Философ Роджер Бэкон

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель моей работы доказать насколько по праву можно назвать Роджера Бэкона непризнанным гением своего времени. Для этого необходимо разобраться в его жизни.
Если меня спросят, «что же тебя так заинтересовало в жизни Роджера Бэкона изначально, что ты загорелся желанием написать реферат?». То я отвечу, что «просто стало интересно». При

Содержание

Введение 2
1. Эпоха Средневековья 3
2. Начало жизненного пути Роджера Бэкона 4
3. Взгляд вперёд, или прогрессивность, Роджера Бэкона. 7
4. Роджер Бэкон – второй крупнейший алхимик XIII века 13
5. Труды Роджера Бэкона 15
Заключение 19
Библиография: 20

Работа содержит 1 файл

Философия, Магомедов.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 

Факультет «Финансы и Кредит»

Кафедра «Философия» 

Реферат

на  тему:

«Непризнанный гений философии - Роджер Бэкон»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011

Оглавление

Введение

 

     Цель  моей работы доказать насколько по праву можно назвать Роджера  Бэкона непризнанным гением своего времени.  Для этого необходимо разобраться  в его жизни.

     Если  меня спросят, «что же тебя так заинтересовало в жизни Роджера Бэкона изначально, что ты загорелся желанием написать реферат?». То я отвечу, что «просто стало интересно». При подготовке к семинару по этой теме мной изначально не было обнаружено большое количество информации. Многие источники просто упоминали, что Роджер Бэкон намного опередил своё время. Но в чём опередил? Вот это интересующий меня вопрос. Почему его не поняли и не признали в XIII веке? Что за этим последовало? Всё это предстоит раскрыть мне в данной работе и сделать вывод, который, кстати, и помог мне выбрать название для моего реферата -  «Непризнанный гений». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эпоха Средневековья
 

     Средневековье занимает длительный отрезок истории  развития человечества от распада  Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

      Длительное  время в истории философии  господствовало представление, согласно которому между Античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли. А между тем стоит заметить, что это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии.

     Не  будем забывать и о том, что  средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного философского знания. Философия эпохи зрелого средневековья, пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своём развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Дунса Скота, Роджера Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времён1. 
 

2. Начало жизненного пути Роджера Бэкона

 

        Начать рассказ о Роджере Бэконе хотелось бы так: «Из всех францисканских философов особо выделяется Р. Бэкон. Поразительный по тем временам факт: он был всесторонне образованным человеком, питавшим особую страсть к науке» 2.

     Нам не много известно о жизни Роджера  Бэкона. Прямых свидетельств, которые  могли бы точно нам указать  время его рождения, нет. На нынешний момент наиболее вероятной датой  его рождения считают 1214 год, хотя были выдвинуты аргументы в пользу 1210 (Ш. Журдэн) и 1220 (Д. Линдберг) годов. Что касается места рождения Бэкона, то достоверно известно лишь то, что он родился в Англии3. Семья Бэкона – одна из многих, носивших такую фамилию – была в хозяйственном отношении обеспеченной: Бэкон сообщает, что он мог тратить более двух тысяч фунтов на книги, таблицы, инструменты, и прочие необходимые для его научных работ вещи. Впрочем, поддержка Генри III в борьбе против Симона де Монфора и баронов, по-видимому, привела семью к финансовому разорению и изгнанию, так что в 1266 году просьба Бэкона выслать денег не нашла отклика. Известно, что у Бэкона были братья, один из которых был ученым.

     Первоначальное  образование Бэкон, по-видимому, получил в Оксфорде4, хотя в этом вопросе тоже нет никаких надежных свидетельств, на которые можно было бы опереться.

     Поскольку труды Бэкона изобилуют ссылками на известных оксфордских и парижских  профессоров, некоторых из которых, как он утверждает, он видел собственными глазами, то можно сделать вывод  о том, что его академическая карьера складывалась в университетах Парижа и Оксфорда5. Другие источники говорят о том, что Роджер Бэкон долгое время провёл во Франции  в Парижском университете. «Внимательно изучив труды греческих философов, Бэкон обнаружил, что они очень плохо переведены и искажены. Он взялся за изучение языков, чтобы правильно понять то, о чём писали древние учёные. Бэкон доказывал, что знания можно получить не в богословских спорах, а только изучая природу с помощью опытов. Сдал в Париже экзамен на учёную степень доктора»6. В те времена это была высшая ученая степень в Европе. «Парижский доктор» имел право работать в любом университете, ему отдавалось предпочтение перед прочими преподавателями. К тому же во время защиты диссертации Бэкон за несравненные знания, за удивительную память получил прозвище «доктор Мирабилис» - «удивления достойный». Роджер Бэкон вернулся на родину и начал читать лекции в Оксфорде, самом знаменитом учебном заведении Англии, в котором он сам когда-то учился.

     Тщательный  анализ сочинений Р. Бэкона обнаруживает, что он плохо разбирался в том, что такое экспериментальный метод, и знал науку не лучше других монахов. Здесь я немного не соглашусь. Следует заметить, что то, что осталось от древней науки (а осталось очень мало), было сосредоточено в монастырях, за их крепкими стенами. Кто хотел овладеть искусством грамоты – а это сулило спокойную обеспеченную жизнь – становился монахом. Зная арифметику, монахи ведали доходами и расходами государств. Монахи чертили планы городов и карты целых стран. Они вели летописи, записывая по годам все важные события, совершавшиеся в стране, - неоценимый материал для будущих историков. Согласно вышесказанному необходимо упомянуть о том, что один из рассмотренных мной источников говорит, что «чтобы получить образование Р. Бэкон, вынужден был учиться в богословской школе, а потом вступил в монашеский орден францисканцев»7. Орден – сплочённая монашеская община, члены которой подчинялись строгой дисциплине и должны были отдавать свою жизнь на служение религии. Зато орден, в случае надобности, защищал вступивших в него «братьев». 
 
 
 
 
 
 
 

3. Взгляд вперёд, или прогрессивность, Роджера Бэкона.

 

     «Нет  ничего достойнее изучения мудрости, погоняющей мрак невежества, - от этого  зависит благосостояние всего мира. Каков человек в изучении мудрости, таков он и в жизни…», - писал Бэкон.

     Роджер  Бэкон внёс существенный вклад в  развитие средневековой физики, химии, географии, философии и астрономии. «Его географические изыскания повлияли на взгляды Колумба, а временные таблицы, созданные после очень точного определения длины солнечного года, оказались столь надёжными, что ими пользовался Коперник»8.

     Получив оксфордское образование, он одним  из первых ознакомился с научными и философскими трактатами, переведёнными  на латынь с арабского и греческого языков, о чём мной упоминалось ранее.

     Так же Роджер Бэкон потратил немало времени на популяризацию математики и натурфилософии, на создание новых собственных трудов, в которых фактически реформировал теологию с помощью математических, лингвистических и естественнонаучных дисциплин.

     Теперь  требуется по пунктам рассмотреть воззрения Роджера Бэкона. Это необходимо, чтобы удостовериться, в праве ли мы назвать его «непризнанным гением своего времени».

  • Подобно Альберту и прочим своим современникам, Роджер Бэкон, опирался в своих научных изысканиях на философию Аристотеля. При этом он не только черпал мудрость из философских наблюдений и рассуждений, но и, подобно Альберту, придавал большое значение эксперименту.

     Бэкон утверждал, что эксперимент - единственный достоверный способ проверки научных гипотез. Он полагал, что существуют такие способы познания как авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание. Роджер Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, он объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.

  • Объявив, что все человеческое знание зависит от математики, Бэкон утверждает, что благороднейшая из областей математики - астрология, которая должна находить применение и в медицине, и в алхимии, и предсказаниях будущего. Особенно она полезна в политических делах: если бы мудрецы внимательнее наблюдали за звездами, недавно начавшиеся войны можно было бы предотвратить. Физический облик человека определяется небесными телами в момент рождения; но и в дальнейшем от звезд зависят все перемены, которые с ним произойдут: «В соответствии с различными сочетаниями звезд человеческое тело всякий час меняется и побуждает душу к различным действиям»9.
  • Подобно Моисею Маймониду (1136 - 1204), Бэкон верил, что основной источник астрологических знаний - Священное Писание. Благодаря этому изучение звезд и их влияния на земные дела становилось вполне легитимным занятием.

     Но  точку зрения Бэкона разделяли далеко не все: вопреки растущему влиянию  астрологии на средневековую ученость, официальное отношение церкви к науке о звездах было скорее отрицательным. И все же Бэкон подразумевает, что философия (которую он отождествляет с математикой и астрологией) в конечном счете, приведет к тем же выводам, что и теология, и подтвердит последнюю. Мало того, он утверждает, что без астрологии - или философии - доктрина церкви неполна. В своем знаменитом трактате «Opus Majus» («Большой труд») Бэкон говорит: «Если наносится ущерб философской истине, то тем самым терпит убыток и теология, задача которой состоит в том, чтобы использовать могущество философии - не абсолютное, но ограниченное надзором Церкви, - в руководстве государством верующих и для обращения предопределенных к тому неверующих...». Что касаемо теологов, возражавших против таких идей, Бэкон замечает: «Но заблуждения их не ограничиваются тем, что по невежеству своему они осуждают знание будущего, добытое математиками: из-за части, отрицаемой ими по причине невежества, они осуждают и целое»10.

  • Если в наше время мы выделим как две большие категории внутренний и внешний опят, то в XIII веке Роджер Бэкон выделил ещё и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. К тому же значимость, влияние церкви отразилась в том, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании, и познание не мыслится без веры.
  • Мышление Роджера Бэкона уже не было типично средневековым. Он не признавал авторитетов, был скорее индивидуалистом, который критиковал 
    всех и вся. Основные причины невежества он видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Бэкон полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям.
  • В вопросе об универсалиях Роджер Бэкон занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
  • Он выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» - теологи - должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии; выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
  • Вся его жизнь и ученые занятия  Роджера Бэкона были посвящены Христу. Все его открытия должны были служить повышению авторитета Церкви и способствовать исполнению ее планов и замыслов. Отметим и то, что противоречия Бэкон допускает только в вопросах теологии. Например, он говорит о следующей тайне, вступающей в противоречие с разумом: Христос - краеугольный камень, но Он же - центр, в котором сходятся двенадцать апостолов. В своей книге «Об опытной науке» Бэкон рассуждает о том, что Церкви стоило бы обдумать применение научных изобретений в борьбе против неверующих и мятежников, так как это позволило бы избежать пролития христианской крови. «...и в особенности это следовало бы сделать ввиду грядущих бед во времена антихристов, которые, по милости Божьей, удастся встретить легко, если прелаты и князья будут поощрять изучение и исследование тайн природы». «В будущем мы увидим, что как и в прошлом, так и в настоящем наука полезна для тех, кто верует», - писал Бэкон.
    • Считал, что натуральная магия, используемая во благо, имеет право на существование.  
      Достижения в астрономии:
    • За триста лет до Коперника он усомнился в правильности геоцентрической системы Птолемея. Роджер Бэкон понимал, что звезды светят своим светом, а Луна отражает солнечные лучи. В старину Млечный Путь считали испарениями Луны, а Бэкон справедливо утверждал, что это — скопление множества мельчайших звезд, которые настолько далеки от Земли, что свет их сливается в туманное облако.
    • Наблюдая кажущееся движение Солнца по небу, Бэкон с такой точностью вычислил длину года, что его таблицами впоследствии без всяких поправок пользовался Коперник, как мной упоминалось ранее. Очень точно для того времени Бэкон высчитал и длину лунного месяца — промежутка времени, в продолжение которого Луна совершает оборот вокруг Земли.

Информация о работе Философ Роджер Бэкон