И тогда все, что относится к данному человеку, неразличимо в нем совпадет. Мы можем говорить о человеке вообще, отличая его, например, от неорганической материи или от других живых существ. Но то, из чего составляется понятие человека, неразличимо сливается в этом понятии, хотя это не мешает говорить о разных видах человека. Формальная логика и здесь запрещает Аристотелю брать всю действительность в целом или все бытие в целом. В таком случае ему пришлось бы говорить о таком единстве, в котором уже вообще нет никаких различий. И это опять было бы платоническое единое. Однако формальнологический инстинкт мешал ему доводить и понятие целости и понятие единства до такого предельного обобщения. Поэтому, говоря об единстве предмета, несводимом на отдельные разновидности этого предмета, он не заговорил о действительном целом, потому что в этом случае аристотелевское понятие единства вполне совпало бы с платоновским учением об Едином.
Впрочем, уже и понятие космического ума только терминологически избегает платоновского "беспредпосылочного начала". Ведь если мыслящий субъект в этом уме отождествляется с его мыслимым объектом, то тут уже возникает единство, стоящее выше и субъекта и объекта. И если действие и достижение в этом космическом уме тоже отождествляется, то, строго говоря, уже не должно идти речи ни о действии, ни о достижении. Ведь они же пронизывают друг друга в уме и являются чем-то неразличимым».
1.Философия Аристотеля
вытекает из философии Платона,
2.Аристотель, как и
Платон, видит истинное знание
в познании неизменной
3.Аристотель, как и Платон, допускает вечность материи.
4.У обоих философов материя трактуется в этом смысле как материнское начало, воспринимающая на себя форму и в этом смысле ее порождающее как реальную вещь. У обоих философов материя рассматривается как недостаток и зло, но по восприятии формы уже перестающие быть злом; а форма- или идея -и божественна и прекрасна.
5.В разделе знания и мнения Аристотель следовал за Платоном. Знание или наука, по Аристотелю, может быть двух родов -либо демонстративным, либо интуитивным. Демонстративное знание представляет собой знание «причин». Оно состоит из утверждений, которые могут быть доказательствами. Про интуитивные знания Аристотель не высказывался ясно, но здесь он следовал в основном за Платоном. Платон учил, что мы можем созерцать идеи с помощью некоторого рода безошибочной интеллектуальной интуиции, т.е мы видим или смотрим на них при помощи наших «духовных очей».Хотя Аристотель и учит, что мы приходим к определению только после многих наблюдений, он предполагает, что чувственный опыт сам по себе не схватывает универсальную сущность и не может, следовательно, полностью детерминировать определение. Тем самым Аристотель постулирует, что у нас есть интеллектуальная интуиция, т.е. духовная или интеллектуальная способность, которая позволяет нам безошибочно схватывать сущности вещей и познавать их.
6.Аристотель целиком
принял и систематизировал
7.Аристотельская теория
наилучшего государства
8.В рассуждениях об
единстве, Аристотелем, как и Платоном
руководит такое же стремление
философски конструировать
9.По Аристотелю, его космический Ум совершенно также, как и у Платона, есть царство нематериальных идей. И у Платона Ум состоит из идей, и у Аристотеля Ум точно таким же образом тоже состоит из идей; и оба этих Ума у обоих философов есть один и тот же вечный и актуально действующий космический или, вернее , надкосмический Ум.
10.Космос – и у Платона, и у Аристотеля есть только вечная осуществленность Единого, Ума и Души.
Говоря о диалектике Аристотеля можно привести следующие примеры:
1.Без употребления
слова «диалектика», но фактически
именно с применением
2.Аристотель словесно
слишком часто разрывает идеи
и материю и признает только
их реальную
4. Прогресс и регресс в сравнении с Платоном.
«Аристотель, во-первых, небывалым образом углубляет эстетику Платона и развивает ее дальше и, во-вторых, что он во многом отстает от Платона и занимает значительно более слабые позиции как в философии вообще, так и в эстетике.
Общий прогресс онтологической эстетики заключается у Аристотеля в том, что он значительно углубляет платоновскую позицию объективного идеализма. В конце концов Аристотель только оставил за собою право говорить об основных философско-эстетических категориях Платона отдельно, говорить не так, чтобы одна категория при малейшем к ней прикосновении тут же переходила в какую-нибудь другую, а термины тоже расплывались в глубинную, но часто плохо расчленяемую массу философско-эстетического учения. Каждая из платоновских категорий подвергалась у него систематическому анализу и превращалась в отдельную и вполне специальную философско-эстетическую дисциплину. Выдержать подобного рода позицию было, однако, не так просто.
Платон был
пока еще недостаточно зрелым объективным
идеалистом; и поэтому все его
объективно-идеалистические
Аристотель расстался с диалектикой как с учением о бытии и создал новый метод философии, а именно формально-логический. Именно эта формальная логика и позволила Аристотелю говорить отдельно об едином, отдельно об уме, отдельно о перводвигателе, отдельно о космосе. А то общее и цельное, в котором сливались у Платона все эти категории, Аристотель расчленял и описывал только в их непосредственной данности. По содержанию все эти категории, безусловно, оставались диалектическими не меньше, чем у Платона. Однако выдвинутые у Аристотеля законы противоречия и исключенного третьего вполне оправдывали всю эту описательность и расчлененность; и уже не нужно было, рассуждая об одной такой категории, тут же спешить с переходом ее в другую категорию. В смысле содержательной глубины философская эстетика от этого только выигрывала; и Аристотель явился здесь гораздо более зрелым объективным идеалистом, чем Платон. Однако всякому ясно, что в отношении философского метода это было шагом назад, так как ни с чем не сравнимую и вечно подвижную сущность диалектики пришлось заменить достаточно мертвенной, а кроме того, и достаточно банальной формальной логикой».
В заключение всего вышесказанного
можно сделать следующие
Прогресс философии Аристотеля заключается в следующем:
1.Носителем сознания по Аристотелю является душа. Философ выделил три уровня души:
-растительная;
-животная;
-разумная.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питания, роста и размножения) ведает и животная душа, однако благодаря ней организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все перечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека от всего окружающего мира. Душа по Аристотелю – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
2.Аристотель
-по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
-отличается от животных наличием мышления и разума;
-имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе)
Именно последнее качество-
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
3.Выделил шесть типов
государств: монархия, тирания, аристократия,
крайняя олигархия; охлократия (власть
толпы, крайняя демократия); полития
(смесь умеренной олигархии и
умеренной демократии).Наилучше
4.Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
5.Определил сущность материи;
6.Дал определение бытия через категории (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание).
7.Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода от частного к общему)
8.Обосновал систему
силлогизмов -вывода из двух
и более посылок заключения).
(1)Если все люди смертны
(2)И все греки-люди,
(3)То все греки смертны.
9.Существенные науки
он разделил на три группы:
теоретические, куда вошли
Регресс же состоял в том, что диалектику Аристотель заменил достаточно мертвенной и достаточно банальной формальной логикой. Именно формальная логика и позволила Аристотелю говорить отдельно об едином, отдельно об уме, отдельно о перводвигателе, отдельно о космосе. А общее и целое он расчленял и описывал только в их непосредственной данности. По содержанию все эти категории так и оставались диалектическими. Рассуждая об одной категории нужно было спешить с переходом ее в другую категорию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев философию Аристотеля, сравнив ее с философией Платона, можно сделать следующие выводы: