Осуществив
грандиозное обобщение социального
и политического опыта эллинов,
Аристотель разработал оригинальное социально-философское
учение. При исследовании социально-политической
жизни он исходил из принципа: «Как и всюду,
наилучший способ теоретического построения
состоял бы в рассмотрении первичного
образования предметов»18. Таким
«образованием» он считал естественное
стремление людей к совместной жизни и
к политическому общению. По Аристотелю
человек – политическое существо, то есть
социальное, и он несет в себе инстинктивное
стремление к «совместному сожительству»
(Аристотель еще не отделял идею общества
от идеи государства). Человека отличает
способность к интеллектуальной и нравственной
жизни. Только человек способен к восприятию
таких понятий, как добро и зло, справедливость
и несправедливость. Первым результатом
социальной жизни он считал образование
семьи – муж и жена, родители и дети…Потребность
во взаимном обмене привела к общению
семей и селений. Так возникло государство.
Отождествив общество с государством,
Аристотель был вынужден заняться поисками
элементов государства. Он понимал зависимость
целей, интересов и характера деятельности
людей от их имущественного положения
и использовал этот критерий при характеристике
различных слоев общества. По мысли Аристотеля,
бедные и богатые «оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, так что в зависимости от перевеса
того или иного из элементов устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя»19. Он выделил три главных
слоя граждан: очень зажиточных, крайне
неимущих и средних, стоящих между теми
и другими20. Аристотель враждебно
относился к первым двум социальным группам.
Он считал, что в основе жизни людей, обладающих
чрезмерным богатством, лежит противоестественный
род наживы имущества. В этом, по Аристотелю,
проявляется не стремление к «благой жизни»,
а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление
к средствам утоления этой жажды. Ставя
все на службу чрезмерной личной наживы,
«люди первой категории» попирают ногами
общественные традиции и законы. Стремясь
к власти, они сами не могут подчиняться,
нарушая этим спокойствие государственной
жизни. Почти все они высокомерны и надменны,
склонны к роскоши и хвастовству. Государство
же создается не ради того, чтобы жить
вообще, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо. Согласно Аристотелю,
государство возникает только тогда, когда
создается общение ради благой жизни между
семействами и родами, ради совершенной
и достаточной для самой себя жизни. Совершенством
же человека предполагается совершенный
гражданин, а совершенством гражданина,
в свою очередь, - совершенность государства.
При этом природа государства стоит «впереди»
семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется
так: совершенство гражданина обусловливается
качеством общества, которому он принадлежит:
кто желает создать совершенных людей,
должен создать совершенных граждан, должен
создать совершенное государство. Будучи
сторонником рабовладельческой системы,
Аристотель тесно связывает рабство с
вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
– к властвованию. Это общий закон природы
– ему подчинены и одушевленные существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит
не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, тот по своей природе раб.
Если
экономический индивидуализм берет
верх и ставит под угрозу интересы
целого, государство должно вмешаться
в эту область. Аристотель, анализируя
проблемы экономики, показал роль денег
в процессе обмена и вообще в коммерческой
деятельности, что является гениальным
вкладом в политическую экономию. Он выделял
такие формы государственного правления,
как монархия, аристократия и полития.
Отклонение от монархии дает тиранию,
отклонение от аристократии – олигархию,
от политии – демократию. В основе всех
общественных потрясений лежит имущественное
неравенство. По Аристотелю, олигархия
и демократия основывают сое притязание
на власть в государстве на том, что имущественное
благосостояние – удел немногих, а свободой
пользуются все граждане. Олигархия защищает
интересы имущих классов: общей же пользы
ни одна из этих форм не имеет. Аристотель
подчеркивал, что отношения между бедными
и богатыми – отношение не просто различия,
а противоположности. Наилучшее государство
– это такое общество, которое достигается
через посредство среднего элемента (под
средним элементом Аристотель имеет в
виду «средний» между рабовладельцами
и рабами), и те государства имеют наилучший
строй, где средний элемент представлен
в большем числе, где он имеет большое
значение сравнительно с обоими крайними
элементами. Аристотель отмечал, что, когда
в государстве много лиц лишено политических
прав, когда в нем много бедняков, тогда
в таком государстве неизбежно бывают
враждебно настроенные элементы. И в демократиях,
и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого
рода другом государственном строе общим
правилом должно служить следующее: ни
одному гражданину не следует давать возможности
чрезмерно увеличивать свою политическую
силу сверх надлежащей меры. Аристотель
советовал наблюдать за правящими лицами,
чтобы они не превращали государственную
должность в источник личного обогащения.
Литература.
- В. Г. Голобоков.
Краткая история философии. –
М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО
«Издательство АСТ», 2002 г.
- А. Г. Спиркин. Философия:
Учебник. – 2-е издание. – М.: Гардарики,
2004 г.
- А. А. Горелов. Философия
в вопросах и ответах. – М.: ООО «Издательство
«Эксмо», 2006 г.