Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:44, реферат
Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ……………………………………………………………...….5
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………28
Многие различия в технических стандартах между странами, которые препятствовали глобализации в прошлом, сейчас упразднены. Например, телекоммуникационные стандарты, которые традиционно отличались в разных странах, постоянно унифицируются. Схожие стандарты существуют в фармацевтической, авиационной и компьютерной отраслях, что значительно упрощает производство данных товаров для глобального потребления.
Существуют серьезные различия в правилах, регулирующих рекламную деятельность в странах. Одними из самых строгих являются правила в Великобритании. Однако постепенно эти различия устраняются, что тоже способствует расширению глобализации.
Наличие конкурентов и потребителей в государственном секторе
Конкуренты в государственном секторе, которые часто имеют государственные субсидии, являются фактором, стимулирующим глобализацию, так как они сами часто конкурируют с другими глобальными конкурентами, поэтому вынуждены быть более эффективными и ориентированными на рынок. В то же время потребители в государственном секторе предпочитают национальных поставщиков, что является барьером на пути глобализации. За счет приватизации многих принадлежащих ранее государству компаний во многих европейских странах существенно снизился этот барьер на пути глобализации.
Интересы принимающей страны
Отношение государства к глобализации и его политика могут быть препятствием или стимулом к глобализации. При определенных обстоятельствах государство может приветствовать приход глобальных компаний в национальные отрасли и рынки, что, несомненно, стимулирует глобализацию. Например, в последнее время правительство Великобритании много сделало для того, чтобы привлечь в страну инвестиции от японских и корейских компаний. Чем больше станет стран, проводящих такую политику, тем успешнее будет осуществляться глобализация. Однако некоторые страны пытаются защитить отрасли, которые, по их мнению, являются стратегически важными, и мешают иностранным компаниям войти на национальный рынок.
Конкурентные факторы глобализации
Чем существеннее будут факторы, связанные с конкуренцией, тем сильнее будет стремление отрасли глобализоваться. Конкуренция отрасли в глобальном масштабе будет сильнее, если:
• уровень экспортно-импортных отношений между странами высокий;
• конкуренты в данной отрасли находятся на рынках по всему миру (часто даже на разных континентах);
• экономики взаимодействующих стран зависят друг от друга;
• конкуренты в отрасли уже глобализованы.
Высокий уровень экспорта и импорта
Чем более высокий уровень экспорта и импорта товаров и услуг, тем сильнее отрасль будет тяготеть к глобализации.
Наличие конкурентов с других континентов
Чем больше стран представлено в отрасли и чем шире они рассредоточены по всему миру, тем большая вероятность глобализации отрасли.
Взаимозависимость разных стран
Если национальные экономики в какой-то степени взаимосвязаны, это будет стимулом для развития глобализации. Такая взаимозависимость может проявляться, например, через многочисленные торговые связи в других отраслях, через участие в едином рынке или в совместных политических альянсах.
Глобализованные конкуренты
Если конкурент уже глобализован и использует глобальную стратегию, другие компании в данной отрасли будут вынуждены тоже глобализоваться. Глобализация в автомобильной промышленности очень высока именно в связи с необходимостью конкурировать глобально. Производитель автомобилей, обслуживающий только местный рынок, вынужден будет бороться за выживание.
Использование факторов глобализации как инструмента анализа
Как уже было сказано, перечень факторов глобализации, предложенный Ипом, является весьма полезным инструментом анализа степени глобализации отрасли или рынка. Он дает возможность понять, какие конкретно секторы отрасли или рынка глобальны, а какие локальны. Каждый из этих факторов может быть использован при анализе конкретных отрасли или рынка, и результаты анализа позволят менеджерам сформировать стратегию глобализации их компании. Таким образом, можно определить, какая часть этой стратегии ориентирована на глобализацию, а какая должна быть адаптирована к местным условиям.
Существует несколько моделей, которые объясняют формирование глобальной стратегии. Данная глава рассматривает модели, предложенные Портером (Porter, 1986, 1990) и Ипом (Yip, 1992). Портер останавливается на возможности адаптации родовой стратегии к глобальным условиям и на важности конфигурации и координации различных видов деятельности в ценностной цепочке для достижения глобальных конкурентных преимуществ. Ип развивает идею «тотальной глобальной стратегии», основанной на анализе факторов, стимулирующих глобализацию.
Глобальные родовые стратегии Портера
Конкурентное преимущество базируется на отборе и применении компанией одной из трех родовых стратегий: дифференцирования лидерства по издержкам фокусирования, в которых пять факторов конкурентности модифицируются таким образом, чтобы получить большую прибыль по сравнению со средними показателями в отрасли. Позднее Портер расширил идею родовых стратегий до проблемы глобализации бизнеса. Согласно его модели компания, действующая на международных рынках, имеет пять стратегических альтернатив. Эти стратегические модели определяются в соответствии с их положением по отношению к двум пересекающимся прямым. Одна из них (горизонтальная ось) характеризует степень того, насколько отрасль глобализована, другая ширину сегментов, обслуживаемых конкурентами в данной отрасли (что означает, проще говоря, количество различных потребительских групп, обслуживаемых отраслью).
Рассмотрим пять стратегических моделей.
1. Глобальное лидерство по издержкам. Компания стремится быть наименее затратным производителем товара на глобальном рынке. Глобализация предоставляет возможность для высоких торговых объемов, экономию от масштаба и экономию на разнообразии.
2.Глобальное дифференцирование. Компания стремится дифференцировать товары и услуги в глобальном масштабе, часто на основе глобального бренда.
3. Глобальная сегментация - это глобализованный вариант стратегии фокусирования, когда единый рыночный сегмент является целью на глобальном уровне с использованием либо лидерства по издержкам, либо дифференцирования.
4. Защищенные рынки. Компания выбирает те национальные рынки, где ее конкретный бизнес работает в благоприятных условиях или защищен правительством данной страны.
5. Учет национальных особенностей. Компания адаптирует свою деятельность для удовлетворения конкретных нужд локальных рынков (т. е. это неглобальная стратегия). Подходит исключительно для компаний, работающих на внутреннем рынке.
Как и в случае достаточно условного понимания родовой стратегии, компании могут использовать разные варианты в своих международных стратегиях. Компания Nissan, например, концентрируется не только на контроле за издержками, но и на дифференцировании своей продукции за счет ее надежности.
Глобальная ценностная цепочка Портера - один из самых важных вкладов этого ученого в понимание глобальной стратегии. По утверждению Портера, глобальное конкурентное преимущество зависит от конфигурации и координации деятельности компании в глобальном масштабе. Другими словами, конкурентные преимущества основываются на всей деятельности компании в глобальном масштабе и на эффективной координации этой деятельности. Глобальное конкурентное преимущество, по Портеру, зависит от принятия решений по следующим моментам:
1) конфигурация (размещение) видов деятельности, связанных с цепочкой ценности. Менеджеры должны решить, в каких странах они будут осуществлять каждую операцию в ценностной цепочке своей компании. Организация этой деятельности может быть широкой (охватывающей много стран) и узкой (охватывающей несколько стран или только одну);
2) координация видов деятельности, связанных с ценностной цепочкой. Менеджеры должны определить наиболее эффективный способ координирования деятельности в ценностной цепочке, которая осуществляется в разных странах мира.
При выборе конфигурации своего бизнеса организация может раздробить виды деятельности по всему миру или сосредоточить ключевые операции в местах, представляющих определенные преимущества. Многие компании концентрируют производство своей продукции в странах, где затраты низкие, а уровень квалификации высокий. Так, производство одежды сосредоточивают, как правило, на Дальнем Востоке, где стоимость рабочей силы невелика, а стандарты производства одежды весьма высоки.
Компания решает, координировать ли производство по всему миру централизованно или локально в каждой стране. Последний подход лишает компанию такого преимущества, как экономия от масштаба. Согласно Портеру, глобальная стратегия в чистом виде - это такая модель, при которой компания концентрирует ключевую деятельность в местах, дающих наибольшие конкурентные преимущества, но координирует всю деятельность в глобальном масштабе. В перспективе, как считает Портер, большинство компаний должны перейти к глобальной стратегии в чистом виде, поскольку она наиболее целесообразна.
Порождаемая глобализацией проблема - ущемление национального суверенитета и независимости политических лидеров - также во многом может быть решена на базе международного сотрудничества, например, путем четкого разграничения полномочий сторон, т.е. национальных правительств и их лидеров, с одной стороны, и международных организаций и многонациональных или глобальных корпораций - с другой. Уже само участие политических лидеров в создании необходимых институтов, занимающихся этими и другими проблемами, связанными с глобализацией, поможет им вернуть ощущение, что они управляют своим будущим и контролируют свои позиции в глобализированном мире.
Сотрудничество между странами и международными организациями могло бы быть полезным для решения и ряда других проблем, в том числе регулирования глобально интегрированных рынков капитала, торговли информационными услугами , а также рынка рабочей силы.
В целом существует много возможных путей сотрудничества для решения проблем глобализации: усиление действующих международных институтов; формирование новых, подобных, например, Всемирной торговой организации, обладающей механизмом наднационального характера для урегулирования спорных вопросов; создание более широких объединений типа ЕС или менее формальных органов типа "Большой восьмерки", региональных структур подобно Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни.
Для одних это открывает новый мир возможностей и надежд. Для других это мир, в котором люди все меньше контролируют вещи, которые непосредственно затрагивают их повседневную жизнь.
Конечно, для большинства людей глобализация - концепция слишком абстрактная, чтобы она могла бы вызвать сильные чувства - неважно, какого плана. Для них глобализация - это ощутимые следствия глобализированной торговли, инвестиций, нанесения ущерба окружающей среде и сходные темы, которые связывают людей с быстрыми изменениями в их жизни, осуществляемыми во всемирном масштабе.
Нью-Йорк. Новый опрос 25 000 человек из 25 стран свидетельствует, что большинство поддерживает экономическую глобализацию, хотя значительное число выражает озабоченность тем, что глобализация может наносить ущерб окружающей среде, вызывать потерю рабочих мест и расширять разрыв между богатыми и бедными странами.
В 19 из 25 стран большинство опрошенных заявило, что ожидает, что расширение глобализации принесет пользу для них и их семей. Наибольшая поддержка была отмечена в Голландии, где 87 процентов респондентов выразили проглобалистские взгляды. За ней следуют Венесуэла (82 процента), Индия (79 процентов) и Катар (78 процентов). В Аргентине и Турции, которые испытывают серьезные финансовые неурядицы, респонденты продемонстрировали наиболее негативное отношение к глобализации.
Около половины опрошенных заявили, что выгоды от глобализации распределяются неодинаково. Интересно, что это мнение наиболее распространено в богатых странах, где шесть из десяти человек указали на свое несогласие с заявлением о том, что глобализация "идет на пользу как бедным, так и богатым странам". В опрошенных странах с невысокими доходами большинство респондентов сообщило интервьюерам, что бедные страны получают одинаковые выгоды.
Издержки и выгоды процесса глобализации распределяются между участниками крайне неравномерно. Повышение производительности, сокращение затрат, рост доходов и благосостояния на одном полюсе достигаются ценой увеличения неопределенности, рисков, неравенства, бедности на другом. Поскольку издержки и выгоды, единство и противоречие интересов одновременно проявляются не только в отдельных странах, но и далеко за их пределами, то и проблемы не могут решаться лишь с помощью межгосударственного сотрудничества. Необходимы новые функциональные формы и механизмы для гармонизации национальных экономических интересов, национальных политик и действий, для разрешения конфликтов, защиты более слабых партнеров и принятия санкций против тех, кто нарушает общепринятые правила игры.
Отдельные страны не могут позволять себе выключаться из системы всемирного рынка, не заплатив за это высокую цену. В то же время глобализация неизбежно влечет за собой усиление роли национальных правительств во внутриэкономической сфере и во взаимодействии с внешним миром. Это дает возможность снизить уязвимость, минимизировать социальные издержки, связанные с глобализацией, легче добиться договоренности с международным капиталом в плане достижения более справедливого распределения выгоды от торговли, иностранных инвестиций и других сделок.
В международном контексте государства должны выступать за смягчение неблагоприятных последствий неравенства, асимметрии во взаимозависимостях. Для этого необходимо принятие более справедливых и демократичных правил игры в международных отношениях. Роль отдельных стран должна рассматриваться с учетом перспективы внешних возможностей и проблем, возникающих при появлении новых сфер взаимосвязей благодаря глобально интегрированному производству, ТНК, различным видам движения капитала, более тесной зависимости в торговле товарами и услугами, межнациональным информационным потокам.
Информация о работе Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы