Феноменология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Феноменология………………………………………………….4-10

Заключение………………………………………………………………11-12

Список литературы…………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Феноменология.docx

— 31.04 Кб (Скачать)
nter">Заключение 

      Изучив и проанализировав научную  литературу по теме «Феноменология»  удалось установить, что феноменология  - направление в философии ХХ  века, определявшее свою задачу  как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт. Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля - опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное я», и чистое «смыслообразование» (интенциональность). Если смотреть на любую философию со стороны феноменологии, то она - философия - непременно окажется опытом.

Основной принцип  феноменологии - «к самим вещам», что  означает: преодолеть предрассудки и  предвзятые мнения, освободиться от привычных  установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором  вещи предстают не как предметы уже  имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как  нечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте.

В ходе этой работы можно сделать выводы о том, что:

- феноменология  объединяет традиционно противопоставляемые  «истины в себе» и абсолютный  временной поток сознания, рефлексию  и время, время и бытие. Поток  сознания и идеальный предмет  - два рода непсихологических  связей сознания, два полюса феноменологической  сферы.  

- феноменология,  нейтральна по отношению к  логике и психологии наука.  Отвлекаясь от «метафизического»  вопроса о существовании внешнего  мира, она служит и логике, проясняя  сущность, логического, и психологии, выявляя сущностное основание  психологических фактов.

- время рассматривается  в феноменологии не как объективное  время (существование которого  не отрицается, так же как и  существование объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания, и прежде всего его первичных модусов - восприятия, памяти, фантазии, человеческого бытия, человеческой реальности, субъективности. При этом в феноменологии следует различать две тенденции в понимании времени: а) время как синтез внутренних фаз переживания, как синтетическое единство потока значений - «интенциональная линия», пронизывающая и объединяющая поток феноменов (Гуссерль), определяющая точка которой - настоящее; б) время как чистая экстатичность, «Бременящаяся из будущего». Темпоральность раскрывает сознание как одновременно активное и пассивное, как сочетание переднего плана восприятия - предметов, их форм, цветов и заднего плана, или фона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ.: Наука, 2001;

2. Введение в  философию: Учебник для высших  учебных заведений. В 2 частях. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

3. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2001;

4. Молчанов В.  И. Время и сознание. Критика  феноменологической философии.: М., 1988

5. Феноменологическая  концепция сознания: проблемы и  альтернативы. М., 1998. Философия: Учебник./Под  ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,  В.П. Филатова.- М., 2005.

6. Гуссерль Э. Феноменология (Статья в Британской энциклопедии) // Логос. 1991. №1;

7. Каган М.С.  Метаморфозы бытия и небытия. //Вопросы философии - 2001. - № 6.

Информация о работе Феноменология