Ф.-Г.Якоби против И.Канта: критика трансцендентальной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:55, доклад

Описание работы

Немецкий мыслитель Фридрих-Генрих Якоби (1743-1819) вошел в историю философии как представитель философии "чувства и веры" и первый критик И.Канта. Наибольшую известность получила знаменитая фраза Якоби, высказанная им по поводу неправомерности допущения кантовской "вещи в себе", в работе "О трансцендентальном идеализме" (1787): "без этой предпосылки я не могу войти в систему и с этой предпосылкой я не могу в ней оставаться"[1]. "Явления" Канта, по мнению Якоби, - это всего лишь человеческие "представления", которым не соответствуют никакие реальные предметы, существующие вне и независимо от сознания. Эту мысль он впервые сформулировал в том же 1787 году в "Приложении" к работе "Давид Юм о вере или идеализм и реализм"[2] и неоднократно повторял впоследствии, в особенности - в 1801 г. в работах "О предприятии критицизма свести разум к рассудку" и "О божественных вещах и их откровении"[

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Все перечисленные  противоречия, полагает Якоби, не следует расценивать как случайные для кантовской системы, как устранимые и обусловленные лишь какими-то личными ошибками Канта. Они с необходимостью порождаются самим исходным замыслом, самой идеей априорного знания, присущи любой априорной системе. Вернее, никакая чисто априорная система знания невозможна. Кант не может решить поставленную им перед собой задачу потому, что она вообще неразрешима. Априорное познание, априорный синтез были бы творением из ничего. Априорная система познания была бы возможна лишь в том случае, если бы мы, подобно Богу, сами творили бы целиком и полностью познаваемый таким образом мир.  

При всех многочисленных точках соприкосновения и созвучных  мотивах у обоих мыслителей фундаментальная  противоположность между идеализмом Канта и реализмом Якоби остается основополагающей, главной для характеристики их взаимоотношений.

Информация о работе Ф.-Г.Якоби против И.Канта: критика трансцендентальной философии