Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:45, реферат
В декабре 2000 г. прошел Всероссийский женский форум, посвященный 20-летию ратификации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Однако основные положения Конвенции в Российской Федерации (РФ) не выполняются.
Главной проблемой форума было установление равных с мужчинами прав и возможностей для женщин в РФ в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. В стране до сих пор существует двойной стандарт при решении женских проблем, что отрицательно сказывается на социальном статусе женщин.
Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.
Выборы 1999 г. в Государственную Думу были еще более негативны в отношении женщин – избрано всего 34 женщины.
В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить?
Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т. е. Включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола.
Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.
Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.
2. международные документы о правах женщин.
Основные этапы развития женского движения в России в XIX – XX вв.
Многие теоретики XIX – начала XX столетия рассматривали женское движение как решение проблемы достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав. Председатель Союза равноправия женщин Е. Н. Щепкина женское движение определяла как многообразие обществ, союзов, клубов, созданных женщинами, чтобы расширить свои права на образование, на труд, на большие заработки, получить право голоса в местном самоуправлении и при выборе депутатов в палаты народных представителей.
Эта точка зрения поддерживается и современными учеными, которые считают, что женское движение – это совместные действия различных социальных групп, объединенных общей целью и общими политическими задачами, моральными ценностями и нормами.
Женское движение в России сформировалось в 60-е гг. XIX в., что было связано с радикальными преобразованиями в государственном устройстве, социально-экономической и духовной сферах общества. Важнейшей предпосылкой активизации этого движения был низкий правовой статус женщин в пореформенной России. Например, в наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины. Дочь при живых братьях получала из всего наследуемого от родителей недвижимого имущества четырнадцатую часть, а движимого – восьмую. Жена наследовала после мужа седьмую часть недвижимого, четвертую часть движимого имущества.
Гражданские законы не распространялись на крестьян, которые жили по нормам обычного права.
В избирательном праве женщины были отнесены к категории неправоспособных граждан. Лишь владельцы значительного недвижимого имущества имели цензовое право участвовать в дворянских собраниях, общинных и земских выборах.
В сфере образования права женщин также были ограничены, поэтому уровень грамотности их был очень не высоким. Согласно переписи 1897 г. число грамотных среди женщин России составляло 13,1%.
Практически отсутствовало законодательство об охране материнства и младенчества. В сфере труда и его оплаты также было не мало особенностей не в пользу трудящихся женщин. Предпосылками развития женского движения также являлись аграрные реформы, рост промышленного производства, реформы в социальной сфере, повсеместный общественный подъем.
Росту самосознания женщин способствовала обстановка широкой гласности, сложившаяся в России в период социальных и экономических реформ. Провозвестниками идеи равноправия полов стали общественно-политические и литературные журналы «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «Дело», «Женский вестник», «Женское дело», «Союз женщин».
Таким образом, ломка феодально-крепостных устоев стимулировала процессы самоорганизации женщин, зарождение разнообразных женских обществ, союзов, клубов. Вопросы равноправия женщин во всех сферах отношений заняли одно из ведущих мест в общественной жизни России конца XIX в. Заметными событиями стали инициативы за доступ же6щины к высшему образованию. По существующим правилам, выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий и не имели доступа в университеты. Получить высшее образование женщины могли лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей.
Социальные инициативы женской общественности выражались в ходатайствах и прошениях об открытии частных профессиональных курсов. Просветительские общества, появившиеся в этот период, также, как московское Общество воспитательниц и учительниц (1870 г.) и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами (1872 г.), Тифлисское общество взаимного вспоможения учительниц и воспитательниц, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию в Петербурге (1899 г.), и другие активно выступали за развитие женского образования. Эти общества открывали школы, курсы, профессиональные и ремесленные училища, посреднические бюро для содействия в трудоустройстве женщин. Наиболее распространенными были курсы рукоделия с мастерскими при них, кулинарные школы со столовой, школы черчения и рисования, коммерческого счетоводства, каллиграфии, стенографии и машинописи и другие учебные заведения. В 1870 г. Общество распространения технических знаний открыло одну из первых женских ремесленных школ в Москве для обучения и подготовки грамотных мастериц. Потребности рынка труда обусловливали необходимость развития обучения женщин.
По инициативе общественных организаций в ряде городов России были открыты педагогические женские курсы с двухлетним сроком обучения. Успешно окончившие курсы получали аттестат домашней наставницы. В 1903 г. петербургские курсы такого рода были преобразованы в первый в России Женский педагогический институт.
Характерной чертой женского движения в стране в целом была ее антифеодальная, демократическая направленность, поддержка женщин разных социальных слоев.
На рубеже XIX и XX вв. усиливаются процессы организационной дифференциации и политизации. Наряду с благотворительностью и трудовой помощью женщинам формируется направление, поставившее своей целью добиться равноправия во всех сферах политической и гражданской жизни. Наиболее активно по этим вопросам выступал Союз равноправия женщин. В этот период появились также общества защиты нравственных устоев женщин, профессиональные объединения, клерикальные союзы, национал-патриотические организации. У всероссийских женских организаций, таких, как Союз равноправия женщин, Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и других были региональные отделения. Особенно значимой инициативой этих организаций были все же их выступления за избирательное право женщин.
Начало XX в. ознаменовано глубоким теоретическим обоснованием причин развития женского движения в России. В работе В.И.Ленина «Развитие капитализма в России» (1899 г.) дается подробная характеристика условной жизни женщин в России. Он рассказывает особенности экономического положения работницы и крестьянки, глубоко анализирует уровень их заработка и характер труда. На фабриках и заводах европейской России в 1890 г. среди рабочих женщины составляли 24%. В работе отмечается, что привлечение к производству женщин – явление в основе своей прогрессивное. Однако по отношению к женщинам особенно необходимо сокращение и регулирование рабочего дня, обеспечение гигиенических условий работы. Машинная индустрия, создавшая тяжелейшие условия жизнедеятельности женщин, вместе с тем толкало вперед их развитие, способствовала разрушению патриархальных отношений в семье, повышала их самостоятельность. Промышленность создает для женщины и совершенно независимое от семьи и мужа положение.
Значительное место в теоретической разработке проблемы женского движения и практической ее реализации занимают представители марксизма. А. М. Коллонтай писала о необходимости разработки идеологии женского движения, создания женских рабочих союзов, обосновала равноценность личности женщин и мужчин.
В. И. Ленин, разделял точку зрения К. Маркса, утверждавшего, что общественные перевороты невозможны без женского фермента, подчеркивал: женское движение является важной составной частью революционного движения, которая может при известных условиях стать решающей его частью. Он признавал, что партия должна иметь свои органы (рабочие группы, комиссии, комитеты, отделы), специальная задача которых – будить широкие массы женщин, связывать их с партией и удерживать их под ее влиянием.
В начале XX в. женщины продолжали объединяться в первые союзы и общества. Крупной организацией было Русское женское взаимоблаготворительное общество с лозунгом: «Свобода и равенство всех перед законом без различия пола»…
Принятые международные докуметы.
За время своего существования ООН приняла свыше 100 международных документов в области прав человека; пактов, конвенций, протоколов, деклараций, рекомендаций, правил, кодексов, принципов и т. д.
Каждый из этак видов международных документов имеет свои особенности в смысле их юридического значения и возможности реализации.
Декларации (заявления, объявления) - международно-правовые документы, в которых провозглашаются какие-либо принципы.Декларации в строгом смысле слова не носят обязательного характера. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако эти документы обладают большой морально-политической силой и по отношению с ним судят о позициях государств. Декларации вступают в силу сразу после их принятия и не предусматривают как отказа государств, голосовавших «за» данную декларацию, от своей позиции, так н присоединения воздержавшихся или голосовавших «против».
Пакт о правах человека - это международный договор, участники которого, - то есть, государства, которые официально согласились придерживаться его положений, - заключили с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра (группы) прав человека.
Конвенция - международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.
Пахты и конвенции вступают в силу не после их принятия и подписания, а лишь после ратификации (утверждения) оговоренным количеством государств. Государства, участники пактов и конвенций, берут на себя содержащиеся в этих международных документах обязательства и должны их строго выполнять. Для наблюдения за реализацией соответствующих договоров и соглашений в рамках соответствующих международных организаций создаются, как правило, соответствующие комитеты или комиссии. Комитеты и комиссии обычно создаются в соответствии с протоколами, являющимися приложениями к пактам и конвенциям, или согласно положениям самого пакта или конвенции.
К открытым конвенциям и пактам могут присоединиться государства, не участвовавшие в их подготовке и принятии. Государства могут отказаться от своих обязательств и выйти из данного международного договора, то есть денонсировать (уведомить о выходе) его.
В частности, Международные пахты и протоколы к ним имеют обязательную юридическую силу для ратифицировавших их государств, то есть предполагается, что признаваемые этими государствами права, закрепленные в ратифицированных пактах, являются для них законом.
Среди всех этих международно-правовых документов существует ряд основополагающих международных договоров и соглашений, которые сами стали источником международного права, опираясь на которые мировое сообщество разработало другие нормы в области прав человека.
В первую очередь, к ним относится Международный билль о правах человека. Он включает в себя Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года). Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) и Факультативные протоколы к нему (приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года и 15 декабря 1989 года).
Нормы права, содержащиеся в этих документах, составляют ядро международных стандартов ООН в области прав человека.
В число основных международных документов по правам человека документов входят:
1. Документы, принятые Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями. Эти документы разделены на несколько ряд групп:
а) Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, пакты и протоколы к ним).
б) Право на самоопределение (декларация и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН).
в) Предупреждение дискриминации (декларации, конвенции и протоколы).
г) Права женщин (декларации и конвенции).
д) Права ребенка (декларации и конвенция).
е) Защита от рабства, подневольного состояния, принудительного труда и сходных с рабством обычаев и институтов (конвенции и протоколы).
ж) Права человека в области отправления правосудия: защита лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению (декларации, конвенции, принципы, правила, кодексы поведения, меры, гарантирующие защиту прав).
з) Свобода информации (конвенции).
и) Право на труд (конвенции).
к) Право на брак и создание семьи (конвенции).
л) Право на социальное благосостояние, прогресс и развитие (декларации, конвенции, принципы и правила).
м) Право на культурное развитие (декларации и рекомендации).
н) Право на гражданство, убежище и защита беженцев (декларации, конвенции и протоколы).
о) Право на защиту от геноцида (конвенции и протоколы).
п) Гуманитарные права (конвенции и протоколы).