Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии
. Краткая биография Аристотеля.
2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания.
3. Учение Аристотеля о человеке и душе.
4. Логика и методология Аристотеля.
5. Заключение.
6. Литература.
Что же первично среди
причин? Аристотель считает, что по
сути дела все причины могут быть
сведены к двум, ибо и действующая,
и целевая причины могут быть
подведены под понятие «формы».
Тогда остаются материя и форма.
Материя не может быть первичной:
она пассивна, бесформенна, а следовательно,
может представлять лишь материал для
оформления. Сама вещь как объединение
формы и материи тоже не может
быть признана первичной: она сложна.
Остается принять, что первичная
форма - она и есть сущность и суть
бытия в собственном смысле. А
значит, стремясь преодолеть теорию идей
Платона, Аристотель приходит лишь к
иной разновидности того же идеализма:
первична форма как понятие, «смысл»
вещи. Причем формы у Аристотеля
столь же неизменны» вечны и всеобщи,
как и идеи у Платона времен
«наивной» теории идей.
В самом деле, рассуждает
Стагирит, возникающее возникает
под действием чего-нибудь, образуется
из чего-нибудь и становится чем-нибудь.
Например, медный шар – из меди. Но
делать медный шар – не значит делать
саму форму «круглого»; она всегда
«налицо». Поэтому «очевидно, что
и форма также, как бы нам ни
называть в чувственной вещи образ,
не возникает, и в отношении к
ней процесс возникновения не
имеет места, равно как и суть
бытия. Она появляется в другом (в
субстрате, в материи. – А. Б.) действием
или искусства, или природы, или
способности». Не возникает и материя
– она вечна, переходя из одного
состояния в другое под воздействием
формы и движущего (действующего)
начала, т. е. формы. Однако в таком
случае возникает вопрос: а как
существует «материя вообще», безотносительно
к формам, и как существует «форма
вообще», безотносительно к материи,
в которой она воплощена? Если
исходить из изложенного, то вопрос как
будто бы, не имеет смысла: нет
материи без формы и формы
без материи. Но сам Аристотель этот
вопрос ставит и отвечает на него таким
образом. Есть и «первая материя»,
«то, что само по себе не обозначается
ни как определенное по существу, ни
как определенное по количеству, ни
как обладающее каким-либо из других
свойств, которыми бывает определено сущее».
Есть и «форма форм» – божество.
За этой проблемой
следует новая. Если ни материя, ни форма
не возникают, то как же возникает, вещь?
Первый ответ состоял в том, что
они возникают посредством
Формулировка Аристотелем
учения о возможности и
Видимо, одна из главных
слабостей учения Аристотеля о причинах
– его тавтологичность. В самом
деле, определение формы как
Впрочем, своей натурфилософии
Аристотель более адекватно понимает
причинные связи. Что же касается
первой философии, то ее завершением (впрочем,
также и началом) можно считать
понятие божества. Уже в первой
книге «Метафизики» Стагирит устанавливает,
что к числу причин и начал
(принципов), по общему согласию, следует
отнести божество. Если в отношении
материи и формы он выступает
как «форма форм», то применительно
к изменению – как «
Конечно, это не традиционная
теология с ее антропоморфными богами.
Бог Аристотеля - «бог философов», безличное
и универсальное мировое
Однако «материя»
Аристотеля не просто «лишeнность» (stere-sis)
формы и возможность ее обретения.
Из материи проистекает
Аристотель решительно
критиковал теорию идей Платона, показав
в ней неправомерность
Учение Аристотеля
о человеке и душе.
Аристотель понимал
душу, как движущее начало, но утверждал
что сама душа не может двигаться.
Аристотель различал
четыре вида движения (изменения):
1). возникновение
и уничтожение;
2). качественное изменение,
т.е. изменение свойства;
3). количественное
изменение, т.е. увеличение и
уменьшение (рост, убыль);
4). перемещение, перемена
места.
Собственно к движению
он относит изменения вида 2).-4)., поскольку
изменение вида 1). есть скорее просто
измерение, состоящее в переходе
одной вещи в другую. Между тем,
утверждает философ, возникновение
и уничтожение совершаются
Так как имеется
четыре вида движений, то душа должна иметь
или одно из этих движений, или несколько,
или все. Если душа движется не привходящим
образом, то движение должно быть ей присуще
по природе, а если движение, то место:
ведь все названные движения происходят
в каком-то месте. Но если сущность души
заключается в том, что она
сама себя движет, то движение ей будет
присуще не привходящим образом.
Если движение присуще
душе от природы, то она могла бы
быть приведена в движение и посторонней
силой, а если бы и посторонней
силой, то и от природы. Так же обстоит
дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится
от природы, там же она и от природы
находится в покое. И точно
так же: куда вещь движется под действием
посторонней силы, там же она под
действием посторонней силы находится
в покое. Аристотель не мог точно
объяснить движение души в состоянии
ее покоя под действием
Аристотель определил
душу как «первую энтелехию
Душа отличается
растительной способностью, способностью
ощущения способностью размышления
и движением. А есть ли каждая из
этих способностей душа или часть
души и если часть души, то так
ли, что каждая отделима лишь мысленно
или также пространственно, - на одни
из этих вопросов нетрудно ответить, другие
же вызывают затруднения. Так же как
и у некоторых растений, если их
рассечь, части продолжают жить отдельно
друг от друга, как будто в каждом
таком растении имеется одна душа в
действительности (энтелехия), а в возможности
- много, точно так же мы видим, что нечто
подобное происходит у рассеченных на
части насекомых и в отношении других
отличительных свойств души. А именно:
каждая из частей обладает ощущение и
способностью двигаться в пространстве;
а если есть ощущение, то имеется и стремление.
Ведь где есть ощущение, там и печаль, и
радость, а где они, там необходимо есть
и желание.
Относительно же
ума и способности к умозрению
еще нет очевидности, но кажется,
что они иной род души и что
только эти способности могут
существовать отдельно, как вечное
- отдельно от преходящего.
А относительно прочих
частях души из сказанного очевидно, что
их нельзя отделить друг от друга.
Душа обладает растительной
способностью, способностью ощущения,
способностью размышления и
Растениям присуща
только растительная способность, другим
существам - и эта способность, и
способность ощущения; и если способность
ощущения, то и способность стремления.
Ведь стремление - это желание, страсть
и воля; все животные обладают по
крайне мере одним чувством - осязанием.
А кому присуще ощущения; тому
присуще также испытывать и удовольствие
и печаль, и приятное и тягостное,
а кому все это присуще, тому присуще
и желание: ведь желание есть стремление
к приятному.
Энтелехия (греч. entelecheia
- имеющее цель в самом себе)
- у Аристотеля - целеустремленность,
целенаправленность как движущая сила
(Телеология (греч teleos -цель, logos - учение)-
каждый предмет природы имеет
внутреннюю причину, которая есть источник
движения от низших форм к высшим (Аристотель)),
самоцель, активное начало, превращающее
возможность в
Аристотелево понятие
энтелехии можно разъяснить так.
Вещи существуют или энтелехиально,
как нечто осуществленное и завершенное,
или потенциально, в возможности,
или же и потенциально, и энтелехиально.
Вопрос о движении относится к
третьему отношению: в движущем имеется
как возможность, способность изменятся,
так и внутренняя тенденция к
завершению, т.е. цель, заложенная в
самой вещи и выступающая ее внутренней
движущей силой, поскольку она способна
к изменению.
А следовательно, всякое
явление подразумевает, по Аристотелю,
возможность изменения, цель, к которой
направлено изменение, и энтелехию
как осуществленность данной цели,
лежащую в вещи.
Говоря иначе, энтелехия
- это «программа» изменения. Если
для тел, создаваемых искусством
цель и «программа» лежат вне
изменяемой вещи и вносятся в нее
мастером, то в природных вещах
они имеются в ней в той
мере, в какой вещь имеет в себе
«начало движения», т.е. способны к
самодвижению.
Логика и методология
Аристотеля.
Логические воззрения
Аристотеля были изложены, в частности,
в его собрании книг «Органон». В
него входят «Категории», «Об истолковании»,
«Первая аналитика», «Вторая аналитика»,
«Топика», «О софистических опровержениях».
В «Категориях» рассматриваются
роды подлежащего. Основная тема
«Об истолковании» - разновидности
суждения, т.е. истинного или ложного
высказывания, образующегося с привлечением
одного подлежащего и одного сказуемого,
а также способы приписывания
суждениям модальных
В «Первой аналитике»
разбирается силлогизм –
Предмет «Топики» - вероятностное
доказательство, строящееся по схеме
силлогизма на основе спорных положений.
В сочинении «О софистических
опровержениях» Аристотеля исследуются
способы опровержения мнимых доказательств
софистов. Роды подлежащего, называемые
категориями, по мнению Аристотеля, следующие:
сущность, количество («сколько»), качество
(«какое»), соотнесенное («по отношению
к чему – то»), место («где»), время
(«когда»), положение, обладание, действие,
претерпевание. Отличительное свойство
сущности состоит в том, что она
удовлетворяет аксиоме