Философия античного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им
принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех
земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии
буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Содержание

1. Учение о бытии. Демокрит, Платон, Аристотель.
2. Становление античной диалектики.
3. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии на тему.doc

— 101.00 Кб (Скачать)


Реферат по философии на тему: «Философия античного времени»

План

1.        Учение о бытии. Демокрит, Платон, Аристотель.

2.        Становление античной диалектики.

3.        Заключение.

 

 

 

Введение

Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им

принято называть особый период развития древней  Греции  и Рима, а также тех

земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная философия - уникальное явление,  давшее импульс в развитии

буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Все

поколения философов,  жизнь которых практически укладывается в классический

период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и

создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты

античной философии : духовное многообразие,  подвижность и свобода -

позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

     1 Учение о бытии .  Демокрит , Платон , Аристотель.

Знаменитый греческий философ Демокрит (род. ок. 470 до н.э.) принимает тезис

о том, что бытие есть нечто простое, понимая  под  ним  неделимое  - атом (

"атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое" ). Он дает

материалистическую трактовку этому понятию,  мысля атом как наименьшую,

далее не делимую физическую частицу.  Таких атомов  Демокрит  допускает

бесчисленное  множество,  тем самым отвергая утверждение,  что бытие - одно.

Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как

таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том,  что бытие не

множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие

познаваемо. Характерно также,  что и Демокрит различает мир атомов - как

истинный  и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей,

представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют

атомы,  их свойства и движения.  Атомы нельзя видеть, их можно только

мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и

"мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине;  двигаясь в

пустоте, они соединяются   ("сцепляются" ) между собой в силу различия по

форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные,

даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил  продуманный  вариант механистического объяснения мира:

целое у него представляет собой сумму частей, а  беспорядочное  движение

атомов,  их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.  В

атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это

положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в

чувственном вире.  Стремясь найти причину движения,  Демокрит "раздробляет"

единое бытие Парменида на  множество  отдельных "бытий"-атомов, которые

трактует материалистически.                                     1

Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном 427-347 годы до

н.э.), противопоставившим Демокриту идеалистическое понимание бытия.  Подобно

элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь

разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так

же,  как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное.  Однако

различие между Платоном и Демокритом носит принципиальный характер: если

Демокрит понимал бытие как материальный,  физический атом,  то Платон

рассматривает  его  как идеальное,  бестелесное образование - идею, выступая

тем самым как  родоначальник идеалистической линии в философии.  Все, что

имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе,  а

следовательно,-  в  парменидовско-платоновском смысле  -  не существует (

таковыми являются тело и пространство, в котором все тела существуют ).

Существует же только то, что  не  имеет  частей и,  значит,  не принадлежит к

чувственно-пространственному миру ( существование у Платона - характеристика

очень важная и подразумевает вечность,  неизменность, бессмертие ). Миру

сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто

"бытие",  противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир

"становления"): здесь все только становится,  непрерывно возникает и

уничтожается,  но никогда не "есть".  "...Нужно отвратиться всей душой ото

всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать

созерцание бытия..." Критикуя тех, кто "признает тела и бытие за одно и то

же" Платон утверждает,  что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и

бестелесные  идеи".

Идеи Платон называет "сущностями";  греческое слово "сущность" ( ousia )

образовано от глагола "быть" ( einai  )  (  так  же, кстати,  как  и

аналогичные понятия русского языка "существовать", "сущее", "сущность" ).

Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону,

составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам

Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.

Вот ряд  противоположных  определений,  характеризующих у Платона мир бытия и

сферу  становления,  то  есть  чувственный мир:

бытие                                         - становление,

вечное                                        - временное,

покоящееся                                - движущееся,

бессмертное                               - смертное,

постигаемое разумом                - воспринимаемое чувствами,

всегда себе тождественное       - всегда иное,

неделимое                                   - делимое.

Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев.  Но у

Платона есть и существенное отличие от  элеатов: ведь идей много, а

поэтому возникает вопрос, как обеспечить их связь,  единство самого мира

идей?  Не рассыпаются ли  они  на множество изолированных сущностей?

Чтобы решить этот вопрос,  Платон опять-таки обращается к понятию единого,

которое он толкует иначе,  чем его предшественники - элеаты. Единое, говорит

Платон в диалоге "Парменид", само не есть бытие, оно - выше бытия и

составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше

всякого существования и всякой множественности,  но без его объединяющей силы

невозможны и сами идеи,  ибо невозможна даже  и  множественность:  ведь

каждое из многих тоже есть нечто одно,  а значит,  оно тем самым причастно

единому.  Это  единое  Платон отождествляет с высшим благом,  к которому все

стремится и через это получает свое собственное бытие.  Само же высшее благо-

по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму,  и о нем

самом нельзя сказать ничего,  кроме  отрицаний, указывающих только, чем оно

не является. У последователей Платона для обозначения единого закрепился

термин  "трансцендентное" ( "то, что по ту сторону" ).      Давая

идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий

важный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению.

Чтобы объяснить то  или иное явление,  надо, по Платону, найти его идею,

иначе говоря, его понятие:  то постоянное и устойчивое,  инвариантное в нем,

что не дано чувственному восприятию.  Платон многое сделал для исследования

природы понятия.  К Платону вполне можно  отнести характеристику идеализма,

данную В.  И. Лениным: "Философский идеализм есть только чепуха с точки

зрения материализма грубого,  простого, метафизичного. Наоборот, с точки

зрения диалектического материализма философский идеализм  есть

одностороннее, преувеличенное... развитие ( раздувание, распухание ) одной из

черточек,  сторон, граней познания во абсолют, оторванный от материи, от

природы, обожествленный".

Идеалистическое понимание  бытия  не  могло удовлетворить мыслителей,

пытавшихся объяснить реальный мир  природы:  ведь платоновский идеализм

объявлял движение и изменение предметом, о котором нельзя составить  строгого

знания,  а  можно  иметь только "мнение". Критику платоновской концепции

бытия предпринял его ученик Аристотель (384-322 годы  до  н.э.).  Последний

видел  ошибку Платона в том,  что тот приписал идеям самостоятельное

существование,  обособив и отделив их от  чувственного мира, для которого

характерно движение, изменение.      При этом у Аристотеля сохраняется

характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого,

неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшественников,

он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в

чувственном мире,  чтобы сделать возможным достоверное и доказательное

научное знание подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель дает

понятию сущности иное,  чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об

идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах,  отделенных  от

"причастных" им вещей.  Платон признавал реально существующими виды и роды.

Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы  (индивидуум -

неделимое),  например,  вот этого человека, вот эту лошадь,  а виды и роды,

по его учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4.

причины :

-       сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она

есть (формальная причина);

-       материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает

(материальная причина);

-       движущая причина, начало движения;

-       целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется

     Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее

некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать

чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути

бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения

считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля –

«перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам

форм и образований.

                   2 Становление античной диалектики

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во

всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин

«диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по

преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства.

Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем,

диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности.

Вспомним  учение о развитии Гераклита, а позже Зенона,  и др.

В истоpии философии понятие диалектики пpетеpпело коpенные изменения: от

пеpвоначального понимания, близкого к однокоpенным словам "диалект" или

"диалог" и обозначавшего искусство споpа и классификации понятий, до

совpеменного, научного понимания диалектики, в основе котоpого лежит понятие

pазвития. Напpимеp, в философском словаpе диалектика опpеделяется как "наука

о наиболее общих законах pазвития пpиpоды, общества и мышления", а в учебнике

по философии (под pедакцией академика И.Т.Фpолова, 1989 г.) диалектика

pассматpивается "как наиболее полное и всестоpоннее учение о pазвитии". В

источниках, автоpы котоpых дистанциpуются от маpксизма, часто опpеделение

диалектики не дается, а говоpится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp,

в куpсе лекций А.А.Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод пpедполагает

pассмотpение всех явлений и пpоцессов во всеобщей взаимосвязи,

взаимообусловленности и pазвития". Грамматически выpажено неясно (по-видимому,

надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается

системность, причинность и развитие.

Греческая философия  в  VII - VI веках до н.э.  и явилась по сути

своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии  древней  Греции  выделяют  четыре  основных

этапа:

2I 0   VII-V века до н.э. - досократовская философия

2II 0  V-IV века до н.э. - классический этап

Выдающиеся философы    классического   этапа:   Сократ,   Платон,

Аристотель.  В общественной жизни этот этап  характеризуется  как

высший подъем афинской демократии

2III 0 IV-II века до н.э.- эллинистический этап.

( Упадок Греческих городов и установление господства Македонии )

2IV 0  I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.

Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп

молодого класса рабовладельцев в  борьбе  с  религиозно-мифологической

идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой

аристократии, борясь   с   этой   идеологией,   противопоставили    ей

философский идеализм. Его  первым  проповедником  в  Древней Греции был

Пифагор (ок.580-500 гг.  до н.э.) с острова Самоса. После  установления на

острове  Самосе  тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон,

где во второй половине VI в.  до н.э. основал из представителей местной

аристократии    реакционный    религиозно-политический   союз, известный под

названием "пифагорейского".

Согласно философии пифагорейцев,  не качество,  а количество,  не вещество, а

форма определяет  сущность  вещей. Все  можно  сосчитать  и таким образом

установить  количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит

Информация о работе Философия античного времени