Философия античного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им
принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех
земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии
буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Содержание

1. Учение о бытии. Демокрит, Платон, Аристотель.
2. Становление античной диалектики.
3. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии на тему.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

в     количественных,     всегда     неизменных противоположностей: конечное

и бесконечное,  чет и нечет ... Сочетание их осуществляется в гармонии,

которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до

н.э. как   стихийно-диалектический   материалист  выступил  крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок.  530-470 гг.  до  н.э.).В

его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

По сути дела Гераклит был первым последовательным  диалектиком . До нас дошли

большие фрагменты из его произведений, главным их которых была написанная в

стихах поэма "О природе" (Peri Physeos). Не смотря на стихотворную форму,

произведения Гераклита с огромным трудом читались его современниками. За

сложность подымаемых проблем и трудность понимания излагаемых Гераклитом

мыслей его прозвали Темным.

Все существующее, учил он, постоянно изменяется, переходит из одного

состояния в другое. "Все течет, все изменяется" (Panta Rei) - говорил он. -

"Все есть обмен противоположностями"; "В одну реку нельзя войти дважды"

(поскольку во второй раз и река стала другой и я не остался таким, каким был

при первом заходе в реку). Но в этом "Панта реи" Гераклит усматривал и момент

устойчивости. Изменения в мире и во всех его составных частях, согласно

учению выдающегося диалектика, происходят согласно Логосу - высшему и

всеобщему закону. Задача философии при этом заключается в том, чтобы

обнаружить в изучаемом предмете Логос и указать на него, говорить от его

имени. Философ любил часто повторять: "Не мне, но Логосу внимая"; "Мудро

будет признать, что все в мире едино; все есть обменом противоположностей".

"Борьба есть закон мира; она мать и распорядительница всех вещей". война -

мать всех вещей и виновница всех. Гераклит учил о круговороте мира и всех

явлений в нем. Он считал , что мир развивается вверх, когда земля, нагреваясь

превращается в соду, вода - в воздух, а воздух в огонь. Воспламенившись, мир начинает двигаться в обратном

направлении: огонь - воздух - вода - земля. Продолжительность полного цикла

круговращения перемен в природе последователи Гераклита определили в 36.000

лет. Гераклит был гилозистом, т.е. считал всю природу и ее элементы живыми

существами или, в крайнем случае, способными воспроизводить жизнь. Душа

человека представлялась ему огненным образованием, которое вместе со всем

миром совершает круговращение и возвращается в сове первичное чистое огненное

состояние. У Гераклита было немного последователей. Это объясняется

возвышенностью его философской мысли. Его последователи часто не то, что не

могли развивать его мысли, они зачастую были не способными адекватно понять

своего великого учителя. А некоторые из таких учеников явно упрощали и

огрубляли диалектику Гераклита. Так, уже непосредственный и, говорят,

единственный ученик Гераклита Кратил диалектику своего учителя довел до

крайностей и тем извратил ее. Поскольку все "Панта реи", рассуждал Кратил, то

в реку ельзя войти даже один раз, ибо и река и я все время становимся другими

и другими. Отсюда Кратил делал вывод, что ничего в мире познать нельзя;

наиболее точное определение предмета - указать на него пальцем.

Против материалистической  диалектики  Гераклита   начали   вести борьбу философ

Ксенофан    (ок.580-490   гг.   до   н.э.)   и   его ученики. Изгнанный из

родного  малоазийского  города  Колофона   (близ Эфеса), Ксенофан  поселился

в  Италии,  где  вел жизнь странствующего певца-распода.В своих  песнях  он

выступал   против   антропоморфного политеизма эллинской  религии.Ксенофан

утверждал,  что  нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если

бы быки и  кони  могли создавать изображения  богов,  то  они  бы  представили

их  по своему подобию.   В противоположность диалектическим взглядам Гераклита

философы элейской школы - элаты: Ксенофан, Парменид, Зенон, Горгий и их

последователи учили, что Бытие - едино, неизменно и неподвижно. Все движущееся,

изменяющееся элейцы назвали ложным. Высшей и непоколебимой вечной истиной, по

мнению элатов, есть Единое и Неподвижное Бытие. В этом плане философы элейской

школы начисто отказывали в достоинстве истины мнения людей об окружающих их

предметах. На эту тема Парменид написал даже отдельную поэму, первая часть

которой называлась "Мнения об истине", а вторая "Голос истины". Система

подобных взглядов была названа позже метафизикой. Элеец Зенон, например

доказывал, что летящая в воздухе стрела... стоит на месте во всех точках своей

траектории; что Ахиллес никогда не догонит ползущую впереди черепаху, хотя

бежит вдвое быстрее нее.Елейцы, в целом, истолковывали бытие в идеалистическом

плане, а иногда Бытие отождествляли с нематериальным Богом. Но среди них были и

последовательные материалисты, наиболее известным среди которых был Меллис

Самосский(середина 5 столетия до нашей эры). Следуя элейцем, что Бытие едино, что

Бытие есть, а Небытия нет, Мелис далее рассуждал так: "Пустоты нет вовсе, ибо

пустота- ничто. А то, что есть ничто существовать не может. Равным образом

нет движения. Ибо сущему Бытию некуда отойти, поскольку оно все собой

заполняет. В самом деле, если бы существовала пустота, то сущее отступало бы

в пустое пространство. Но раз пустоты нет, то ему (Бытию) некуда уйти". Не

смотря на метафизичность и показное любование размышлениями, философия элатов

в значительной мере способствовала развитию именно диалектики, ибо подводила

к вопросу: каким образом средствами логического мышления "уловить" и

"удержать" наблюдаемую диалектику предметов и явлений? Так, со временем было

уяснено, что движение наиболее достоверно логически можно определить, как

прибытие в данную точку тела, которое движется, и одновременно с этим выбытие

с ней; что Ахиллес все же догонит черепаху, поскольку пространство,

разделяющее Ахиллеса и черепаху можно, остановившись, делить на два до

бесконечности, то время этим делением не удерживается, поскольку оно движется

безостановочно и таким образом "перетаскивает" Ахиллеса через черепаху.

Таковы были  первые  шаги древнегреческой диалектики,  возникшей и

развивающейся    в    борьбе    со    старым    религиозно-философским

мировоззрением.

В V  в.  до  н.э.  материалистическая  философия в Древней Греции развивалась

исключительно        плодотворно.      Наиболее выдающийся философ

классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг.  до н.э.

) Платон  был  представителем афинской рабовладельческой  аристократии. В

возрасте 20 лет случайность пересекает дороги  жизней  Платона  и

Сократа.Таким  образом   Сократ становится учителем    Аристотеля. После

того    как    Сократ   был осужден, Платон покидает Афины и не надолго

переселяется в Мегару, после чего снова  возвращается  в родной город и

активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает

академию.      До нашего  времени  дошла  информация  о  35  философских

трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.

Вершиной и  основой  всего  он считал идеи. Материальный мир- лишь

производная, тень мира идей. Лишь  идеи  могут  быть  вечными. Идеи- есть

истинное бытие,  а реальные вещи- это бытие кажущиеся. Выше всех других идей

Платон   ставил   идею   красоты    и    добра. Платон    признает движение,

диалектику,  которая  является результатом конфликта бытия и небытия,т.е.

идеи и материи.      Чувственное познание,  предметом  которого  является

материальный мир, выступает  у  Платона  как   вторичное,   несущественное.

Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

Душа вспоминает идеи,  с которыми она встречалась и  которые  она познала в

то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.      Другой выдающийся ученый

этого периода- Аристотель  (384-322  гг. до н.э.). Он   оставил  после  себя

150  трудов,  которые  позже  были систематизированы и разделены на 4

основные группы:

1) Онтология (наука о сущем)

" Метафизика "

2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.

" Физика ", " О небе ", " Метеорология "

3) Политические, эстетические трактаты.

" Политика ", " Риторика ", "Поэтика "

4) Работы по логике и методологии.

Наивысшего развития  механистический  материализм  в классический

период достиг в учении Левкиппа (ок.  500-440 гг. до н.э.) из Милета и

Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами

рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.

Левкипп заложил   основы   атомистической   теории,   которую   в дальнейшем

успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из пустоты и

движущихся атомов,  бесконечно малых, неделимых материальных частиц,

различных по форме и размерам. Земля представлялась  Демокриту плоским

диском,  носящимся  в  воздухе,  вокруг  которого  вращаются светила. Вся

органическая и  психическая  жизнь  объясняется  им  чисто материальными

процессами. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и

плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.

Усложнение общественных  отношений  в  связи  с быстрым развитием

рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную

часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на

изучение  деятельности  человека. Накопление  разнообразных  знаний,  с

другой  стороны,  требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами

занялись философы-софисты  (  так  назывались  странствующие  учителя,

обучавшие  за  плату  красноречию  и  другим  наукам).Появление  их  в

значительной   мере   было   связано    с    политическим    развитием

демократических  полисов,  с  тем,  чтобы граждане должны были владеть

ораторским искусством.

Наиболее известным  среди софистов был Протагор (ок.  480-411 гг.

до н.э.) из  Абдеры.

Философия в  период эллинизма частично изменила содержание и свои основные

цели. Эти изменения были обусловлены  социально-экономическими и

политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал

и  самый  факт  отделения  от   философии   ряда   специальных наук. Философы

периода  эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы

поведения отдельного человека в мире. Две  старые  авторитетные школы Платона

и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет.

Параллельно с упадком старых старых философских школ классической Греции  в

период  эллинизма  возникали  и   развивались   две   новые философские

системы-  стоиков  и  эпикурейцев. Основателем  стоической философии был

уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм  был  до

известной  степени  синтезом  греческих и восточных воззрений. Создавая свою

философию,  Зенон  в  особенности  использовал учения     Гераклита,

Аристотеля, учение     киников    и    вавилонские религиозно-философские

представления. Стоицизм  был  не  только  самой распространенной,  но  и

самой долговечной эллинистической философской

школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том

числе мысль,  слово,  огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода

легким телом- теплым дыханием.      Для философских школ, возникших и

развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их

человеческого  достоинства  и  даже возможности наличия у них высших

моральных качеств и мудрости.

    

Заключение

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир

философски,- теоретическая философская мысль представляется наиболее важной

для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина

философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение:

философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется

сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи

античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории

государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно

отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно

считать тем философским открытием античности, которое определило не только

мышление современного человека, но и его жизнь.

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гриценкова Алёна

Т-20



Информация о работе Философия античного времени