Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Цель данной контрольной работы – изучить философию техники.
Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи:
изучить происхождение и природу техники;
изучить основные проблемы философии техники;
рассмотреть положение человека в информационном обществе.
Введение…………………………………………………………….……..3
Происхождение и природа техники…………………………….………..4
Основные проблемы философии техники………………………….……7
Человек в информационном обществе………………………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14
Информатизация стала сегодня реальностью, несмотря на неравномерность ее распространения в общественном пространстве и времени. Она является технической основой нового общества. Информационные технологии, проникая во все области жизни социума, существенно влияют на способы и формы бытия отдельного человека. В этой связи проблемы информатизации привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако большинство специалистов акцентируют свое внимание на технической составляющей или на отдельных социальных, психологических, экономических аспектах данного процесса. Приобретает особое значение выведение исследовательского поиска на философско-мировоззренческий уровень. Такая необходимость, наряду с другими причинами, обусловлена появлением новых и углублением имеющих место особенностей информационного общества, таких как размывание границ между человеком и машиной, углубление противоречий между глобализацией мира и идентичностью (самобытностью) конкретного человека, наличием не только положительных, но и отрицательных воздействий новых технологий на него. В связи с перечисленными особенностями возникает потребность адекватного осмысления информационного бытия человека, особенностей его индивидуальности и необходимость выработки стратегии поиска идентичности. Определяя информационное общество, большинство исследователей отмечает, что это новая качественная ступень общественного развития, основанная на приоритетном значении и использовании информационных ресурсов (по отношению к другим, традиционным ресурсам) во всех системах жизнеобеспечения общества, распространение которых происходит посредством информационнокоммуникационных технологий в общемировом масштабе.
Техносфера, созданная человеком в процессе своей деятельности, постепенно трансформируется в информационную, что проявляется в возрастании роли информационных технологий, в создании и использовании объектов техногенной реальности. Масштабы распространения и применения проявляются как вширь (общемировой масштаб), так и вглубь (интеллектуализация деятельности и ее результатов). Создание искусственной материальной среды обусловлено всем комплексом социально-культурных факторов, с одной стороны. С другой стороны, «материальная среда оказывается не просто фоном, но одним из условий социальной динамики общества и процесса формирования экономических и политических обстоятельств его жизни».
К социокультурным факторам влияния информационной техносферы на человека, наряду с другими, следует отнести: необходимость в постоянном приспособлении к внешней среде, которая характеризуется пластичностью, динамичностью, глобальностью и увеличивает нагрузку на внутренние структуры человека; увеличение зависимости от техногенных факторов; интеллектуализация деятельности приводит к повышению требований к «человеческому капиталу» и новым формам социального неравенства; широкое распространение сетевых социальных связей, обусловленных распространением технических и технологических инноваций, трансформирует форму социальности современного человека. Теория сетей, предлагаемая М. Кастельсом для анализа изменений в городской среде, на наш взгляд, может являться методологическим основанием для выявления особенностей дихотомии «глобальное/локальное» как процессов, сопровождающих в целом становление информационного общества. Так, по мнению М. Кастельса, сетевые структуры воспроизводятся как на внутригородском уровне, так и на уровне межгородских связей. Однако сетевая структура не разрушает внутригородские иерархии – информационно властные узлы, которые замыкают на себе основные потоки информации, финансов и другие ресурсы, являются центрами принятия решений.
Некоторые исследователи, в частности Т. Абанкина, считают социальные организации социальным институтом информационного общества. Так, среди крупнейших организаций она называет «Global Development Network» и «Global Lerning Network», которые были созданы при участии Всемирного банка. В мире функционируют и культурные сети. В Европе их насчитывается более 150. Они объединяют организации, арт-менеджеров, творческих людей и целые коллективы: Европейская компьютерная сеть искусств (ECNA), Европейская сеть культурных центров (ENCC) и др.
Подобный вид коммуникаций, по некоторым оценкам, является более эффективным по сравнению с традиционными сетями личных связей, т.к. здесь задействован статус организации как целого. Реализация стратегии поиска идентичности конкретным человеком с помощью информационнокоммуникационных технологий (онлайн-конференции, веб-форумы) на практике, в сравнении с социальными организациями и сложившимися группами, менее эффективна. Трудность заключается в том, что не всегда реальная и виртуальная идентичность совпадают. Зачастую они могут вступать в противоречие, что не способствует преодолению неуверенности, ощущения нестабильности у человека и мотивирует его к продолжению выработки стратегии поиска идентичности.
Одним из вариантов новой стратегии поиска идентичности, на наш взгляд, может стать сочетание реального и виртуального способов идентификации. Однако соединение двух стратегий не должно происходить автоматически, простым суммированием.
Заключение
Таким образом, мы пришли к выводу, что современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.
Список
использованной литературы