Философ Роджер Бэкон

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель моей работы доказать насколько по праву можно назвать Роджера Бэкона непризнанным гением своего времени. Для этого необходимо разобраться в его жизни.
Если меня спросят, «что же тебя так заинтересовало в жизни Роджера Бэкона изначально, что ты загорелся желанием написать реферат?». То я отвечу, что «просто стало интересно». При

Содержание

Введение 2
1. Эпоха Средневековья 3
2. Начало жизненного пути Роджера Бэкона 4
3. Взгляд вперёд, или прогрессивность, Роджера Бэкона. 7
4. Роджер Бэкон – второй крупнейший алхимик XIII века 13
5. Труды Роджера Бэкона 15
Заключение 19
Библиография: 20

Работа содержит 1 файл

Философия, Магомедов.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Изобретения:

    • В своем трактате «Удивительная Сила Искусства и Природы» он намекает на черный порох;
    • предсказывает использование пара как движущей силы;
    • описывает гидравлический пресс, водолазный колокол и калейдоскоп;
    • изготовил знаменитую медную голову, оснащенную акустическим аппаратом, которая вещала прорицания11;
    • «В будущем будут изготавливаться корабли и другие средства передвижения по воде, управляемые одним человеком и двигающиеся гораздо быстрее тех судов, что приводятся в движение многими гребцами, а также повозки, которые будут двигаться с невероятной скоростью без использования тягловой силы животных»;
    • Роджер Бэкон описал увеличительные свойства линз и сферы их возможного применения;
    • открыл способ очистки селитры, необходимой для изготовления пороха
    • и открыл новые способы шлифовки оптических линз.

     Как исследователь Роджер Бэкон отстаивал точку зрения, согласно которой наука отнюдь не противоречит религии, но, наоборот, может быть действенным орудием убеждения атеистов в правоте тех, кто верует в Бога. Ему принадлежат слова: «Наука обладает важнейшими достоинствами для того, чтобы укреплять людей в вере». 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Роджер Бэкон – второй крупнейший алхимик XIII века

 

     «Алхимия, - утверждает Бэкон, - родственна физике. Она имеет дело с цветом и прочими  субстанциями, с горением асфальта, с солью и серой, с золотом  и прочими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучить для понимания натурфилософии и теоретической медицины. С помощью алхимии можно делать золото, а, следовательно, искусство Гермеса способно пополнить государственную казну. Кроме того, оно продлевает жизнь человека. Но в области алхимии работают лишь немногие, и еще меньше таких, кому удается производить опыты, продлевающие жизнь. Этого искусства достоин лишь мудрейший, тот, кому ведомы тайны орла, оленя, змеи и феникса - животных, возвращающих себе молодость при помощи сокровенных свойств трав и камней».

     Роджер  Бэкон более полно сформулировал взгляды алхимиков на природу металлов в трактате «Зеркало алхимии»: 
«Я буду говорить здесь о происхождении металлов и об их естественных началах. Заметьте, прежде всего, что начала металлов суть: ртуть и сульфур. Эти два начала породили все металлы, хотя и существует большое количество видоизменений у последних. Кроме того, я говорю, что природа всегда имеет своей целью и беспрестанно стремится достичь совершенства, то есть золота. Но вследствие различных случайностей, мешающих ее работе, происходит разнообразие металлов, как это ясно изложено многими философами»12.

     Роджер  Бэкон никогда не выступал против Церкви и не давал повода заподозрить  себя в неверии – как раз наоборот. За что же тогда его преследовали? Инквизиционные трибуналы опасались (это стало для них своего рода наваждением) применения средств, соприкасавшихся с черной магией (обвинение требовало самого сурового наказания, если подсудимый «сознательно стремился к достижению чего-либо, применяя дьявольские средства»). Именно это, очевидно, и послужило основанием для обвинения. Более того, любая смелая мысль могла вызвать негодование церковных властей. Глава Францисканского ордена обвинял Роджера Бэкона в том, что он учил «подозрительным новшествам». А это действительно был исключительно пророческий ум: задолго до Леонардо да Винчи он писал о возможности создания летающих машин, самодвижущихся повозок и подводных лодок.

      Отметим и то, что в средневековой Европе были распространены случаи, когда отцы церкви, власти или власть - имущие любой ценой хотели узнать у алхимика секрет трансмутации. « На Бэкона стали давить, требуя открыть секрет. Монах отказался, и тогда в 1266 его обвинили в ереси и магии. С первым в принципе можно согласиться: философские изыски Роджера Бэкона вызывали резкое неприятие францисканцев… А вот второе обвинение – в магии – более чем абсурдно»13. Из лекций студентам и из его трактатов ясно то, что к магии он относился крайне скептически. Тюремное заключение продлилось 14 лет14.

      Несмотря  на тяжёлые условия содержания, именно в заключении Бэкон создал трактаты, принесшие ему мировую славу  и бессмертие, - «Большой труд», «Малый труд» и начало трактата «Третий  труд». Были и чисто алхимические работы – «Зеркало Алхимии» (1267 год).

5. Труды Роджера Бэкона

 

     Как утверждает один источник: «в своей попытке объединить всю науку, мудрость и веру Бэкон создал уникальный труд «Opus Majus», куда включил сведения, известные в ту эпоху многим, но организованные и упорядоченные в согласии с собственными оригинальными взглядами Роджера Бэкона.

     Именно  индивидуальная позиция и является самой интересной отличительной чертой его сочинений... Его поразительные высказывания, действительно уникальные для того времени, овеяны пророческим духом, совершенно чуждым науке (вопреки собственному заявлению Бэкона о том, что все его открытия имеют сугубо научный характер). В этих предсказаниях Роджер Бэкон выразил сокровенные мечты всего человечества, благодаря которым, в конце концов, и появились на свет описанные Бэконом великие изобретения15».

     «Великое  сочинение» (Opus majus), наряду с двумя другими, «Малым сочинением» (Opus minus) и «Третьим сочинением» (Opus tertium) Бэкон пишет в 60-е годы XIII в. Полагают, что «Великое сочинение» было создано за 1266—1268 гг. Написанные по требованию папы Климента IV (1265—1268), эти труды, выражающие, казалось бы, прежде всего идею служения христианской католической церкви, в то же время ясно свидетельствуют о научной концепции Бэкона, глубоко и творчески переработавшего сумму знаний, доступных средневековью, и давшего их синтез.

     «Великое  сочинение» состоит из семи частей: 1) причины человеческого невежества; 2) связь между философией и теологией; 3) изучение языков (знание арабского, греческого и древнееврейского языков Бэкон рассматривал как основу «универсального знания»); 4) математика; 5) физика (и особенно оптика); 6) экспериментальная наука, или «наука об опыте»; 7) нравственная философия.

     «Великое  сочинение» — это свидетельство того, что все явления жизни представлялись Бэкону взаимосвязанными. В своем стремлении познать истину он шел по пути научного синтеза, в основе которого лежал опыт.

     Философская концепция Бэкона позволяет современным  исследователям его творчества утверждать, что он «стоит во главе английской научной мысли», что он «проложил путь к объективному изучению природы и был «пионером» тех изменений в человеческой мысли, благодаря которым главный интерес стала представлять наука, а не теология», что он «предвосхитил как замечательные открытия итальянского Возрождения, так и общий склад ума гуманистов XV столетия», что Роджер Бэкон «шел впереди своего века» и даже, что он был «предшественником современного позитивизма». В марксистской историографии Бэкон занимает почетное место как один из крупнейших мыслителей средневековья, в трудах которого постоянно прослеживается материалистическая тенденция.

     Трагичность его жизненной судьбы становится понятной, если 
осознать, как резко он выступил против тогда еще очень влиятельного направления - томизма - и какие революционные идеи, которые его современникам еще не были полностью ясны, он выдвигал. Он не только был склонен к эмпирическому исследованию, но и был выдающимся естествоиспытателем и математиком, замечательным физиком, знал много языков, как упоминалось мной ранее.

     М.П.Алексеев отмечал, что наряду с Альбером Великим  Роджера Бэкона следует считать  основателем новой географической науки, и усматривал его значение в том, что «бесхитростные и во многом наивные рассказы» «Плано-Карпини» и «Рубрука» «он ввел в оборот научной литературы, дав связный географический очерк Азии на основании критического сопоставления новых данных, полученных опытным путем, и всей существующей литературы»16.

     Надо  отметить, что книга «Рубрука» впервые увидела свет лишь в XVI веке. Она была напечатана английским издателем Гаклюйтом в 1598 г. (все известные списки книги «Рубрука» тоже находятся в Англии), и Роджер Бэкон, таким образом, явился первым ученым, обратившимся к ней и давшим ей жизнь в составе «Великого сочинения».

     Под старость Бэкон написал книгу  «Кратчайший путь к философии». Там  он наряду с изложением философских  истин смело критикует лицемерие  и стяжательство монашеских орденов, невежество и развращенность духовенства  и даже нападает на самого римского папу.

Конечно, такое не прощалось. И Бэкона «судили за колдовство, за ересь, за то, что он не признавал христианскую религию божественным откровением, а ставил ее в ряд с другими религиями».

     Вернёмся  к его конечному жизненному пути. Нам известно, что в 1278 году шестидесятипятилетнего доктора богословских наук, знаменитого мыслителя, известного всему ученому миру своими блестящими трудами, заключают в монастырскую тюрьму.

     И даже в таких условиях он писал. Надо полагать, что тюремщики оказались снисходительнее монастырского начальства. Ясно, что только от них заключенный мог получать бумагу и принадлежности для письма и только они могли предупреждать узника о готовящемся обыске и прятать его рукописи. Напомним, как отмечалось ранее, трактаты этого времени были великими, они принесли ему мировую славу.

     Роджер  Бэкон и в последние годы своей  долгой жизни оставался все тем  же непреклонным борцом за истину. Четырнадцать долгих мучительных лет тянулось заключение Бэкона. Его освободили только в 1292 году, за два года до кончины.

     Но  и после смерти церковь продолжала преследовать великого мыслителя. Бэкон  умер, но остались его сочинения, а  они были опасны, как и его живое  слово. Сочинения Бэкона церковь  запретила, никто не смел переписывать и распространять их. Но напрасны были старания церковников: свободная мысль, брошенная в умы людей, не умирает. Проходят годы, десятилетия, а может быть, и века, и она возрождается, дает новые обильные всходы, приобретает новых многочисленных сторонников. Так случилось и с идеями Роджера Бэкона.

     После проведённого мной исследования жизни, идей Роджера Бэкон я  по праву могу назвать его непризнанным гением.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Мы  посмотрели на мир глазами Роджера Бэкона. И постарались разграничить то, с чем он был согласен в XIII веке и то, что противоречило ему, его «непохожесть на свой век».

     Отметим и то, что невозможно ссылаться  на один источник, говоря о жизни  Роджера Бэкона, есть много противопоставлений и недосказанности одних источников.

     Но  раз имя этого человека неоднократно указывается в определённых книгах, значит всё - таки он был важен своему времени. Но нужен ли? Возможно, если бы тогда он не высказал свои «революционные идеи» развитие человечества, науки, философской мысли затянулось.

     Во  время работы над этим рефератом мне показалось возможным вот так описать цель его исследований, трудов, изобретений, то есть цель его жизни:  «Я расскажу Вам то, что вы не знали. Я покажу Вам то, о чём вы не подозревали. Я знаю то, о чём должны узнать вы, и я вам в этом помогу».

     Вот так бы мне хотелось закончить  реферат о Роджере Бэконе.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография:

 

     I. Литература:

1. Бутромеев  В.П. Всемирная история в лицах:  Раннее средневековье. Энциклопедия  для школьника. Серия «Детский  плутарх». – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.

2. Вальяно М.В.  Основы философии: Учебник. –  М.: «Дело и сервис», 1999.

3. Волков А.М.  В поисках правды: Научно-художественная  литература. – М.: Дет. лит., 1987.

4. Масалов А.А.  Великие алхимики: в поисках Философского  Камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.: Гардарики, 2008.  

     II. Интернет-ресурсы:

6. Очерк Реале; Аполлонова; отрывки из Opus Tertium. Биография и сочинения Роджера Бэкона.

Виноградов  К. http://u-pereslavl.botik.ru/~thomas/epocha/becon.htm.

7. http://prophecies.ru/hi_magic10.html.

8. Теософский словарь. http://slovapbt.narod.ru/d0p2028.html.

Информация о работе Философ Роджер Бэкон