Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, контрольная работа
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в
хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была
мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности
объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и
философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению
регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через
Философия античного мира:
От мифа к Логосу
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в
хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была
мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности
объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и
философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению
регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через
персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек
испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная
жизнь людей
тесно переплеталась с
приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только
могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными
мстительности. Люди переносили на богов самые причудливые сексуальные
ориентации, приписывая им неуемное любвеобилие, нескончаемые измены, любовные
распри и т.п. Суть мифологического феномена выявлена метко Г. Гегелем: «Все
содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной
внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы
представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это
внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру».
Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря
строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение
земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через
олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Мифология
ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на
гармонизацию человека, общества и природы, В мифологии происходило
метафорическое
сопоставление природных и
очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки
объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная
форма мировоззрения мифология выражала не только наивные формы объяснения
природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к
миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным.
Антропоморфизируя природу, первобытный человек пришел к олицетворению
явлений внешнего
мира. Мифология в своем
философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания.
Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в
высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом
веры.
Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему
ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы
поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое
мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях:
обрядах, танцах и т.п. Мифология входит существенной частью в состав
религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного
сознания. В качестве нерасчлененного, синкретического, единого целого
мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии,
политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм
словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического
предания. Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период
философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою
значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени.
Никакая философия и никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы:
они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут
быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо
их знать — они составляют значимый факт культуры.
Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и
«Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело
находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все — вода и
земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого
рода вопросы первым выдвинул Гесиод (7 в. до н.э.) — крестьянский поэт,
автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое
целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов.
«Родословная богов» начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля
(Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб — начало мрака вообще и Ночь как
самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще
и День как определенный свет. Гея рождает Небо — видимый небесный свод, а
также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония», т.е.
происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и
Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны
— гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов —
Кроноса— берет начало новое поколение богов: сын Кроноса — Зевс в борьбе за
власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной
выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во
всей своей божественной красоте богиня любви — Афродита. Богиня
справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и
слиянности — та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот,
мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из
всех богов.
Начинается уже «историческая» полоса мифологии. Гесиод приводит нас к
последнему поколению богов, потомков Зевса — «олимпийцев», а отсюда —
романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными
женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы; это
упоительно-фантастическая череда любовных приключений богов.
На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться
рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила
обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия,
возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил
процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако
Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она
завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех
возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на
развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.
Милетская школа:
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник европейской науки и
философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель,
пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного
финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять
на практике. Он — автор многих технических усовершенствований, осуществил
измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.
Фалес произвел
буквально переворот в
— первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало
всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес
впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в
самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается.
Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и
превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея
Фалеса о «первосущности» представляется нам сейчас наивной, но с исторической
точки зрения она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана
«отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете
мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению
природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему
впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись,
никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его
учеников... Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма —
воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по
себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа
разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как
нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога
универсальным интеллектом: бог есть разум мира.
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610—540 до н.э.) первым возвысился до
оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял
апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются,
целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как
божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному
восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно
неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно
живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном
состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в
виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитой, а
частички земли — ее конкретные массивы.
Третий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.). Он
полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и
видя в нем легкость изменяемости и превращаемое вещей. Согласно Анаксимену,
все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации,