Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:06, реферат
Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Феноменология………………………………………………….4-10
Заключение………………………………………………………………11-12
Список литературы…………………………………………………………13
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Феноменология……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Контрольная работа выполняется на тему «Феноменология».
Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт.
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля - опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное я», и чистое «смыслообразование» (интенциональность). Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология
исследует и приводит в
Глава I.
Феноменология
Человеческое
бытие раскрывается как бытие
в мире с другими, как
Стоит
отметить, что феноменология предлагает
изучать человеческую
В
академическом плане
Основатель
феноменологии - Эдмунд Гуссерль,
непосредственные предшественники - Франц
Брентано и Карл Штумпф. Феноменология
- это не замкнутая философская школа,
но широкое философское движение, в котором
уже в ранний период возникают тенденции,
несводимые к философии Гуссерля - учения
М. Шелера и М. Хайдеггера; работы мюнхенской
группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах,
А. Пфэндер и др.). Эволюцию феноменологии
характеризуют, во-первых, применение
феноменологического метода в психологии
(А. Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер,
В. Франкл), этике (М. Шелер и Д.Ф. Гильдебранд),
эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен),
праве и социологии (А. Райнах, Э. Штамп,
А. Шюц), философии религии (М. Шелер, К.
Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах,
X. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден, Е. Финк),
философии математики и естествознания
(О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе),
во-вторых, влияние на экзистенциализм,
персонализм, герменевтику и другие философские
течения, в-третьих, широкое распространение
после Второй мировой войны в Европе и
Америке, а также в Австралии, Японии, Китае
и некоторых других странах Азии. В России
быстрое распространение идей Гуссерля
в им чале XX в. (одним из непосредственных
учеников Гуссерля был Г.Г. Шпет) было обусловлено
определенной традицией философии со
знания в русской философии XIX в., которая
затем была прервана по политическим причинам
в начале 1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются
аналитические работы по феноменологии
и переводы феноменологических текстов.
Сознание - это нечто нам непосредственно
присущее и в то же время
нечто загадочное. Сознание кажется
чем-то само собой
Проблему
сознания можно считать одной
из традиционных философских
проблем - об этом говорит, например,
трактат Аристотеля «О душе»,
и вместе с тем это
Стоит
выделить и то, что в феноменологии
впервые был задан вопрос: как
является нам наше собственное
сознание, отличаются ли явления,
или феномены сознания, от явлений
предметов внешнего опыта,
Основой
основ философского метода
Брентано ставил своей целью провести резкое, радикальное различие между психическими и физическими феноменами. Это различие он полагал в основу классификации наук: предмет психологии - психические феномены, предмет естественных наук - физические. Отсюда разница в методах, в способах исследования. Брентано полемизировал с Э. Махом, который развивал позитивистскую точку зрения -- между психическим и физическим нет принципиальной разницы. Все зависит от точки зрения: свет, изучаемый в аспекте его источника, - это физическое явление, а свет, воздействующий на сетчатку глаза, - психическое. Согласно Маху, и методология этих наук должна быть общей. Брентано решительно возражал, проводя различие между психическими и физическими феноменами, и это явилось отправной точкой феноменологии.
Приведя
примеры психических и
Стоит
отметить, что психические феномены
могут быть даны только во
внутреннем опыте. Это
Несмотря на всю важность
1) психически
феномены или сами суть
2) источник знания о психических феноменах - внутреннее восприятие (соответственно, о физических феноменах - внешнее), все же основной признак психических феноменов это интенциональность, смысловая направленность на предметы, вещи, ситуации (на предметность в самом широком смысле).
Брентано ввел в современную философию термин средневековой философии «интенция», или «интенциональное существование». Каждый психический феномен, т.е. акт сознания, характеризуется направленностью на содержание: в представлении нечто представляется, в суждении нечто признается или отвергается, в любви -- любится, в ненависти - ненавидится, в желании -- желается. На первый взгляд кажется, что такое определение интенциональности тривиально и тавтологично.
Обратить,
однако, внимание следует на то,
что, во-первых, это нечто может
быть одним и тем же предметом,
Такие аргументы выдвигал
В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними.
Главное,
однако, состоит в том, что именно
в жизненном мире
Инвариант феноменологии - учение об интенциональности сознания, которое невыводимо из «фактических последствий» и несводимо к ним (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к коммуникативной практике, «следам» и т.п. (постструктурализм, постмодернизм), к интерпретации (герменевтика), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия).
В
то же время феноменология
имеет определенные точки