Столь
же проницателен Аристотель, когда
замечает, что мышление есть сочетание
того, что ощущается. Отсюда понятна
и связь мышления с воображением.
Ведь суждение как сочетание невозможно
без разделения. А отделить, к
примеру, красный цвет от розы можно
только в воображении. Непосредственно
в восприятии мы никогда и нигде
не встретим розу, лишенную цвета. Но воображение
предполагает элемент произвола, оно
разъединяет то, что всегда соединено,
и соединяет то, что в действительности
разъединено. Поэтому воображение,
по Аристотелю, есть и источник истины,
и источник заблуждения. При этом
чувства не заблуждаются, а заблуждается
человек, который доверяет или не
доверяет чувствам, когда судит. А
потому центральное место в учении
Аристотеля занимает вопрос о критериях
истинности наших знаний. К таким
критериям он в первую очередь
относит употребление правильных логических
форм.
Об
обществе и государстве.
Осуществив
грандиозное обобщение социального
и политического опыта эллинов,
Аристотель разработал оригинальное социально-философское
учение. При исследовании социально-политической
жизни он исходил из принципа: «Как и всюду,
наилучший способ теоретического построения
состоял бы в рассмотрении первичного
образования предметов» Аристотель. Сочинения.
М., 1984. Т. 4. С.375.. Таким «образованием» он
считал естественное стремление людей
к совместной жизни и к политическому
общению. По Аристотелю человек - политическое
существо, то есть социальное, и он несет
в себе инстинктивное стремление к «совместному
сожительству» (Аристотель еще не отделял
идею общества от идеи государства). Человека
отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только человек
способен к восприятию таких понятий,
как добро и зло, справедливость и несправедливость.
Первым результатом социальной жизни
он считал образование семьи - муж и жена,
родители и дети…Потребность во взаимном
обмене привела к общению семей и селений.
Так возникло государство. Отождествив
общество с государством, Аристотель был
вынужден заняться поисками элементов
государства. Он понимал зависимость целей,
интересов и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные
и богатые «оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, так что в зависимости от перевеса
того или иного из элементов устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя» Аристотель. Указ. Соч. С.3.. Он выделил
три главных слоя граждан: очень зажиточных,
крайне неимущих и средних, стоящих между
теми и другими См.: Там же. С. 23.. Аристотель
враждебно относился к первым двум социальным
группам. Он считал, что в основе жизни
людей, обладающих чрезмерным богатством,
лежит противоестественный род наживы
имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется
не стремление к «благой жизни», а лишь
стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление
к средствам утоления этой жажды. Ставя
все на службу чрезмерной личной наживы,
«люди первой категории» попирают ногами
общественные традиции и законы. Стремясь
к власти, они сами не могут подчиняться,
нарушая этим спокойствие государственной
жизни. Почти все они высокомерны и надменны,
склонны к роскоши и хвастовству. Государство
же создается не ради того, чтобы жить
вообще, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо. Согласно Аристотелю,
государство возникает только тогда, когда
создается общение ради благой жизни между
семействами и родами, ради совершенной
и достаточной для самой себя жизни. Совершенством
же человека предполагается совершенный
гражданин, а совершенством гражданина,
в свою очередь, - совершенность государства.
При этом природа государства стоит «впереди»
семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется
так: совершенство гражданина обусловливается
качеством общества, которому он принадлежит:
кто желает создать совершенных людей,
должен создать совершенных граждан, должен
создать совершенное государство. Будучи
сторонником рабовладельческой системы,
Аристотель тесно связывает рабство с
вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
- к властвованию. Это общий закон природы
- ему подчинены и одушевленные существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит
не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, тот по своей природе раб.
Если
экономический индивидуализм берет
верх и ставит под угрозу интересы
целого, государство должно вмешаться
в эту область. Аристотель, анализируя
проблемы экономики, показал роль денег
в процессе обмена и вообще в коммерческой
деятельности, что является гениальным
вкладом в политическую экономию.
Он выделял такие формы государственного
правления, как монархия, аристократия
и полития. Отклонение от монархии дает
тиранию, отклонение от аристократии -
олигархию, от политии - демократию. В
основе всех общественных потрясений
лежит имущественное неравенство.
По Аристотелю, олигархия и демократия
основывают сое притязание на власть
в государстве на том, что имущественное
благосостояние - удел немногих, а свободой
пользуются все граждане. Олигархия
защищает интересы имущих классов: общей
же пользы ни одна из этих форм не имеет.
Аристотель подчеркивал, что отношения
между бедными и богатыми - отношение
не просто различия, а противоположности.
Наилучшее государство - это такое
общество, которое достигается через
посредство среднего элемента (под
средним элементом Аристотель имеет
в виду «средний» между рабовладельцами
и рабами), и те государства имеют
наилучший строй, где средний
элемент представлен в большем
числе, где он имеет большое значение
сравнительно с обоими крайними элементами.
Аристотель отмечал, что, когда в
государстве много лиц лишено
политических прав, когда в нем
много бедняков, тогда в таком
государстве неизбежно бывают враждебно
настроенные элементы. И в демократиях,
и в олигархиях, и в монархиях,
и при всякого рода другом государственном
строе общим правилом должно служить
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможности чрезмерно увеличивать
свою политическую силу сверх надлежащей
меры. Аристотель советовал наблюдать
за правящими лицами, чтобы они
не превращали государственную должность
в источник личного обогащения.
Литература.
Ш В. Г.
Голобоков. Краткая история философии.
- М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО
«Издательство АСТ», 2002 г.
Ш А. Г.
Спиркин. Философия: Учебник. - 2-е издание.
- М.: Гардарики, 2004 г.
Ш А. А.
Горелов. Философия в вопросах и
ответах. - М.: ООО «Издательство «Эксмо»,
2006 г.