Феноменология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Феноменология………………………………………………….4-10

Заключение………………………………………………………………11-12

Список литературы…………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Феноменология.docx

— 31.04 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Феноменология………………………………………………….4-10

Заключение………………………………………………………………11-12

Список литературы…………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Контрольная  работа выполняется на тему  «Феноменология».

Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт.

    Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля - опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное я», и чистое «смыслообразование» (интенциональность). Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

    Феноменология  исследует и приводит в систему  априорное в сознании; сводя априорное  к «последним сущностным необходимостям»,  она тем самым задаёт основные  понятия наукам. Задача феноменологии  - «в познании полной системы  образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир. 
 
 
 
 

Глава I. Феноменология 

     Человеческое  бытие раскрывается как бытие  в мире с другими, как сознание  и самосознание, как любовь и  ненависть, как познание и художественное  творчество, как воля и желание,  страх и совесть, свобода и  смерть, как духовное и телесное, как трагическое, комическое и  ничтожное бытие. Эти фундаментальные  феномены и их иерархия - предмет  феноменологии, или феноменологической  философии. Основной принцип феноменологии - «к самим вещам», что означает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте. «Сами вещи» раскрываются нам, когда мы раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем им предстать пред нами такими, каковы они суть - так же как другой человек раскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишены предвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденные установки.

     Стоит  отметить, что феноменология предлагает  изучать человеческую субъективность  для того, чтобы четко различить,  что же принадлежит нашему  сознанию, а что - предмету. В этом  аспекте феноменология - это антикантианское направление, хотя в некоторых других пунктах можно найти определенное сходство. Лишь описание, с одной стороны, предмета, или вещи (опять-таки в самом широком смысле), а с другой стороны, постигающей эту вещь субъективности, может нам дать доступ к «самой вещи». Поэтому в основе феноменологического метода - описание, но не конструкция или воображение. 

     В  академическом плане возникновение  феноменологии во втором половине XIX - начале XX в. было вызвано разделением,  во-первых, предметов и методов  психологии и естествознания, во-вторых, психологии и философии (в аспекте  проблемы сознания), в-третьих, психологии  и логики.

     Основатель  феноменологии - Эдмунд Гуссерль, непосредственные предшественники - Франц Брентано и Карл Штумпф. Феноменология - это не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля - учения М. Шелера и М. Хайдеггера; работы мюнхенской группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др.). Эволюцию феноменологии характеризуют, во-первых, применение феноменологического метода в психологии (А. Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер, В. Франкл), этике (М. Шелер и Д.Ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штамп, А. Шюц), философии религии (М. Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден, Е. Финк), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе), во-вторых, влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения, в-третьих, широкое распространение после Второй мировой войны в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии, Китае и некоторых других странах Азии. В России быстрое распространение идей Гуссерля в им чале XX в. (одним из непосредственных учеников Гуссерля был Г.Г. Шпет) было обусловлено определенной традицией философии со знания в русской философии XIX в., которая затем была прервана по политическим причинам в начале 1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменологических текстов. 
 
 

      Сознание - это нечто нам непосредственно  присущее и в то же время  нечто загадочное. Сознание кажется  чем-то само собой разумеющимся, самопонятным и в то же время неуловимым и непостижимым. Мы непосредственно владеем нашим сознанием: воспринимаем, судим, радуемся или огорчаемся и т.д. Однако стоит задать вопрос о сущности сознания - и то, что было непосредственно доступным, превращается в нечто неопределенное и почти недоступное. О сознании можно сказать то же самое, что утверждал о времени Августин: пока меня не спрашивают - знаю, когда просят разъяснить - не знаю.

   Проблему  сознания можно считать одной  из традиционных философских  проблем - об этом говорит, например, трактат Аристотеля «О душе»,  и вместе с тем это сравнительно  новая проблема. Лишь во второй  половине XIX в. с возникновением  современной психологии и феноменологии  проблема сознания выделяется  из теории познания. Как особая  и основная проблема философии  и психологии проблема сознания  была поставлена только немецким  философом Францем Брентано (1838--1917) в его основной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874).

     Стоит  выделить и то, что в феноменологии  впервые был задан вопрос: как  является нам наше собственное  сознание, отличаются ли явления,  или феномены сознания, от явлений  предметов внешнего опыта, скажем, от вещей, которые мы можем  воспринимать органами чувств. На  каком пути решать этот вопрос? Каков должен быть метод философии  сознания? Брентано, определивший круг этих проблем, ставших исходной проблематикой феноменологии, не стал искать ответы, прибегая к метафизическим конструкциям или абстрактным дефинициям.

     Основой  основ философского метода Брентано считает описание и разделение: он не ищет общего определения феномена (у Брентано термины «феномен» и «явление» равнозначны, однако в определенном контексте, как мы увидим далее, их можно различать), но сразу же разделяет феномены на два класса - психические и физические.

    Брентано ставил своей целью провести резкое, радикальное различие между психическими и физическими феноменами. Это различие он полагал в основу классификации наук: предмет психологии - психические феномены, предмет естественных наук - физические. Отсюда разница в методах, в способах исследования. Брентано полемизировал с Э. Махом, который развивал позитивистскую точку зрения -- между психическим и физическим нет принципиальной разницы. Все зависит от точки зрения: свет, изучаемый в аспекте его источника, - это физическое явление, а свет, воздействующий на сетчатку глаза, - психическое. Согласно Маху, и методология этих наук должна быть общей. Брентано решительно возражал, проводя различие между психическими и физическими феноменами, и это явилось отправной точкой феноменологии.

    Приведя  примеры психических и физических  феноменов, мы теперь должны  выявить характерные признаки  психических феноменов и тем  самым указать критерии отличия  одного класса феноменов от  другого. Психические феномены - это акты сознания, акты представления, суждения, любви, ненависти и т.д., а не то, что представлено, что обсуждается, что любится и т.д. Слова, которыми обозначаются психические феномены (представление, суждение и т.д.), могут вводить нас в заблуждение, пока мы четко не разделим: сам акт представления и представленное в нем, сам акт суждения и то, что признается (утверждается) или отвергается (отрицается) в нем, само чувство * любви или ненависти, симпатии или антипатии и т.д. и то, что любится, ненавидится.

     Стоит  отметить, что психические феномены  могут быть даны только во  внутреннем опыте. Это означает, что мы не можем их наблюдать,  как это мы можем делать  в отношении внешних объектов. Психические феномены мы можем  постигать с очевидностью. Наличие  внутреннего восприятия, или внутреннего  сознания, т.е. сознания сознания - один из признаков сознания, т.е. психических феноменов. Таким, образом, наше сознание обладает принципиальной возможностью рефлексии, и рефлексия, так впоследствии развил эту мысль немецкий философ ЭдмундГуссерль (1859-1938), это не наблюдение за сознанием извне, но видоизменение (модификация) сознания.

       Несмотря на всю важность указанных  критериев: 

1) психически  феномены или сами суть представления,  или имеют представления в  качестве своей основы;

2) источник знания  о психических феноменах - внутреннее  восприятие (соответственно, о физических  феноменах - внешнее), все же основной  признак психических феноменов  это интенциональность, смысловая направленность на предметы, вещи, ситуации (на предметность в самом широком смысле).

     Брентано ввел в современную философию термин средневековой философии «интенция», или «интенциональное существование». Каждый психический феномен, т.е. акт сознания, характеризуется направленностью на содержание: в представлении нечто представляется, в суждении нечто признается или отвергается, в любви -- любится, в ненависти - ненавидится, в желании -- желается. На первый взгляд кажется, что такое определение интенциональности тривиально и тавтологично.

   Обратить, однако, внимание следует на то, что, во-первых, это нечто может  быть одним и тем же предметом,  а во-вторых, вообще может не  существовать. Если предмет, который представлен, о котором высказано суждение, к которому мы так или иначе эмоционально относимся, один и тот же, то это означает, что наши различные акты сознания не зависят от предмета и не являются его «субъективным образом», как это считается в теории отражения. Тем более, когда предмет не существует, когда мы один предмет принимаем за другой.

      Такие аргументы выдвигал Брентано и вслед за ним Гуссерль. И хотя эти аргументы могут быть подвергнуты критике, все же они оказались необходимыми для открытия такой сферы исследования, как сознание и способ человеческого бытия в мире. Если Брентано сосредоточился на различии акта сознания и его содержания, то Гуссерль в силу своих исходных научных интересов (статус математических объектов, предмет логики, сущность теоретического знания вообще) в ходе анализа понятия «содержание» провел различие между содержанием как смыслом, или значением (у Гуссерля - это синонимы), и содержанием как предметом.

В эпоху бурного  развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними.

     Главное,  однако, состоит в том, что именно  в жизненном мире субъективность  ученого обретает опыт смыслоотнесенности к миру. В рефлексии этот опыт дает возможность устранять невыявленные, т.е. не соотнесенные с определенным способом смыслообразования предпосылки. Для Гуссерля кризис европейской культуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смысл рационализма, смысл «имманентной духовной истории Европы». Варианты феноменологии различаются прежде всего исходной точкой описания фундаментального круга «человек-мир-сознание-бытие-личность-телесность-человек».

    Инвариант феноменологии - учение об интенциональности сознания, которое невыводимо из «фактических последствий» и несводимо к ним (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к коммуникативной практике, «следам» и т.п. (постструктурализм, постмодернизм), к интерпретации (герменевтика), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия).

    В  то же время феноменология  имеет определенные точки соприкосновения  практически со всеми течениями  современной мысли и некоторыми  школами древней и классической философии. Существенная близость обнаруживается там, где на первом плане оказывается проблема формирования смысла (значения) и возможности его усмотрения, там, где анализ наталкивается на несводимость значения к тому, что не является значением или смыслообразующим актом. В феноменологическом учении о сознании выявляются предельные возможности многообразных способов смыслообразования: от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основах культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Феноменология