Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:23, контрольная работа
Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем.
Введение………………………………………………………………...3
1.Краткая биография Аристотеля и его работ………………………..4-5
2. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля……………………………………………………………...6-11
3. Учение Аристотеля о человеке и государстве………………….....12-14
4. Логика и методология Аристотеля…………………………………15-23
Заключение……………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………..25
1 Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2 Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
3 Действующие
или производящие
4 Целевая
или конечная причина,
В
онтологических воззрениях Аристотеля
проявляются определенные элементы
идеализма и метафизичности (например,
в его понимании пространства
и времени, конечной причины, принципа
целесообразности или понятия энтелехии),
хотя его убеждение в реальности
внешнего мира, подчеркивание значения
первых сущностей и производности
вторичных, как и его рассуждения о движении
в связи с существованием в нем противоречий,
несут в себе зародыши материалистического
и диалектического понимания действительности,
что отмечалось во многих позднейших материалистических
концепциях, так как он смог не только
упорядочить, но и систематически обобщить
достижения познания своего времени.
3.Учение Аристотеля о человеке и государстве.
Главное
отличие человека от животного, по Аристотелю,
основывается на способности человека
к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная
же жизнь предполагает нравственную
позицию. Только человек способен к
восприятию таких понятий как
добро и зло, справедливость и
несправедливость. Центральное понятие
аристотелевской этики
Высшее
благо человека определяется Аристотелем
в “Никомаховой этике” как счастье.
Счастье состоит в деятельности
души по осуществлению своей
Человеческая
душа делится на неразумную и разумную
части. Разумная часть распадается
на рассудок и разум, иначе на разум
практический и разум теоретический.
Неразумная часть – на растительную
(растущую) и стремящуюся (воля), страстную,
аффективную. У собственно разумной
души имеются интеллектуальные (дианоэтические)
добродетели: мудрость, разумность, благоразумие.
Страстная часть души и практический
разум берутся Аристотелем в
единстве. Их добродетели – добродетели
нрава и поведения названы
этическими. При этом этические добродетели
представляют собой не крайности, а
середину между двумя пороками. Дианоэтические
добродетели приобретаются
Что касается государства, то Аристотель понимает справедливость как общее благо. Достижению общего блага должна была служить политика, это её главная цель.
Государство определяется Аристотелем как “форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством”. Политическое устройство предполагает власть закона, по которому властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного устройства.
Классифицируя
виды политического устройства, философ
делит их по количественному, качественному
(правильные и неправильные) и имущественному
признаку. Государства различаются
прежде всего тем, в чьих руках
власть - у одного лица (такая форма
государственного устройства соответствует
монархии), у большинства (политии) или
у меньшинства (аристократия). По мнению
Аристотеля, хотя монархия и является
наиболее древней формой государственного
устройства, аристократия все же предпочтительнее
монархии. При политии (республике)
государство управляется
Говоря о наилучшем политическом устройстве Аристотель не относит к этим формам идеальное государство Платона. Он считает, что благо целого у Платона не предполагает блага его частей. “Если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив?” Частная собственность, которую Платон осуждал, представлялась Аристотелю основой общественного устройства.
Иными
словами, государство Аристотель рассматривает
достаточно реалистически: по его мнению,
государственный деятель не может
ждать, пока наступят идеальные политические
условия, а должен, исходя из возможностей,
наилучшим образом, в условиях лучшей
конституции управлять людьми- такими,
каковы они есть, и прежде всего заботиться
о физическом и моральном воспитании молодежи.
Наилучшими государственными формами
Аристотель считает монархию, аристократию,
умеренную демократию, оборотной стороной
которых являются тирания, олигархия,
охлократия.
4.Логика и методология Аристотеля.
Логические воззрения Аристотеля были изложены, в частности, в его собрании книг «Органон». В него входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях».
В «Категориях» рассматриваются роды подлежащего. Основная тема «Об истолковании» - разновидности суждения, т.е. истинного или ложного высказывания, образующегося с привлечением одного подлежащего и одного сказуемого, а также способы приписывания суждениям модальных операторов.
В «Первой аналитике» разбирается силлогизм - сложное суждение, состоящее из простых, выполняющих роль посылок, и заключения. Предмет «Второй аналитики» - аподиктическое доказательство, строящееся по схеме силлогизма из достоверных начал.
Предмет «Топики» - вероятностное доказательство, строящееся по схеме силлогизма на основе спорных положений.
В
сочинении «О софистических опровержениях»
Аристотеля исследуются способы
опровержения мнимых доказательств
софистов. Роды подлежащего, называемые
категориями, по мнению Аристотеля, следующие:
сущность, количество («сколько»), качество
(«какое»), соотнесенное («по отношению
к чему - то»), место («где»), время («когда»),
положение, обладание, действие, претерпевание.
Отличительное свойство сущности состоит
в том, что она удовлетворяет
аксиоме силлогизма. Первой сущностью
считается любой единичный
В
книге «Об истолковании»
В
«Первой аналитике» Аристотель исследует
силлогизм. Совершенным силлогизмом
Аристотель называет заключение из двух
суждений, в котором вывод вытекает
из посылок непосредственно. В качестве
посылок силлогизма используется общеутвердительное
(А а Б), общеотрицательное (А е
Б), частоутвердительное (А i Б), частоотрицательное
(А о Б). Совершенным считается
только силлогизм по первой фигуре,
в которой средний термин сказывается
о меньшем термине и
Помимо
прямого доказательства (через обращение)
можно проводить также
Разбором случаев Аристотель устанавливает все правила трех фигур. Четвертая фигура была ему неизвестна. Аристотель был уверен, что посредством трех фигур ведутся все прямые доказательства, а также доказательства через невозможное - с учетом того, что все выводимое прямо, может быть доказано посредством приведения к невозможному, а то, что доказывается через невозможное, может быть доказано и прямо. Силлогизм интересен тем, что из ложных посылок можно получить истинное заключение, тогда как из истинных посылок следует только истинный вывод.
Возможен
также силлогизм с
Основываясь
на учении о силлогизме, Аристотель
подверг критике метод
Помимо
силлогизма существуют умозаключение
путем наведения и
Во «Второй аналитике» Аристотеля рассматриваются аподиктические доказательства, иначе говоря, такие силлогизмы, которые исходят из истинных, первых и непосредственных посылок. Такие посылки должны быть «причинами» заключения. Отсюда свойством доказательства служит необходимость вывода. Например, если А необходимо присуще Б, а Б - В, то А необходимо сказываться о В. Только о привходящем нет доказывающего знания.