Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:44, реферат
Цель моей работы доказать насколько по праву можно назвать Роджера Бэкона непризнанным гением своего времени. Для этого необходимо разобраться в его жизни.
Если меня спросят, «что же тебя так заинтересовало в жизни Роджера Бэкона изначально, что ты загорелся желанием написать реферат?». То я отвечу, что «просто стало интересно». При
Введение 2
1. Эпоха Средневековья 3
2. Начало жизненного пути Роджера Бэкона 4
3. Взгляд вперёд, или прогрессивность, Роджера Бэкона. 7
4. Роджер Бэкон – второй крупнейший алхимик XIII века 13
5. Труды Роджера Бэкона 15
Заключение 19
Библиография: 20
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый
университет при Правительстве
Российской Федерации»
Факультет «Финансы и Кредит»
Кафедра
«Философия»
Реферат
на тему:
«Непризнанный гений философии - Роджер Бэкон»
Москва – 2011
Оглавление
Цель моей работы доказать насколько по праву можно назвать Роджера Бэкона непризнанным гением своего времени. Для этого необходимо разобраться в его жизни.
Если
меня спросят, «что же тебя так заинтересовало
в жизни Роджера Бэкона изначально, что
ты загорелся желанием написать реферат?».
То я отвечу, что «просто стало интересно».
При подготовке к семинару по этой теме
мной изначально не было обнаружено большое
количество информации. Многие источники
просто упоминали, что Роджер Бэкон намного
опередил своё время. Но в чём опередил?
Вот это интересующий меня вопрос. Почему
его не поняли и не признали в XIII веке?
Что за этим последовало? Всё это предстоит
раскрыть мне в данной работе и сделать
вывод, который, кстати, и помог мне выбрать
название для моего реферата - «Непризнанный
гений».
Средневековье занимает длительный отрезок истории развития человечества от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между Античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли. А между тем стоит заметить, что это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии.
Не
будем забывать и о том, что
средневековая философия внесла существенный
вклад в дальнейшее развитие гносеологии,
разработав и уточнив все логически возможные
варианты соотношения рационального,
эмпирического и априорного, соотношения,
которое станет впоследствии уже не только
предметом схоластических споров, но фундаментом
для формирования основ естественнонаучного
философского знания. Философия эпохи
зрелого средневековья, пребывая под влиянием
христианства, дала удивительно яркие
плоды в своём развитии, подготовив весьма
благоприятную почву для дальнейшего
своего движения. Творчество Августина,
Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса,
Маймонида, Дунса Скота, Роджера Бэкона,
Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной
культуры и значимости не уступает выдающимся
учениям мыслителей последующих времён1.
Начать рассказ о Роджере Бэконе хотелось бы так: «Из всех францисканских философов особо выделяется Р. Бэкон. Поразительный по тем временам факт: он был всесторонне образованным человеком, питавшим особую страсть к науке» 2.
Нам не много известно о жизни Роджера Бэкона. Прямых свидетельств, которые могли бы точно нам указать время его рождения, нет. На нынешний момент наиболее вероятной датой его рождения считают 1214 год, хотя были выдвинуты аргументы в пользу 1210 (Ш. Журдэн) и 1220 (Д. Линдберг) годов. Что касается места рождения Бэкона, то достоверно известно лишь то, что он родился в Англии3. Семья Бэкона – одна из многих, носивших такую фамилию – была в хозяйственном отношении обеспеченной: Бэкон сообщает, что он мог тратить более двух тысяч фунтов на книги, таблицы, инструменты, и прочие необходимые для его научных работ вещи. Впрочем, поддержка Генри III в борьбе против Симона де Монфора и баронов, по-видимому, привела семью к финансовому разорению и изгнанию, так что в 1266 году просьба Бэкона выслать денег не нашла отклика. Известно, что у Бэкона были братья, один из которых был ученым.
Первоначальное образование Бэкон, по-видимому, получил в Оксфорде4, хотя в этом вопросе тоже нет никаких надежных свидетельств, на которые можно было бы опереться.
Поскольку
труды Бэкона изобилуют ссылками
на известных оксфордских и
Тщательный
анализ сочинений Р. Бэкона обнаруживает,
что он плохо разбирался в том, что такое
экспериментальный метод, и знал науку
не лучше других монахов. Здесь я немного
не соглашусь. Следует заметить, что то,
что осталось от древней науки (а осталось
очень мало), было сосредоточено в монастырях,
за их крепкими стенами. Кто хотел овладеть
искусством грамоты – а это сулило спокойную
обеспеченную жизнь – становился монахом.
Зная арифметику, монахи ведали доходами
и расходами государств. Монахи чертили
планы городов и карты целых стран. Они
вели летописи, записывая по годам все
важные события, совершавшиеся в стране,
- неоценимый материал для будущих историков.
Согласно вышесказанному необходимо упомянуть
о том, что один из рассмотренных мной
источников говорит, что «чтобы получить
образование Р. Бэкон, вынужден был учиться
в богословской школе, а потом вступил
в монашеский орден францисканцев»7.
Орден – сплочённая монашеская община,
члены которой подчинялись строгой дисциплине
и должны были отдавать свою жизнь на служение
религии. Зато орден, в случае надобности,
защищал вступивших в него «братьев».
«Нет ничего достойнее изучения мудрости, погоняющей мрак невежества, - от этого зависит благосостояние всего мира. Каков человек в изучении мудрости, таков он и в жизни…», - писал Бэкон.
Роджер Бэкон внёс существенный вклад в развитие средневековой физики, химии, географии, философии и астрономии. «Его географические изыскания повлияли на взгляды Колумба, а временные таблицы, созданные после очень точного определения длины солнечного года, оказались столь надёжными, что ими пользовался Коперник»8.
Получив оксфордское образование, он одним из первых ознакомился с научными и философскими трактатами, переведёнными на латынь с арабского и греческого языков, о чём мной упоминалось ранее.
Так же Роджер Бэкон потратил немало времени на популяризацию математики и натурфилософии, на создание новых собственных трудов, в которых фактически реформировал теологию с помощью математических, лингвистических и естественнонаучных дисциплин.
Теперь требуется по пунктам рассмотреть воззрения Роджера Бэкона. Это необходимо, чтобы удостовериться, в праве ли мы назвать его «непризнанным гением своего времени».
Бэкон утверждал, что эксперимент - единственный достоверный способ проверки научных гипотез. Он полагал, что существуют такие способы познания как авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание. Роджер Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, он объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
Но точку зрения Бэкона разделяли далеко не все: вопреки растущему влиянию астрологии на средневековую ученость, официальное отношение церкви к науке о звездах было скорее отрицательным. И все же Бэкон подразумевает, что философия (которую он отождествляет с математикой и астрологией) в конечном счете, приведет к тем же выводам, что и теология, и подтвердит последнюю. Мало того, он утверждает, что без астрологии - или философии - доктрина церкви неполна. В своем знаменитом трактате «Opus Majus» («Большой труд») Бэкон говорит: «Если наносится ущерб философской истине, то тем самым терпит убыток и теология, задача которой состоит в том, чтобы использовать могущество философии - не абсолютное, но ограниченное надзором Церкви, - в руководстве государством верующих и для обращения предопределенных к тому неверующих...». Что касаемо теологов, возражавших против таких идей, Бэкон замечает: «Но заблуждения их не ограничиваются тем, что по невежеству своему они осуждают знание будущего, добытое математиками: из-за части, отрицаемой ими по причине невежества, они осуждают и целое»10.