Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:25, реферат
В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
ФИЛОСОФИЯ
РУССКОГО КОСМИЗМА
Введение
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
1. Основные течения в философии русского космизма
1.1.
Философско-религиозное
1.1.1.
Русский космизм П.А.
П.А.Флоренский
является одним из тех, кого по праву
относят к традиции "русского
космизма". Он считал, что существует
"идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг
другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос,
являющийся в своём роде "образом
и подобием Вселенной" и несущий
в себе всё, что есть в мире. Несмотря на
то, что космический подход к человеку
лишает его полноты личностного бытия,
Флоренский сумел найти выход из этой
трудной ситуации. И мир и человек одинаково
сложны и внутренне бесконечны, поэтому
они могут рассматриваться как части друг
друга. Можно с полным основанием считать
мир биологически - вселенским телом человека,
а экономически - сферой его хозяйствования.
"Мир есть раскрытие Человека, проекция
его" [2]. В этом заключается космически-антропологический
дуализм (или двуединство) Флоренского,
который рассматривает его в рамках традиционного
платонического дуализма горнего и дольнего
(нашему миру противопоставляется иной,
"премирный", который символически
приоткрывается в реальностях земного
бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского,
можно преодолеть только в Церкви: "В
ней действительность одухотворяется,
освящается, обоживается" [3]. "Обоживание"
является конечным результатом спасения
всего мира через спасение человека, которое
происходит в Церкви силами Христа и Его
Духа. Спасение устраняет конфликт человека
и мира, это и есть "космическая сторона
христианства" [4]. У Флоренского, как
впрочем и у многих платоников, картина
бытия статична: динамические процессы,
эволюция, история определяющего значения
не имеют. Как считает Флоренский, вся
история мира - это мрак, одна лишь "ночь,
один страшный сон, растягивающийся в
века". По моему мнению философия Флоренского
- это космизм без эволюционизма ("преображение
мира" не выходит за рамки отдельных
церковных очагов и не проникает в мировую
жизнь и социальную деятельность человека).
1.1.2.
Христианский космос В.С.
Наиболее
полно тема космизма рассмотрена
В.С.Соловьёвым в трактате "Чтения
о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва,
истинной загадкой для разума является
не вечный, или божественный, мир. Напротив,
как идеальная полнота всего
и осуществление добра, истины и
красоты, он является как ясное и
нормальное. Лишь в этой вечной сфере
можно обрести безусловное
Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь к достижению совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный путь, который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом" [5].
Мировой
космогонический процесс
Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
1.1.3.
Философия общего дела Н.Ф.
В
своём основном философском труде
"Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает
Космос,
космическое в философском
Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.
Фёдоров
также выдвинул идею о необходимости
победы над смертью ("учение о
воскрешении" или более развёрнуто
- "учение об объединении живущих
сынов для воскрешения умерших"