Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

Работа содержит 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 37.43 Кб (Скачать)

Обосновав важное значение причин, и определив  мудрость как «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может  считаться родоначальником науки  как таковой. Наука становится возможной  тогда, когда идея и материя рассматриваются  как соединенные вместе и идея познается через исследование материи  как ее истина. Утверждая, что «знание  о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научного знания.

Аристотель  систематизировал и приблизил к  реальности учения Платона. Три величайших философа античности - Сократ, Платон и  Аристотель - становятся в один ряд, олицетворяя торжество преемственности. Различия между Платоном и Аристотелем  напоминают различия между индийской  и китайской философией. Истина индийской  философии, как и «мир идей» Платона  находятся по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии - в этом мире, как и в вещи Аристотеля, неразрывно слиты идея и действительность. Философия Платона ориентирована  на мир мысли, идеалов. Это нормативная  философия, антитезис по отношению  к материалистической философии  Гераклита. Философия Аристотеля ориентирована  на мир реальный, действительный.

Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов. В качестве универсального принципа бытия, Аристотель формулирует закон непротиворечия как самое достоверное из всех начал: «…невозможно, чтобы одно и  то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении» Аристотель. Метафизика // Со: в 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 125.. Аристотель сформировал три  основных закона логики, которые до сих пор составляют ее основу. Первый закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с  ним любое понятие, суждение, умозаключение  должны употребляться в процессе рассуждения в одном и том  же смысле. Второй закон - закон исключения третьего. В соответствии с ним  одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия сказано выше. Законы формальной логики Аристотеля составляют логические основания  науки.

Ограничивая Гераклитову диалектику и заземляя платоновские «идеи», Аристотель призывает  изучать чувственный мир, а это  и есть задача науки. Для того чтобы  научное познание стало возможным, Аристотель формулирует две предпосылки: 1. имеется неизменная сущность вещей; 2. началом познания служат недоказуемые определения. Предположенное Аристотелем  наличие вечных причин обосновывает положение о наличии вечных законов  природы. 

Этические взгляды. 

Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и  основные положения этики как  учения о добродетелях. Ему принадлежит  само название этой науки (от слова  «этос» - обычай, нрав, характер, образ  мыслей) и первый трактат по этике - «Никомахова этика», обращенный к  его сыну Никомаху.

Аристотель  дает определения основных понятий  этики. Так, благо - это «то, к чему стремятся» Этика Аристотеля. С.3.. Благо  для грубых людей - в наслаждениях, для благородных - в почестях, для  мудрых - в сознании.

Назначение  человека - в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Как на Олимпийских играх награждаются не самые сильные и красивые, а  победители, так и блага достигают, действуя. От нашей деятельности зависят  качества характера, приобретаемые  нами.

Высшее  благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью Там  же. С. 118.. Для счастья нужна как  полнота добродетели, так и достаточная  обеспеченность внешними благами Аристотель. Никомахова этика. 1101а,10-15 // Соч.: в 4 т. М., 1984. С. 72.. Вопреки киникам, Аристотель считал, что не может человек быть счастлив во время пытки, а вопреки  киренаикам - что никто не был  бы доволен, если бы ему пришлось прожить  жизнь, обладая разумом ребенка, даже если бы она прошла в удовольствиях. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств.

Аристотель  отличает намерение, как имеющее  дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас  не зависеть. Так как достижение добродетели - деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень  важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Аристотель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека.

Проанализировав неудачу Платона с устройством  идеального государства и свой собственный  педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Наука дает знания, отличающее истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло. Знания приобретаются в процессе обучения, но чтобы стать нравственной силой  и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в  его плоть и кровь, способствовать созданию определенной расположенности  души, накоплению опыта соответствующего, переживанию и привычкам.

Аристотель  поясняет свою точку зрения следующим  образом: зерно - знания, почва - внутренняя склонность человека, его желания. И  то и другое необходимо для получения  урожая. Давая общую картину становления  добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Внутренними  механизмами, свидетельствующими о  добродетельности поступков, служат стыд и совесть.

Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил эту линию и  в область этики. У Платона  добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, которые возникают  из отношения души к миру идей. Идеал  добродетели мыслился Платоном в  виде нормы, лежащей вне реального  человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает  добродетель как приобретенную  душой в процессе воспитания.

Хотя  Аристотель и соотносит добродетель  с чувствами человека, главенствующие добродетели для него, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти  добродетели имеют безусловную  цену, так как не зависят от частных  житейских обстоятельств.

Среди разумных добродетелей встречаем у  Аристотеля - науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого  и практичного основан отказ  Аристотеля от убеждения Платона, что  философы должны управлять государством.

Различая  мудрость и разумность, Аристотель пишет, что «мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивые»  Аристотель. Большая этика. 1197а, С. 334.. Разум выступает в роли управителя у мудрости, и его задача - научиться  управлять чувствами и подчинять  действие определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя.

Растительная  часть души, отвечающая за рост и  развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или  страстная часть имеет добродетели, которые Аристотель называет этическими. В отличие от чувств - например, гнева, страха, зависти, робости - они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием  и привычками, свободно и сознательно  выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой  среднее между двумя противоположными чувствами: мужество - середина между  трусостью и отвагой, щедрость - между  скупостью и мотовством, великодушие - между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении - между  невоздержанностью и бесстрастностью. По природе своей люди склонны  к крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем другая. Поэтому  из двух зол надо выбирать меньшее (отвага лучше трусости и т. д.). Поскольку  наслаждение и страдание управляют  всеми нашими действиями, надо научиться  управлять ими, больше всего отклоняя себя от наслаждения.

Все имеет  свою меру: корабль, растение, государство. «Усиленное или недостаточное занятие  гимнастикой губит телесную силу, точно так же недостаточная или  излишняя пища и питье губит здоровье»  Этика Аристотеля. С.25.. Наилучшей  оказывается «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток - принадлежности порока, середина - принадлежность добродетели» Этика Аристотеля. С. 31.. Несколько ранее то же говорил  Конфуций.

Аристотель  выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для  совместной жизни.

Нравственный  человек, по Аристотелю, тот, кто руководит  разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Для Платона  человек - несовершенный бог, для  Аристотеля бог - это совершенный  человек. Поэтому мера всех вещей  и истины для Аристотеля - совершенный  нравственный человек. 

Категории философии и идея души. 

Категории - это фундаментальные понятия  философии. К категориями Аристотель относит: 1. сущность, 2. качество, 3. количество, 4. отношение, 5. место, 6. время, 7. положение, 8. обладание, 9. действие, 10. страдание. По сути дела, он исследует и другие необходимые формы сущего, а именно «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «привходящее» (на современном языке случайность). При этом он чаще всего говорит  о категориях как о «формах  сказывания» о мире. И сам термин «категория» берется им их грамматики.

Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл  и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот  же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами  нашего мышления, воплощающими себя как  в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые  условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они  одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.

Помимо  метафизики и учения о силлогизмах, средневековые мыслители с особым вниманием отнеслись к учению Аристотеля о душе, изложенному в  одноименном трактате. Аристотель начинает с того, что душа есть не только у  человека. Растительная душа, по Аристотелю, обладает способностью роста, питания  и размножения. Животная душа отличается тем, что обладает чувством. Душа человека является разумной душой.

Аристотель  последовательно отстаивает то, что  душа не может быть чем-то вроде особого  тела, так как она есть, как  он выражается, смысл и форма. Аристотель не зря очень тяготел к биологии, к исследованию живых организмов. Дело в том, что организм как нечто  живое существует не благодаря своей  внешней форме, а благодаря своей  внутренней организации. Эту организацию, или форму, Аристотель отождествляет  с душой.: «Душа есть первая энтелехия  Энтелехия - в философии Аристотеля и в схоластике - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность  в действительность. естественного тела, обладающего в возможности жизнью» Аристотель. Собр. соч. В 4 т. М., 1975 Т.1. С.330..

Итак, своеобразие  формы живого тела Аристотель выражает посредством понятия энтелехии. И без него нельзя разобраться  в учении Аристотеля о душе. Вместе с тем, возражая пифагорейцам и своему учителю Платону, Аристотель настаивает на том, что душа неотделима от тела, а потому невозможен метемпсихоз  Метемпсихоз - религиозно-мистическое  учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм.. В  особенности это касается растительных и животных душ. Что касается души человека, то по вопросу ее бессмертия Аристотель позволял себе различные  суждения, что породило острые споры  среди его последователей в Средние  века и эпоху Возрождения. Но, даже признавая бессмертие разумной души, Аристотель не считал возможным, чтобы  она вселялась в тело животного  как неподходящий для нее орган.

Различая  растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет  их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной  и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у людей к этому  прибавляется еще и разум. Следовательно, обладая способностями к росту  и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.

Надо  сказать, что Аристотель подробнейшим образом анализирует способности  ощущать, представлять и мыслить. Суждения его на этот счет отчасти наивны, отчасти остроумны. Но в некоторых  случаях он предвосхищает более  поздние представления. Например, сравнивая  чувства животного и человека, он верно замечает, что в осязании человек превосходит все другие существа. Аристотель напрямую связывает  это превосходство с разумом. Душа человека, таким образом, помещается Аристотелем на кончиках пальцев.

Информация о работе Философия Аристотеля