Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
1.Краткая биография Аристотеля и его работ………………………..4-5
2. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля……………………………………………………………...6-11
3. Учение Аристотеля о человеке и государстве………………….....12-14
4. Логика и методология Аристотеля…………………………………15-23
Заключение……………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………..25

Работа содержит 1 файл

аристотель.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

      В доказательствах крайние и средние  термины должны принадлежать одному и тому же роду. Нельзя геометрическое положение доказывать с помощью  арифметических посылок.

Существуют, таким образом, начала, свойственные лишь одной науке, пребывающие в  контексте только одного рода. Например, одно из начал для геометрии - то, что точка такова, а для арифметики - то, что единица такова. Тем не менее, существуют и общие начала, например «то, что если от равного  отнять равное, то останется равное же».

      Каждое  начало представляет собой необходимо истинное через само себя, поэтому  оно не есть ни предположение, ни постулат. Начала суть определения, т.е. обозначения, раскрывающие суть бытия вещи.

      Знание, доказываемое из начал, имеет два  вида: знание того, «что есть», и знание того, «почему есть». Знание того, «что есть», основывается на чувственном  восприятии, так как предполагает субстрат. Знание же того, «почему есть», выводится из доказательства причин безотносительно того, есть ли предмет, «подобно тому как созерцающие общее  часто не узнают отдельное».

      Ко  второму типу знания, согласно Аристотелю, относятся чисто математические науки (геометрия, стереометрия, арифметика).

      В силлогизме о том, «что есть», и в  силлогизме о том, «почему есть», средний термин занимает разное положение. Например, «если то, что таким  образом пребывает, шарообразно, а  Луна пребывает таким именно образом, то она шарообразна» - силлогизм  о том, «что есть». Силлогизм же о  том, «почему есть», будет иметь  вид: «потому, что Луна шарообразна, у нее такие пребывания». Сами по себе понятия «что есть» и «почему  есть» выражаются через один средний  термин. Например, «что такое затмение Луны? Лишение Луны света вследствие загораживания ее Землей. Почему происходит затмение? Или: почему Луна затмевается? Потому что Луна лишается света загораживающей ее Землей». Доказательство отличается от определения тем, что в определении  раскрывается суть бытия вещи, если ее причина не содержится ни в чем другом, в доказательстве же суть постигается тогда, когда причина вещи содержится в чем-то ином. Последних причин четыре: форма, материя, цель и начало движения. Эти причины фиксируются посредством средних терминов.

      Темой «Топики» служит диалектическое доказательство. Если посылка аподиктического доказательства выражает один из членов противоречия, то посылка доказательства диалектического  выражает некий вопрос относительно одного из двух членов противоречия. Предметом  диалектического умозаключения  выступает проблема или положение. В свою очередь, всякая проблема и  всякое положение указывают через  вопрос на собственное, род, видовое  отличие, привходящее, определение, которое  представляют собой роды сказуемого - так называемые предикабилии. Пример проблемы, указывающей на определение: «Есть ли двуногое существо, живущее  на суше, определение человека или  нет?» Пример соответствующего положения: «Разве двуногое существо, живущее  на суше, не есть определение человека?»  Определением Аристотель называет речь, обозначающую суть бытие вещи. Например, суть бытия человека есть то, что  он - «разумное живое существо»; следовательно, «разумное живое существо» - это  определение человека. Собственное, в отличие от определения, не выражает сути, но присуще только ей и взаимозаменяемо  с ней. Например, «способность научится читать и писать» - собственное человека. Род, как и видовое отличие, раскрывает суть многих вещей, различных по виду. Например, «живое существо» сказывается  и о сути человека, и о сути лошади. Привходящее - это то, что  может быть присуще и не присуще  вещи. Например, человек как может  быть «бледным», так может и не быть им.

      Диалектическое  положение, должно быть, согласовываться  с общепринятым («должно быть правдоподобным или для всех, или для большинства, или для мудрых»). Для его подтверждения  используются два вида доводов: наведение  и силлогизм. Аристотель разбирает  следующие средства для построения диалектических доказательств: во-первых, принятие положений, во-вторых, умение определять, в скольких значениях употребляется каждое имя, в-третьих, нахождение различий между вещами, принадлежащими к одному роду, в-четвертых, рассмотрение сходства в принадлежащем к разным родам (например, «как зрение находится в глазу, так и ум в душе»).

      Правила для образования тех или иных диалектических умозаключений, другими  словами, содержательные схемы, составляющие первую посылку диалектического  доказательства, называются у Аристотеля «топами». Например, для решения  проблемы «А лучше Б или Б лучше  А» можно воспользоваться таким  топом: «более длительное и более  прочное предпочтительнее того, что  таково в меньшей степени». Основными  топами, согласно Аристотелю, являются те, которые устанавливают условия  правильности указания определения, собственного рода и привходящего.

      В «Софистических опровержениях» Аристотеля рассматриваются умозаключения  и опровержения, которые только кажутся  таковыми, не будучи ими, на самом деле. Такие ложные доводы называются эристическими, к ним прибегают в своих  спорах софисты. Используя эристические доводы, софисты по мысли Аристотеля, преследуют пять целей: во-первых, пытаются создать видимость того, что они  опровергают; во-вторых, стремятся показать, что собеседник говорит неправду; в-третьих, приводят его к тому, что  не согласуется с общепринятым; в-четвертых, заставляют его делать погрешности  в речи (оговорки и прочее); в-пятых, заставляют его говорить одно и то же. Софисты используют главным образом  тринадцать топов. Например, одноименность; двусмысленность (например, «если знает  это, то знает ли это» в том смысле, что «кто-то знает это и что  само это знает»); соединение (например, «не пишущий способен писать»; значит, «не пишущий пишет»); разъединение (например, «пять - это два и три, значит, пять есть нечетное и четное»); ударение или произношение; форма выражения (смешение категорий, например выражение качества через действие в слове «здравствовать») и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Аристотель  подвел итог развитию философской мысли  с ее начала в Древней Греции и  до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось свыше  полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах –  предметном и целевом. Он делит науки  на три большие группы: теоретические, которые имеют целью само знание и делятся на первую философию, физику и математику; практические, цель которых  – руководство человеческим поведением и в число которых входят этика, экономика и политика, и творческие, имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного: поэтика, риторика и искусство. Философское  наследие Аристотеля весьма обширно, а  влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной  жизни в течение многих лет.

        Созданные им философские системы  нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1.Алексеев  П.В Панин А.В. Философия. –  3-е изд перераб и доп. – 

М.: ПБОЮЛ  М.А.Захаров, 2001.

2.Губин  В.Д. Основы философии М.: ФОРУМ:  ИНФРА-М, 2005.

3.Канке  В.А. Философия. Исторический и  систематический курс. – Издание  2- е, перераб. и доп. – М.: Логос, 1999.

4.Моисеева  Н.А Сороковикова В.И. Философия.  – СПб.: Питер, 2004. 5.Философия. / Под  ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева.  – Ростов н/Дону.: «Феникс»,2004.

6.Философия  в вопросах и ответах. /Под ред.  проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000.

7. Философия.  Учебник. Под ред.проф.Лавриненко  В.Н. Москва 2004г. 
 

Информация о работе Философия Аристотеля