Философия античного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в
хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была
мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности
объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и
философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению
регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через

Работа содержит 1 файл

Философия античного мира - тема 2.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Философия античного мира:  

     От  мифа к Логосу 

На заре истории  человечества, когда были еще в  силе родовые принципы в

хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была

мифология. Мифология  есть результат настоятельной духовной потребности

объяснить мир  и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и

философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению

регулятивных  сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через

персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек

испытывал чувства  удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная

жизнь людей  тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им

приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились  не только

могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными

мстительности. Люди переносили на богов самые причудливые сексуальные

ориентации, приписывая им неуемное любвеобилие, нескончаемые измены, любовные

распри и т.п. Суть мифологического феномена выявлена метко Г. Гегелем: «Все

содержание, приписываемое  богам, должно оказаться вместе с  тем собственной

внутренней сущностью  индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы

представляются  индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это

внешнее для  человека начало оказывается имманентным его духу и характеру».

Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря

строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение

земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через

олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Мифология

ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий  человеческого бытия, на

гармонизацию  человека, общества и природы, В мифологии происходило

метафорическое  сопоставление природных и социокультурных  явлений,

очеловечивание  окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки

объяснения сводились  к рассказам о происхождении  и творении. Как начальная

форма мировоззрения  мифология выражала не только наивные формы объяснения

природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к

миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным.

Антропоморфизируя природу, первобытный человек пришел к олицетворению

явлений внешнего мира. Мифология в своем возникновении  была наивной

философией и  наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания.

Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в

высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом

веры.

Мифы утверждали лично и социально принятую в  данном обществе значимую систему

ценностей, которая  поддерживала и санкционировала  соответствующие нормы

поведения, взаимоотношения  людей и их отношение к миру. Мифологическое

мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях:

обрядах, танцах и т.п. Мифология входит  существенной частью в состав

религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного

сознания. В качестве нерасчлененного, синкретического, единого целого

мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии,

политических  воззрений, различных форм искусства  и всевозможных форм

словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического

предания. Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период

философией, конкретными  науками и творениями искусства, сохраняет свою

значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени.

Никакая философия  и никакая наука и жизнь  вообще не властны разрушить мифы:

они неуязвимы  и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут

быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо

их знать —  они составляют значимый факт культуры.

Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и

«Одиссея». О  философских воззрениях Гомера можно  сказать, что он всецело

находился на почве  мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все — вода и

земля». Он не задавался  философским вопросом о происхождении мира. Такого

рода вопросы  первым выдвинул Гесиод (7 в. до н.э.) —  крестьянский поэт,

автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое

целое, описав родословную  и перипетии в сонме олимпийских богов.

«Родословная  богов» начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля

(Гея). Вместе  с Землей рождаются Эрос и  Эреб — начало мрака вообще  и Ночь как

самоопределившийся  мрак. От брака Эреба и Ночи рождается  Эфир как свет вообще

и День как определенный свет. Гея рождает Небо — видимый небесный свод, а

также горы и  морскую пучину. Такова предварительная  «Теогония», т.е.

происхождение мира. После этого начинается родословная  богов: от брака Геи и

Урана, т.е. Земли  и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны

— гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов —

Кроноса— берет  начало новое поколение богов: сын Кроноса — Зевс в борьбе за

власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое  с огромной небесной

выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во

всей своей  божественной красоте богиня любви  — Афродита. Богиня

справедливости  Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и

слиянности —  та, которая посылает женщину сопрягаться  с мужчиной и, наоборот,

мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из

всех богов.

Начинается уже  «историческая» полоса мифологии. Гесиод приводит нас к

последнему поколению  богов, потомков Зевса — «олимпийцев», а отсюда —

романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными

женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские  поэмы; это

упоительно-фантастическая череда любовных приключений богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться

рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила

обобщающего и  аналитического мышления, зарождались наука и философия,

возникали понятия  и категории собственно философского разума, происходил

процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако

Логос не вытесняет  мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она

завораживает  детское воображение, восхищает  ум и чувства людей всех

возрастов, способствуя  развитию воображения, что благотворно влияет на

развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

     Милетская школа:

     Фалес, Анаксимандр  и Анаксимен

Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник  европейской науки и

философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель,

пользовавшийся  большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного

финикийского  рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять

на практике. Он — автор многих технических усовершенствований, осуществил

измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции

— первоосновы  всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало

всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес

впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в

самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и  в воду же обращается.

Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и

превращений. Это  же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея

Фалеса о «первосущности»  представляется нам сейчас наивной, но с исторической

точки зрения она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана

«отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете

мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному  объяснению

природы. В чем  же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему

впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись,

никогда уже  не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его

учеников... Фалес, как и его преемники, стоял  на точке зрения гилозоизма —

воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по

себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа

разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как

нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога

универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610—540 до н.э.) первым возвысился до

оригинальной  идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял

апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются,

целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как

божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному

восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это  начало бесконечно, оно

неистощимо в  своих возможностях образования  конкретных реальностей. Это вечно

живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном

состоянии, как  реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в

виде крохотных  долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитой, а

частички земли  — ее конкретные массивы.

Третий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.). Он

полагал, что  первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и

видя в нем  легкость изменяемости и превращаемое вещей. Согласно Анаксимену,

все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации,

Информация о работе Философия античного мира