Феминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

В декабре 2000 г. прошел Всероссийский женский форум, посвященный 20-летию ратификации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Однако основные положения Конвенции в Российской Федерации (РФ) не выполняются.
Главной проблемой форума было установление равных с мужчинами прав и возможностей для женщин в РФ в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. В стране до сих пор существует двойной стандарт при решении женских проблем, что отрицательно сказывается на социальном статусе женщин.

Работа содержит 1 файл

феминология.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


 

Введение.

Противопоставление

«мужского» и «женского» –

одна из всеобщих парных

оппозиций человеческой

психики: день и ночь,

свет и тьма, добро и зло,

существующих во все

времена и у всех народов.

И. С. Кон.

 

В декабре 2000 г. прошел Всероссийский женский форум, посвященный 20-летию ратификации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Однако основные положения Конвенции в Российской Федерации (РФ) не выполняются.

Главной проблемой форума было установление равных с мужчинами прав и возможностей для женщин в РФ в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. В стране до сих пор существует двойной стандарт при решении женских проблем, что отрицательно сказывается на социальном статусе женщин.

Среди этих проблем немалое место занимает проблема двойной нагрузки женщин – работа по специальности и выполнение хозяйственно – бытовых функций. Государство не обеспечивает решение этой проблемы.

Постепенно набирающее силы женское движение пока не имеет четкой программы, которая была бы принята всеми женскими общественными организациями.

Форум принял обращение к Президенту Российской Федерации, где сказано, что «России необходима реально действующая, а не существующая на бумаге государственная политика в области обеспечения равноправия женщин и мужчин». Такая политика будет эффективной при соблюдении трех условий.

Первое: нужен закон «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин», отвечающий современным международным стандартам.

Второе: формирование национальной стратегии обеспечения равноправия при помощи специальных программ в области занятости, образования, здравоохранения, продвижения женщин на уровень принятия решений и т. д., которые будут обеспечены финансовыми и организационными ресурсами.

Третье: тесное взаимодействие органов государственной власти, политических партий и общественных объединений в практической реализации государственной политики в области гендерного (от англ. gender- род, пол) равноправия, которое поможет образованию в нашей стране структур гражданского общества.

 

1.Роль СМИ в активации социальной,экономической и политической деятельности женщин.

 

Средства массовой информации не вносят свою лепту в процесс демократизации нашего общества, не реализуют концепцию рыночных отношений, в которой достойное место заняли бы женщины. СМИ призваны распространять информацию, являясь, по существу, посреднической инстанцией. А фактически идет процесс интерпретации, при этом нередко журналисты, телеведущие, авторы статей безразличны к событиям действительной жизни. Для них важнее преподнести сенсацию. Распространяемая патриархатная точка зрения практически внушает мысль, что женщина должна выполнять лишь свои естественные функции, отлученная от производственной и политической деятельности. СМИ формируют наши представления, мнения, суждения о самой действительности. Они влияют на подсознание людей через конструирование определенных мотиваций, оценок и т.д. Постоянный поток информации о достоинствах мужчин сопровождается унижением женщин. 22 февраля 1989 г. в газете "Правда" была помещена статья Карема Раша "Всех царств дороже", в которой было написано: "Семья держится на двоих, но больше — на отце. И если семья разваливается, то потому лишь, что мужчина в ней не выполняет основного своего назначения главы семьи, не лидирует нравственно", сейчас "дети попали под жернова самой страшной болезни — женского тщеславия", которое проявляется в том, что женщины "бегут на работу потому, что там легче, чем дома — только бумаги разложишь, а уже кофе, чай". Искажение образа женщины в средствах массовой информации производилось постоянно и неуклонно вот уже в течение почти десятилетия. В это же время в официальной большой прессе практически не публиковалось ничего, что говорило бы о позитивных характеристиках женщин. Исключения составляют только отдельные женские издания, да некоторые газеты1, как это уже было отмечено. Джейн Мэнбридж, профессор политологии в Северо-Западном университете (Чикаго) в статье "Женщины, управление и общее благо" писала, что идеи феминизма оказались в центре дебатов о природе политики в условиях демократии. Демократия — это не "я", а "мы". В идеале — это решение конфликтов не только волей большинства, но и в интересах большинства, а также поиск решений, включая меньшинство. Она дает модель превращения "я" в "мы". Ханна Мэзер Крокер, одна из первых феминисток (начало XIX в.), заявляла: "Бог наделил женщин разумом, по мощи и способностям равным разуму убеждать с помощью здравого смысла и уговоров". Жизнь показывает, что мужская модель руководства страной себя исчерпала. Новое тысячелетие — эра женщин, и в реализации их потенциальных возможностей должны активно помочь СМИ. Истинное назначение СМИ состоит в том, чтобы служить своему читателю, зрителю, быть для женщин не только инструментом объективной информации, но и мудрым собеседником, вести диалог, отражать их интересы и потребности. В этой системе отношений ведущая регулирующая роль принадлежит государству. Именно государство, являясь самым главным субъектом политики, определяет нормы и правила, в рамках которых работают СМИ. Свободное, независимое положение СМИ не снимает с них ответственности перед обществом за отрицательные последствия формирования уродливого, искаженного образа женщины.

 

Эволюция гендерных исследований в обществе.

 

Положение женщин в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные мнения, по-разному решалась эта проблема. Особенно много противоположных, противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье, ее родовых качествах и достоинствах можно найти в религии. Например, около 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (высшее духовенство христианской церкви) официально рассматривал вопрос: есть ли у женщины душа? Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви, перевесом лишь в один голос, все же пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое – то подобие души.

 

Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект. Постоянно обсуждался и обсуждается вопрос об истинной человеческой ценности ее как члена общества, как объекта интимных отношений.

 

Немало случаев в доклассовом обществе, когда женщины дискредитировались. А ведь положение было чрезвычайно высоким, они были уважаемыми членами общества. Существовал и культ женщины. Но позднее возникла историческая несправедливость, приведшая к неравенству женщины с мужчиной. Она стала объектом плоского остроумия, морального осуждения. Ее превратили в рабыню своего господина. Уделом женщины становится рождение детей и удовлетворение всех прихотей мужчины.

 

Христианство, постоянно предававшее женщину анафеме, унижало ее человеческое достоинство.

 

В Средневековье усиливается традиционное презрение к женщине. Считается, что отношения со «слабым полом» - страшное грехопадение.

 

Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющего равные права с мужчиной, казалось бы, должны были вспомнить в эпоху Ренессанса и Реформации в Европе. Однако все ограничилось лишь тем, что женщина стала объектом эстетического поклонения, сохраняя при этом свое подчиненное положение. Даже Ж. Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость.

 

Эпоха капитализма характеризуется наличием множества течений, точек зрения на место и роль женщины в обществе. Наполеон Бонапарт, создавший Новый кодекс, призывал к улучшению женского воспитания. Однако уделом женщин считал только рождение детей. Буржуазное общество породило множество псевдотеорий о мнимой неполноценности женщин. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер и др. утверждали, что природа одарила женщину лишь притворством, лживостью, склонностью к изменам, неблагодарностью.

 

Ф. Ницше также унижал женщин, не видел в них ни таланта, ни ума: «Мужчины должны смотреть на женщину, как на предмет обладания, как на собственность, которую следует забирать». И далее: «Желание эмансипировать идет от влияния «тупоумных»… ученых ослов мужского пола».

 

Особую ненависть к женщине, не находя у нее ни одного положительного качества, питал немецкий философ О. Вейнингер. По его мнению, гениальность совершенно недосягаема для женщины. Она лишена «оригинальности сознания: последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж – сознательно»… женщина лишена логики.

 

В настоящее время несколько изменили свое отношение к женщине представители духовенства. Папа Иоанн Павел II во время своего пребывания в Мексике летом 1990 г. выступил с проповедью, обращенной к женщинам. Глава Ватикана призывает бороться с дискриминацией, с принижением роли женщин, памятуя о необходимости сохранять дарованное Богом женское начало.

 

Как видно, католическая религия изменила свое отношение к женщине. Однако в главном вопросе – может ли женщина быть священнослужителем – ПавелII говорил «нет», поскольку, якобы, сам Христос не призвал ни одной женщины в число 12 апостолов. Такова «воля Божия».

 

К посвящению женщин в духовный сан отрицательно относится и русская православная церковь, осудив появление женщин – священнослужителей в протестантских храмах Великобритании.

 

Нельзя не отметить и определенные положительные сдвиги в отношении женщин в современных исламских государствах (Турция, Сирия, Алжир, Египет), где поддерживается принцип равенства женщин в социально - экономической и культурной жизни. Женщина получает образование, профессиональную подготовку, участвует в общественной жизни, имеются женские организации.

 

Негативное отношение к женщине было распространено уже в Древней Греции, где философы далеко неоднозначно высказывались о ней, хотя культ женщины сохранялся в древней мифологии (Афродита, Ника, Деметра). Такой же культ был и в Риме (Венера, Виктория, Цецера). 

Неоценимый вклад в изменение отношения к женщине внесли социалисты – утописты 19в., особенно Ш. Фурье. Он писал в своей работе «Судьбы мира и человечества», что стремление сделать всех женщин домашними хозяйками говорит о «порочности социального механизма». Он подвергал критике тех, кто утверждал, что женщина создана только для того, чтобы снимать накипь с горшка и чинить старые штаны.

 

Сен-Симон придавал большое значение общественной деятельности женщины. В своем учении о «паре» он утверждал, что общественным  деятелем является не отдельное лицо, а мужчина и женщина вместе, т. е. «пара».  «Пара» имела право принимать высшее решение и вмешиваться в отношения мужчин и женщин в обществе.

Значительный вклад в определении роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью. Она должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной иметь возможность развиваться физически и умственно, требовать признания своих прав. Вот тогда она достигает полного совершенства.

 

Н. Г. Чернышевский был поборником равенства мужчин и женщин. Его возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе.

 

Эти мысли о равенстве полов были развиты и использовались на практике представителями марксистской теории. К. Маркс в письме к Л. Кугельману писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента». Маркс воспроизвел слова Ш. Фурье, что общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола.

Взгляды К. Маркса разделял и В. И. Ленин.

 

Женщина и политика.

 

Роль женщины в политической деятельности.

 

Политическая деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждения женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты. Вторая половина XX в. характеризуется порывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика – для мужчин, кухня, дети – для женщин.

 

Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.

 

В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию.

 

В сфере политической деятельности зазвучали имена женщин – политиков: И. Ф. Арманд, П. С. Землячки, А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова.

 

 Все эти женщины были образованными, многие – из обеспеченных семей, у многих были дети. Так, у И. Арманд и К. И. Кирсановой было по пять детей, у С. Смидович – трое детей.

 

Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, председателем Московского губсовнархоза – И. Ф. Арманд.

 

А. Коллонтай в последующем стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции. Ее работа в Наркомате государственного призрения отличалась кипучей энергией по организации работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных больных. Она занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. В. И. Ленин отмечал, что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества.

 

Бурная политическая деятельность женщин в СССР в 30-е гг. постепенно сокращалась. Тезис «Женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП(б). Но в Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х гг. в СССР их было 32,8%, в РСФСР – 35%, в союзных республиках – 36,2%, в автономных – 40,3%. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.

 

   Первые выборы без квоты в 1989 и 1990 гг. показали, что женский вопрос в стране не решен – женщины проиграли выборы. В 1990 г. женщин – депутатов Верховного Совета РФ было всего 3%, Верховного Совета СССР – 8,9% от общего количества депутатов. Так называемые демократическое общество в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие доступ каждого к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом.

 

В 1993 г. женщин – депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше – 46 человек, или 9,6%.

 

Не было женщин - депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия»» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин и 8 из них избраны по одномандатным избирательным округам.

Информация о работе Феминология