Европейская философия 2-ой половины 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по разному и мудрствовали каждый по своему.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….3

2. Зарождение иррационалистической традиции в

Философии. Философия С. Къеркегора…………………..4

Работа содержит 1 файл

Контрольная философия.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

Учреждение  образования «Витебский государственный  педагогический университет им.П.М.Машерова»

Кафедра философии 
 
 

  

Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

На тему: Европейская философия 2-ой половины 19 века 
 
 
 

                             Выполнила:

                                                                       Студентка 2 курса ОЗО группы 23-м

                           Факультет:

                                                             Педагогическая деятельность

                                     Специальность:

                                                    Музыкальное искусство

                                             Павлюченкова С.И. 
 
 

                                                   Витебск 2011

Содержание

1. Введение…………………………………………………….3

2. Зарождение  иррационалистической традиции  в 

     Философии.  Философия С. Къеркегора…………………..4

 

Введение

    Термин  «философия» происходит от греческих  слов «phileo» – любовь и «sophia»  – мудрость и означает любовь к  мудрости. Однако это еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?»  Сами философы отвечали на него по разному  и мудрствовали каждый по своему.

    Знаменитый  древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается  в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые  от рождения наделены соответствующей  мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

   По  мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

    Некоторые мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что  философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Исчерпание  внутренних возможностей той или  иной традиции приводит к тому, что  новые поколения мыслителей считают  своим долгом разбить старые скрижали и отыскать альтернативные пути философского творчества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Зарождение иррационалистической традиции в философии. Философия С. Къеркегора. 

    Примерно  с середины XIX в. западная философия  начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных  открытий и проблем, а также особенности  философского мышления Нового времени.

    При этом следует заметить, что наука  к тому времени уже практически  отказалась от ряда фундаментальных  идей эзотерической и религиозной  философии, с которой она решительно разрывала свои связи. Распространялся  механистический материализм. Научное  и общественное сознание продолжало дистанцироваться от универсальных  этических принципов. Несмотря па это, человек поверил в свои силы и  прогресс.

    Общественные  процессы так же мало оправдывали  надежды па торжество научного, «просвещенного разума». Заметного усовершенствования человека и общества не наблюдалось. Наоборот, казалось, что человечество отказывается решать свои проблемы разумно. Социальные напряжения возрастали. В Европе, да и не только в ней, шли бесконечные войны. Австрия воевала с Италией (1821—1849, 1866 г.), Англия и Франция — с Китаем (Опиумные войны 1839-1842 гг.), Пруссия - с Францией (1870-1871 гг.), Россия - с Турцией (1806-1812, 1828-1829, 1853-1856 гг.) и Францией (Отечественная война 1812 г.), Англия — с США (за Канаду — 1812—1814 гг.). Параллельно то и дело вспыхивали восстания (солдат в австрийских войсках, негров в США, луддитов в Англии, силезских ткачей в Германии, сипаев в Индии, декабристов в России и т.д.) и революции (1848—1849 гг. — буржуазно-демократическая революция в Германии, 1848 г. — февральская революция во Франции, 1848—1849 гг. — революция в Австрийской империи). Расширялись колониальные завоевания. Одна только Франция колонизировала Гвиану, Алжир, Тунис, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Сенегал, Мали и другие страны. Несмотря па развитие науки и промышленности, свирепствовали голод (Англия, Ирландия — 1845—1847 гг.) и эпидемии (Россия и Франция), обрушивались периодические экономические кризисы (Англия - 1819, 1825, 1866, 1873-1878 гг., Германия -1857 г., США - 1837 г., Франция - 1825-1826, 1846-1848, 1866-1867 гг.).

    Все это подмывало устои классической философской парадигмы. Все сильнее  нарастали сомнения в разумной организации  природы, в возможности усовершенствования общества и исторического прогресса. Распространялись убеждения в относительности  истины. А новые научные открытия в физике микромира (начало XX в.) интерпретировались в духе отказа от принципа детерминизма — важнейшего основания пауки.

    В философии усиливалось брожение. Классический рационализм рушился, чему способствовало и быстрое угасание влиятельной гегелевской школы. Начинались активные поиски нестандартных  идей, подходов и концепций миропонимания. Именно в этот период (середина XIX в.) появляются ростки новых философских направлений, которые прорастут и обильно зацветут уже в XX в. А некоторые из них продолжат свое развитие и в XXI веке.

    Например, начиная с 40 х гг. XIX в. формируется  неоидеализм (новый идеализм), который  представляет собой философскую  реакцию на классическую немецкую философию, с одной стороны, и позитивизм – с другой. Несмотря на то, что  работа Артура Шопенгауэра «Мир как  воля и представления», являющаяся классическим образцом неоидеализма, появилась в 1818 г. Однако при жизни  Г. В. Ф. Гегеля А. Шопенгауэр как философ  не привлекал внимания (его больше знали как сына писательницы И. Г. Шопенгауэр).

    Основными представителями этого философского течения являются Артур Шопенгауэр. Серен Къеркегор, Фридрих Ницше, взгляды которых рассмотрим далее.

    Характерная черта неоидеализма – иррационализм. А объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется  интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали и др.

    В современном мире иррациональное мышление распространено довольно широко. В  религии, например, оно проявляется  в правилах и предписаниях, которые  вступают в явное противоречие с  реальностями ХХI в. и со здравым  смыслом цивилизованных людей. Так, руководители движения «Талибан» в  Афганистане предъявляли к населению  подконтрольных территорий явно иррациональные требования: было запрещено кино и  телевидение, мужчинам запрещалось  бриться, женщинам — ходить на работу, появляться на улице без чадры  и без сопровождения родственников-мужчин. Требования такого рода имели определенный смысл в период формирования ислама. Однако в эпоху постиндустриального  общества они кажутся странным анахронизмом. Политические круги, которые их поддерживают, явно тормозят развитие своих стран. Иррациональны не только религиозные  нормы поведения, но и многие обычаи, традиции, настроения, существующие в современном обществе.

    В целом в западной философии XIX—XX вв. можно выделить три линии развития:

1) критика  и отказ от классического рационализма;

2) защита  и возрождение классического  рационализма;

3) синтез  классической рациональной философии,  иррациональной метафизики, научных  и религиозных теорий на базе  эзотерической философии.

    Первая (критическая) линия проявилась в  творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Бергсона, у которых  наметился отказ от принципов  классической философии. От них получат  начало три новых философских  течения: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Кьеркегор), интуитивизм (Бергсон).

    Вторая (консервативно-традиционалистическая) линия развития западной философии  связана прежде всего со следующими влиятельными течениями.

— Неокантианство — философское движение за возрождение  учения И. Канта. Возникает в 60-е годы XIX в. Развивал ось па базе двух философских  школ: марбургской (Коген, Натори, Кассирер) и фрейбургской (бадепской) (Випдельбаид, Риккерт).

— Неогегельянство  — философское движение за возрождение  учения Г. Гегеля (Кропер, Лассоп, Кроче, Джеитиле). Возникает примерно в 60-е  годы XIX в. В некотором смысле сюда примыкает «абсолютный идеализм» (Брэдли, Ройс).

— Неотомизм  — переосмысленная философия  Фомы Аквинского. Возникает в 70-е  годы XIX в. Видные представители: Маритеп, Жильсоп, Марсель, Тейяр де Шардеп.

    И, наконец, третья (синтетическая) линия  развития западной (да и восточной) философии была связана с такими идейно-философскими течениями, как:

— теософия (Блаватская), возникает в последней  четверти XIX в.;

— Учение Храма (Ла Дыо), возникает в первой четверти XX в.;

— Учение Живой Этики (Агпи-Йога) (семья Рерихов), возникает в первой половине XX в.

    В учениях третьей линии различные  познавательные парадигмы не противопоставляются  друг другу, а объединяются. Рационализм  дополняется иррационализмом. 

2. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и  Ф. Ницше 

    Волюнтаризм (лат. воля) - направление идеалистической  философии, признающее волю как первооснову  всего сущего. Следует различать два вида волюнтаризма - как форму объективного и субъективного идеализма. Типичные представители первой формы В. - Шопенгауэр и Э. Гартман. Подвергая агностицизм Канта критике справа, Шопенгауэр утверждает, что лежащая в основе явлений (представлений) «вещь в себе» есть первичная, ничем не обусловленная «мировая воля». Движущей силой всех живых существ является, согласно Шопенгауэру, «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер. Сознательная воля производна по отношению к слепой, инстинктивной индивидуальной воле. В. Шопенгауэра проповедует навеянную буддизмом фаталистическую доктрину отречения от индивидуальной воли к жизни и растворения индивидуального в космической мировой воле. Субъективно-идеалистическая форма волюнтаризма характерна для Штирнера и Ницше. В их учениях первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля - «я», принцип всеобщей объективной закономерности тем самым категорически отвергается. В отличие от пессимистического и фаталистического волюнтаризма Шопенгауэра, волюнтаризм Ницше носит агрессивный характер, превознося «волю к власти» как высшую волевую потенцию. Волюнтаризм вульгаризованной форме доктрина Ницше послужила одним из теоретических источников фашистской идеологии. В обеих своих формах волюнтаризм представляет собой иррационалистическую версию идеализма, толкующую духовное первоначало бытия не как логическое, рациональное, закономерное, а как не поддающееся рациональному, научному познанию. Хотя сам термин «Волюнтаризм» введен в философский обиход лишь в конце 19 в. (Ф. Теннис, 1883, Ф. Паульсен, 1892), по существу, идеи волюнтаризма восходят к далекому прошлому, начиная с теологических догм о божественной воле как творческом первоначале бытия. Особенно ярко выражены волюнтаристические мотивы в учениях Августина, а затем Дунса Скота. Большое влияние волюнтаризм получил в буржуазной психологии 19 в. (Вундт, Г. Мюнстерберг), признававшей примат воли по отношению к остальным психическим функциям. В идеалистической логике и теории познания (Прагматизм) волюнтаризм выразился в утверждении решающей роли воли в суждении и в познании вообще, рассматриваемом как функция интересов, стремлений. В социально-политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающейся на познание объективных законов истории, и сведение ее к субъективному произволу политических вождей. Политический волюнтаризм принимает различные формы анархистского авантюризма, с одной стороны, и фашистской агрессии и диктатуры фюрера - с другой волюнтаризм был подвергнут глубокой критике в работах классиков марксизма, начиная с «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса. Научное марксистское миропонимание несовместимо с антинаучным, индетерминистическим, иррационалистическим идеализмом в понимании природы, обстоятельства и процесса познания. Марксизм-ленинизм враждебен волюнтаризму, ибо опирается во всех областях общественной практики на научное познание объективных законов и тенденций общественного развития и на чуждые волюнтаристическому произволу принципы широкой социалистической демократии. 
 

3.  Неокантианское учение о ценностях и специфике гуманитарного познания 

    Естественные  науки достигли внушительных успехов. Поэтому они стали рассматриваться  как образец научного мышления. Ситуация же относительно комплекса гуманитарных наук уже достаточно давно считается весьма неоднозначной. Уже на первый взгляд заметно, что гуманитарные науки существенно отличаются от естественных. Но в чем конкретно состоит их специфика?

   Можно предположить, что автономность  гуманитарных наук связана со  спецификой их:

   1) предмета;

   2) метода;

   3) целей;

   4) функций, которые выполняет  гуманитарное знание.

   Предмет гуманитарного познания

   Круг интересов гуманитарных  наук — человек, общество, культура. В отличие от естественных  природных процессов, подчиняющихся  естественным закономерностям, предметы  и процессы, подлежащие гуманитарному  изучению, являются соизмеримыми  с человеком: они либо касаются  непосредственно человеческой жизни,  либо являются плодами человеческих  действий. Психология, социология, история  и другие гуманитарные науки  изучают область явлений, в  которой сказывается изначальное  присутствие человека.

      Подобные подходы не означают  отрицания вообще каких-либо закономерностей человеческой жизни. Речь идет о другом: в индивидуализирующих познавательных стратегиях те или иные регулярности или законы могут использоваться лишь как средство для наилучшего постижения индивидуального феномена. Таким образом, задача сводится к вопросу о том, что мы будем считать познавательным идеалом, общее или индивидуальное. На этом и основана попытка провести четкое отделение гуманитарных наук от естественных. В явном виде эта идея была реализована на рубеже ХIХ-ХХ вв. представителями неокантианства. Вильгельм Виндельбанд предложил называть науки, занимающиеся поиском общих законов, номотетическими, а исследования, ориентированные на индивидуальные явления, — идеографическими. Более решительно эта идея была проведена Генрихом Риккертом. Он выступал против того оправдания автономии гуманитарных наук, которое исходит из их особого предмета или особого метода; отличие гуманитарных наук состоит, по Риккерту, скорее в логической структуре их понятий. А эта логическая структура в свою очередь обусловлена исследовательской целью гуманитарного познания. Понятия естественных наук — генерализирующие, позволяющие ученому восходить при изучении природных явлений по степеням общности рассмотрения; понятия же гуманитарных наук — индивидуализирующие, они служат средством всестороннего раскрытия единичности того или иного феномена.

Информация о работе Европейская философия 2-ой половины 19 века