Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии
. Краткая биография Аристотеля.
2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания.
3. Учение Аристотеля о человеке и душе.
4. Логика и методология Аристотеля.
5. Заключение.
6. Литература.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Краткая биография Аристотеля.
2.
Первая философия Аристотеля: учение
о причинах начала бытия и
знания.
3.
Учение Аристотеля о человеке
и душе.
4.
Логика и методология
5.
Заключение.
6.
Литература.
Краткая биография
Аристотеля.
Аристотель (384-322 до
н.э.) – величайший древнегреческий
философ, создавший своё оригинальное
учение, составившее эпоху философии.
Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах
был врачом при дворе Македонского
царя Аминты III. Быть врачом означало
в Древней Греции занимать
большое общественное положение,
и Никомах был известен всей
Македонии.
Аристотель, по
словам очевидцев, с молодости
был невзрачного вида. Худощавый,
он имел худые ноги, маленькие
глазки и шепелявил. Но зато
любил одеться, носил по несколько
дорогих перстней и делал
необычную прическу. Воспитываясь
в семье врача, и поэтому,
самостоятельно занимаясь медициной,
Аристотель, однако, не стал
профессиональным врачом. Но
медицина осталась для него
на всю жизнь настолько родной
и понятной областью, что
впоследствии в своих труднейших
философских трактатах он дает
пояснения на примерах из
медицинской практики. В 367г. до
н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал
в Афины для продолжения образования и
поступил в платоновскую Академию, став
учеником Платона. В Академии он пробыл
20 лет до самой смерти Платона, после чего
переселился в Атарней, а затем – в Митилену.
Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после
12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт
школу под названием Ликей, так как она
находилась на территории гимназия, примыкавшая
к храму Апполона Ликейского.
Зрелые произведения
Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся
традиционно на восемь групп:
1. Логические труды
(«Органон»): «Категории», «Об истолковании»
2. Философия природы:
«Физика», или «Лекции по физике»,
в 8-ми кн., «О небе» в 4-х
кн., «О возникновении и
3. Психология: «О
душе» в З-х кн., а также «Малые
труды по естествознанию» (
4. Биологические
труды: «О частях животных»,
«О движении животных», «О
5. Первая философия:
сочинение в 14-ти книгах, получившее
название «Метафизика». В издании
Беккера ему предшествует
6. Этика: «Никомахова
этика» в 10-ти кн., «Большая
этика» в 2-х кн., «Евдемова этика»,
из которой печатаются книги
1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7
книгами « Никомаховой этики».
13-15 главы 7 книги иногда считаются
8 книгой «Евдемовой этики». «Большая
этика» признается
7. Политика и экономика:
«Политика» в 8-ми кн., «Экономика»
в З-х кн. обычно считается не
аутентичной, причем 3 книга имеется
лишь в латинском переводе. В
школе Аристотеля было описано
государственное устройство 158 греческих
городов-государств. В 1890 г. был
.найден папирус с текстом «
8. Риторика и поэтика:
«Искусство риторики» в З-х
кн., за которым печатается
Сочинения Аристотеля
сохранились, можно сказать, чудом.
После смерти философа они перешли
к Теофрасту, а затем к его
ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали
в подземном книгохранилище, предоставленные
«грызущей критике мышей», а затем
попали в библиотеку Апелликона Теосского
в Афинах. Затем они оказались
в Риме, где и были изданы главой
тогдашних перипатетиков
Первая философия
Аристотеля:
учение о причинах
начала бытия и знания.
Первая философия,
которая «имеет своим предметом
первые начала и причины», изложена
в сочинении, получившем название «Метафизика».
Слово это возникло случайно –
из того, что в собрании Андроника
Родосского это сочинение следовало
«за физикой» (meta ta physika). Однако с
течением времени за этим словом закрепился
особый смысл: учение о «заприродных»,
сверхчувственных принципах бытия,
не раскрываемых еще «физикой», имеющей
дело с этими принципами в той
форме, как они проявляются в
чувственных вещах, и их движении.
Сопоставляя первую философию с
другими дисциплинами, Аристотель писал,
что «естествоиспытатель (physikos –
физик) занимается всем тем, что составляет
деятельности и состояния такого-то
тела и такой-то материи... [Свойства
же], неотделимые от тела, но, с другой
стороны, поскольку они не являются
состояниями определенного тела
и [берутся] в абстракции, [изучает] математик;
поскольку же они отделены [от всего
телесного, их изучает] метафизик (protos
philosophos)». Отсюда видно, что Стагирит
рассматривает первую философию
как учение не об отдельных от вещей
началах вроде идей Платона, но абстрагирует
эти начала от существующих вещей, вне
и без которых сами начала не существуют.
Причем это даже более высокая степень
абстракции, чем в математике.
«Метафизика» в
принятой традицией форме начинается
с определения первой философии
(«мудрости») и далее развертывается
в ходе критики предшествующих философов.
Исследование и критика учений прошлого
имеет для него служебное назначение,
подводя к собственной его
концепции, предварительно ее обосновывая.
Так, Аристотель пишет, что если «первые
философы» считали началом всех
вещей материю, то Анаксагор вводит
разум в качестве причины «благоустройства
мира и всего мирового порядка».
А следовательно, Анаксагор и
Эмпедокл с его Любовью и Враждою
вводят в философию «действующую
причину». Пифагорейцы добавляют
к этому утверждение, что ограниченное,
неограниченное и единое, т. е. компоненты
числа, являются не свойствами физических
реальностей, но их сущностью, «вследствие
чего число и составляло сущность
всех вещей». Таким образом, возникает
понятие такого начала (причины), как
«сущность и суть бытия». Наконец,
Платон признал, что «нельзя дать
общего определения для какой-нибудь
из чувственных вещей, поскольку
вещи эти постоянно меняются. Идя
указанным путем, он подобные реальности
(выражающие общее – А. Б.) назвал
идеями, а что касается чувственных
вещей, то о них речь всегда идет
отдельно от идей, но в соответствии
с ними, ибо все множество вещей
существует в силу приобщения к одноименным».
Тем самым окончательно формируется
понимание формальной и целевой
причин. Но именно здесь Аристотель
радикально разошелся с Платоном.
Его критика теории идей – впрочем,
это в какой-то мере и самокритика
бывшего платоника – суммарно
изложена в 4 и.5 главах XIII книги «Метафизики»,
хотя затрагивается и в других
местах этого труда.
Возражения Аристотеля
Платону таковы. (1) Приписывая всем
вещам одноименные идеи, платоник
удваивает мир, как будто думая,
будто большее число сущностей
легче познать, чем меньшее. (2) Ни
один из способов доказательства существования
идей не достигает своей цели. (3)
«Третий человек»: связь предмета
и идеи требует «посредника». Так,
между человеком вообще и отдельным
человеком, Платоном, должен существовать
еще один «человек», скажем, «грек».
Но в таком случае Между человеком
вообще и 'греком должен существовать
еще один «человек», допустим, «белый
человек», и т. д. до бесконечности. (4)
Идеи провозглашаются причинами, но
не могут ими быть, так как неподвижные
идеи не могут быть причиною движения.
(5) Платон не выяснил, что означает
«причастность» вещей идеям, – это
«пустые слова и поэтические
метафоры». Наконец, (6) вообще невозможно,
«чтобы врозь находились сущность и
то, сущностью чего она является».
Аналогичные возражения направляет
Стагирит против пифагорейских представлений
о математических объектах, якобы
существующих отдельно от вещей. Эти
объекты на деле «не являются сущностями
в большей мере, нежели тела, и... они
по бытию не предшествуют чувственным
вещам, но только логически».
Свое собственное
учение о причинах и началах Аристотель
начинает с закона исключенного противоречия.
Мы уже говорили о его логической
формулировке – в «Метафизике» он
превращается в начало бытия. Это
«наиболее достоверное из всех»
положение гласит: «Невозможно, чтобы
одно и то же вместе было и не было
присуще одному и тому же и в
одном и том же смысле». И далее:
«Не может кто бы то ни было признавать,
что одно и то же существует не существует,
как это, по мнению некоторых, утверждает
Гераклит». Ссылка на Гераклита показательна.
Аристотель, вопреки античному диалектику,
вводит одновременно утверждение, что
вещь не может быть тем же самым и не тем
же самым, существовать и не существовать
одновременно и в том же самом смысле,
и что таким образом нельзя ни о чем высказываться.
Поэтому он не только заменяет диалектику
формальной логикой, но и провозглашает
всю действительность непротиворечивой,
а потому по существу неизменной. Ниже
мы увидим, как с этой точки зрения должно
рассматриваться движение и изменение,
которых Аристотель, конечно, не отвергал.
Принятие Аристотелем принципа исключенного
противоречия формальной логики в качестве
универсального начала бытия вело к тому,
что его метафизика превращается в учение
о неизменной сущности мира, отличной
от самого изменчивого мира. И тем не менее,
поскольку Стагирит не упускает из виду
движения и развития существующих вещей,
это приводит его к ряду противоречий,
выражающих запутанность и непоследовательность
его мысли.
Прежде всего это
непоследовательность в решении
проблемы соотношения общего и единичного.
Критика платоновской теории идей подводит
к мысли, что Аристотель считает
отдельные вещи тем единственным,
что заслуживает имени
«А о причинах
(aitian), – пишет Аристотель,– речь
может идти в четырех смыслах:
одной такой причиной мы признаем
сущность и суть бытия (oysian kai to ti еn einai),
«основание, почему» [вещь такова, как
она есть] восходит в конечном счете
к понятию вещи, а то основное,
благодаря чему [вещь именно такова],
есть некоторая причина и начало,
другой причиной мы считаем материю
и лежащий в основе субстрат; третьей
- то, откуда идет начало движениям четвертой
«то, ради чего» и благо (ибо благо
есть цель всего возникновения и
движения)». Итак, причины формальная,
материальная, действующая и целевая
(конечная) – если принять более
позднюю номенклатуру–
Аристотель исходит
в своем анализе причин из структуры
акта человеческой деятельности. Любой
предмет, считает, он, имеет именно эти
причины. Предположим, перед нами тот
прекрасный горшок, которым Сократ
так уязвил Гиппия. Он имеет некоторую
форму, т.е. внешний облик, вид (по-гречески–еidоs,
idea), делающий его телом определенных
очертаний, а вместе с тем - внутреннюю
форму, понятие, которое делает его
именно горшком, и без которого гончар
не смог бы горшок сделать. Далее, горшок
сделан из глины, некоторого субстрата,
который сам по себе еще не составляет
горшка, но без которого горшок все
же невозможен. Нужен, далее, гончар, который
на основе понятия (формы) привел бы глину
в движение, сделал этот горшок, обжег
бы его и т. д. Наконец, необходима
цель, ради которой гончар прилагает
такие усилия, – сделав горшок, продать
его и тем самым заработать
на жизнь. Признавая эту структуру
универсальной, Аристотель по аналогии
трактует все мировое целое и каждое из
явлений в нем. Только рассматривая природные
процессы, он видит в них самоосуществление
формы: его любимый пример состоит в том,
что если врач лечит других ради здоровья,
то природа похожа на человека, который
лечит сам себя.