Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

Работа содержит 1 файл

философия аристотеля.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

   Аристотель  систематизировал и приблизил к  реальности учения Платона. Три величайших философа античности – Сократ, Платон и Аристотель – становятся в один ряд, олицетворяя торжество преемственности. Различия между Платоном и Аристотелем напоминают различия между индийской и китайской философией. Истина индийской философии, как и «мир идей» Платона находятся по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии – в этом мире, как и в вещи Аристотеля, неразрывно слиты идея и действительность. Философия Платона ориентирована на мир мысли, идеалов. Это нормативная философия, антитезис по отношению к материалистической философии Гераклита. Философия Аристотеля ориентирована на мир реальный, действительный.

   Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов. В качестве универсального принципа бытия, Аристотель формулирует закон непротиворечия как самое достоверное из всех начал: «…невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»8. Аристотель сформировал три основных закона логики, которые до сих пор составляют ее основу. Первый закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с ним любое понятие, суждение, умозаключение должны употребляться в процессе рассуждения в одном и том же смысле. Второй закон – закон исключения третьего. В соответствии с ним одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия сказано выше. Законы формальной логики Аристотеля составляют логические основания науки.

   Ограничивая Гераклитову диалектику и заземляя платоновские «идеи», Аристотель призывает изучать чувственный мир, а это и есть задача науки. Для того чтобы научное познание стало возможным, Аристотель формулирует две предпосылки: 1. имеется неизменная сущность вещей; 2.  началом познания служат недоказуемые определения. Предположенное Аристотелем наличие вечных причин обосновывает положение о наличии вечных законов природы. 

   Этические взгляды. 

   Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и  основные положения этики как  учения о добродетелях. Ему принадлежит  само название этой науки (от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первый трактат по этике – «Никомахова этика», обращенный к его сыну Никомаху.

   Аристотель  дает определения основных понятий  этики. Так, благо – это «то, к  чему стремятся»9. Благо для грубых людей – в наслаждениях, для благородных – в почестях, для мудрых – в сознании.

   Назначение  человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Как на Олимпийских играх награждаются не самые сильные и красивые, а  победители, так и блага достигают, действуя. От нашей деятельности зависят качества характера, приобретаемые нами.

     Высшее благо, или счастье,  есть деятельность, сообразная с  высшей добродетелью10. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами11. Вопреки киникам, Аристотель считал, что не может человек быть счастлив во время пытки, а вопреки киренаикам – что никто не был бы доволен, если бы ему пришлось прожить жизнь, обладая разумом ребенка, даже если бы она прошла в удовольствиях. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств.

   Аристотель  отличает намерение, как имеющее дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели – деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Аристотель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека.

   Проанализировав неудачу Платона с устройством  идеального государства и свой собственный  педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Наука дает знания, отличающее истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло. Знания приобретаются в процессе обучения, но чтобы стать нравственной силой и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в его плоть и кровь, способствовать созданию определенной расположенности души, накоплению опыта соответствующего, переживанию и привычкам.

   Аристотель  поясняет свою точку зрения следующим  образом: зерно – знания, почва  – внутренняя склонность человека, его желания. И то и другое необходимо для получения урожая. Давая общую картину становления добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Внутренними механизмами, свидетельствующими о добродетельности поступков, служат стыд и совесть.

   Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил эту линию и  в область этики. У Платона  добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, которые возникают из отношения души к миру идей. Идеал добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает добродетель как приобретенную душой в процессе воспитания.

   Хотя  Аристотель и соотносит добродетель  с чувствами человека, главенствующие добродетели для него, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти  добродетели имеют безусловную цену, так как не зависят от частных житейских обстоятельств.

   Среди разумных добродетелей встречаем у  Аристотеля – науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого  и практичного основан отказ  Аристотеля от убеждения Платона, что философы должны управлять государством.

   Различая  мудрость и разумность, Аристотель пишет, что «мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивые»12. Разум выступает в роли управителя у мудрости, и его задача – научиться управлять чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя.

   Растительная  часть души, отвечающая за рост и  развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или  страстная часть имеет добродетели, которые Аристотель называет этическими. В отличие от чувств – например, гнева, страха, зависти, робости – они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием и привычками, свободно и сознательно выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой среднее между двумя противоположными чувствами: мужество – середина между трусостью и отвагой, щедрость – между скупостью и мотовством, великодушие – между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении – между невоздержанностью и бесстрастностью. По природе своей люди склонны к крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем другая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее (отвага лучше трусости и т. д.). Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями, надо научиться управлять ими, больше всего отклоняя себя от наслаждения.

   Все имеет свою меру: корабль, растение, государство. «Усиленное или недостаточное  занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же недостаточная или излишняя пища  и питье губит здоровье» 13. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток – принадлежности порока, середина – принадлежность  добродетели»14. Несколько ранее то же говорил Конфуций.

   Аристотель  выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя – самая необходимая  для совместной жизни.

   Нравственный  человек, по Аристотелю, тот, кто руководит  разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек  рожден не только для умопостижения, но и для действия.

   Для Платона человек – несовершенный бог, для Аристотеля бог – это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и истины для Аристотеля – совершенный нравственный человек. 

   Категории философии и идея души. 

   Категории – это фундаментальные понятия  философии. К категориями Аристотель относит: 1. сущность, 2. качество, 3. количество, 4. отношение, 5. место, 6. время, 7. положение, 8. обладание, 9. действие, 10. страдание. По сути дела, он исследует и другие необходимые формы сущего, а именно «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «привходящее» (на современном языке случайность). При этом он чаще всего говорит о категориях как о «формах сказывания» о мире. И сам термин «категория» берется им их грамматики.

   Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.

   Помимо  метафизики и учения о силлогизмах, средневековые мыслители с особым вниманием отнеслись к учению Аристотеля о душе, изложенному в  одноименном трактате. Аристотель начинает с того, что душа есть не только у человека. Растительная душа, по Аристотелю, обладает способностью роста, питания и размножения. Животная душа отличается тем, что обладает чувством. Душа человека является разумной душой.

   Аристотель  последовательно отстаивает то, что  душа не может быть чем-то вроде особого  тела, так как она есть, как  он выражается, смысл и форма. Аристотель не зря очень тяготел к биологии, к исследованию живых организмов. Дело в том, что организм как нечто живое существует не благодаря своей внешней форме, а благодаря своей внутренней организации. Эту организацию, или форму, Аристотель отождествляет с душой.: «Душа есть первая энтелехия15 естественного тела, обладающего в возможности жизнью»16.

   Итак, своеобразие формы живого тела Аристотель выражает посредством понятия энтелехии. И без него нельзя разобраться в учении Аристотеля о душе. Вместе с тем, возражая пифагорейцам и своему учителю Платону, Аристотель настаивает на том, что душа неотделима от тела, а потому невозможен метемпсихоз17. В особенности это касается растительных и животных душ. Что касается души человека, то по вопросу ее бессмертия Аристотель позволял себе различные суждения, что породило острые споры среди его последователей в Средние века и эпоху Возрождения. Но, даже признавая бессмертие разумной души, Аристотель не считал возможным, чтобы она вселялась в тело животного как неподходящий для нее орган.

   Различая  растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет  их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у людей к этому прибавляется еще и разум. Следовательно, обладая способностями к росту и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.

   Надо  сказать, что Аристотель подробнейшим образом анализирует способности  ощущать, представлять и мыслить. Суждения его на этот счет отчасти наивны, отчасти остроумны. Но в некоторых  случаях он предвосхищает более поздние представления. Например, сравнивая чувства животного и человека, он верно замечает, что в осязании человек превосходит все другие существа. Аристотель напрямую связывает это превосходство с разумом. Душа человека, таким образом, помещается Аристотелем на кончиках пальцев.

   Столь же проницателен Аристотель, когда  замечает, что мышление есть сочетание  того, что ощущается. Отсюда понятна  и связь мышления с воображением. Ведь суждение как сочетание невозможно без разделения. А отделить, к  примеру, красный цвет от розы можно только в воображении. Непосредственно в восприятии мы никогда и нигде не встретим розу, лишенную цвета. Но воображение предполагает элемент произвола, оно разъединяет то, что всегда соединено, и соединяет то, что в действительности разъединено. Поэтому воображение, по Аристотелю, есть и источник истины, и источник заблуждения. При этом чувства не заблуждаются, а заблуждается человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда судит. А потому центральное место в учении Аристотеля занимает вопрос о критериях истинности наших знаний. К таким критериям он в первую очередь относит употребление правильных логических форм. 

   Об  обществе и государстве. 

Информация о работе Философия Аристотеля