Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, контрольная работа
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в
хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была
мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности
объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и
философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению
регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через
образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти,
как кажется сейчас, «наивные» идеи милетцев, напомним, что великий И. Кант в
совсем иной период истории науки (после И. Ньютона!) утверждал, что планеты и
все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.
Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно
был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они
положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения
сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и
явлений мироздания.
Пифагор и его школа
Пифагор (VI в. до н.э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины
гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен
проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» —
вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем,
трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и
женщины. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения,
присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в
числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов
природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов
от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии.
Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства,
что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.
Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из
первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и
в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и
абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии,
удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все
сущее, прежде всего явления Космоса. Гармония Вселенной обусловлена мерой и
числом, математической пропорциональностью.
Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.
Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через
определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в
других, животворяя
их телесность.
Список
литературы:
1.
Спиркин А.Г. Философия:
2. Культорология – М.: Высш. Шк., 2001.
3. Искусство – М.: Просвещение, 1969.