Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа
Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.
Обосновав
важное значение причин, и определив
мудрость как «науку о первых причинах»,
Аристотель с полным правом может
считаться родоначальником
Аристотель
систематизировал и приблизил к
реальности учения Платона. Три величайших
философа античности - Сократ, Платон и
Аристотель - становятся в один ряд,
олицетворяя торжество
Аристотеля,
по праву, называют также основоположником
логики и ее основных законов. В качестве
универсального принципа бытия, Аристотель
формулирует закон
Ограничивая
Гераклитову диалектику и заземляя
платоновские «идеи», Аристотель призывает
изучать чувственный мир, а это
и есть задача науки. Для того чтобы
научное познание стало возможным,
Аристотель формулирует две предпосылки:
1. имеется неизменная сущность вещей;
2. началом познания служат недоказуемые
определения. Предположенное Аристотелем
наличие вечных причин обосновывает
положение о наличии вечных законов
природы.
Этические
взгляды.
Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и основные положения этики как учения о добродетелях. Ему принадлежит само название этой науки (от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первый трактат по этике - «Никомахова этика», обращенный к его сыну Никомаху.
Аристотель дает определения основных понятий этики. Так, благо - это «то, к чему стремятся» Этика Аристотеля. С.3.. Благо для грубых людей - в наслаждениях, для благородных - в почестях, для мудрых - в сознании.
Назначение человека - в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Как на Олимпийских играх награждаются не самые сильные и красивые, а победители, так и блага достигают, действуя. От нашей деятельности зависят качества характера, приобретаемые нами.
Высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью Там же. С. 118.. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами Аристотель. Никомахова этика. 1101а,10-15 // Соч.: в 4 т. М., 1984. С. 72.. Вопреки киникам, Аристотель считал, что не может человек быть счастлив во время пытки, а вопреки киренаикам - что никто не был бы доволен, если бы ему пришлось прожить жизнь, обладая разумом ребенка, даже если бы она прошла в удовольствиях. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств.
Аристотель отличает намерение, как имеющее дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели - деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Аристотель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека.
Проанализировав неудачу Платона с устройством идеального государства и свой собственный педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Наука дает знания, отличающее истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло. Знания приобретаются в процессе обучения, но чтобы стать нравственной силой и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в его плоть и кровь, способствовать созданию определенной расположенности души, накоплению опыта соответствующего, переживанию и привычкам.
Аристотель
поясняет свою точку зрения следующим
образом: зерно - знания, почва - внутренняя
склонность человека, его желания. И
то и другое необходимо для получения
урожая. Давая общую картину
Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил эту линию и в область этики. У Платона добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, которые возникают из отношения души к миру идей. Идеал добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает добродетель как приобретенную душой в процессе воспитания.
Хотя Аристотель и соотносит добродетель с чувствами человека, главенствующие добродетели для него, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти добродетели имеют безусловную цену, так как не зависят от частных житейских обстоятельств.
Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля - науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого и практичного основан отказ Аристотеля от убеждения Платона, что философы должны управлять государством.
Различая
мудрость и разумность, Аристотель
пишет, что «мудрость направлена
на вещи доказуемые и неизменные, разумность
же не на них, а на вещи изменчивые»
Аристотель. Большая этика. 1197а, С. 334..
Разум выступает в роли управителя
у мудрости, и его задача - научиться
управлять чувствами и
Растительная
часть души, отвечающая за рост и
развитие тела, не может, по Аристотелю,
иметь добродетелей. Животная, или
страстная часть имеет
Все имеет свою меру: корабль, растение, государство. «Усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же недостаточная или излишняя пища и питье губит здоровье» Этика Аристотеля. С.25.. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток - принадлежности порока, середина - принадлежность добродетели» Этика Аристотеля. С. 31.. Несколько ранее то же говорил Конфуций.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для совместной жизни.
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.
Для Платона
человек - несовершенный бог, для
Аристотеля бог - это совершенный
человек. Поэтому мера всех вещей
и истины для Аристотеля - совершенный
нравственный человек.
Категории
философии и идея
души.
Категории
- это фундаментальные понятия
философии. К категориями Аристотель
относит: 1. сущность, 2. качество, 3. количество,
4. отношение, 5. место, 6. время, 7. положение,
8. обладание, 9. действие, 10. страдание.
По сути дела, он исследует и другие
необходимые формы сущего, а именно
«форму» и «материю», «движение»,
«необходимость» и «
Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.
Помимо
метафизики и учения о силлогизмах,
средневековые мыслители с
Аристотель
последовательно отстаивает то, что
душа не может быть чем-то вроде особого
тела, так как она есть, как
он выражается, смысл и форма. Аристотель
не зря очень тяготел к биологии,
к исследованию живых организмов.
Дело в том, что организм как нечто
живое существует не благодаря своей
внешней форме, а благодаря своей
внутренней организации. Эту организацию,
или форму, Аристотель отождествляет
с душой.: «Душа есть первая энтелехия
Энтелехия - в философии Аристотеля
и в схоластике - целеустремленность,
целенаправленность как движущая сила,
активное начало, превращающее возможность
в действительность.
Итак, своеобразие формы живого тела Аристотель выражает посредством понятия энтелехии. И без него нельзя разобраться в учении Аристотеля о душе. Вместе с тем, возражая пифагорейцам и своему учителю Платону, Аристотель настаивает на том, что душа неотделима от тела, а потому невозможен метемпсихоз Метемпсихоз - религиозно-мистическое учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм.. В особенности это касается растительных и животных душ. Что касается души человека, то по вопросу ее бессмертия Аристотель позволял себе различные суждения, что породило острые споры среди его последователей в Средние века и эпоху Возрождения. Но, даже признавая бессмертие разумной души, Аристотель не считал возможным, чтобы она вселялась в тело животного как неподходящий для нее орган.
Различая растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у людей к этому прибавляется еще и разум. Следовательно, обладая способностями к росту и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.
Надо
сказать, что Аристотель подробнейшим
образом анализирует