Единство материи, движения, пространства и времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в сторении материального мира.

Содержание

1. Движение – способ существования материи. Движение и покой………………………………………………………………………………………..3

2. Основные формы движения материи и их взаимосвязь……….7

3. Пространство и время как формы бытия материи. Единство материи, движения, пространства и времени………………….……8

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

                    

                              СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Движение –  способ существования материи. Движение и покой………………………………………………………………………………………..3
 
  1. Основные формы  движения материи и их взаимосвязь……….7
 
  1. Пространство  и время как формы бытия  материи. Единство материи, движения, пространства и времени………………….……8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Движение  – способ существования  материи.

                         Движение и покой.

    Из  всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в сторении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы:

    • Вода – основа всех вещей (Фалес);
    • Огонь – основа всего сущего (Гераклит);
    • В основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (Анаксимандр);
    • В основе мира лежит неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);
    • Первооснова мира – это Бог, божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

    Если  в XVII в. Под материей понимали вещество, то уже в XIX в. Наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

    В начале ХХ в. Было сформулировано : под  материей понимается категория (т.е. философская  абстракция) для обозначения всего  того, что лежит вне нашего сознания (объективная реальность), о каких-либо  конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество. Под  материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.

    Единство  общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под  ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

    Философское понятие «материи» представляет собой неизменную истину, а естественно-научные  представления о структуре материи  – относительны, изменчивы по мере развития науки. Философия выработала такое понимание материи, которое  характеризует любые её формы, независимо от того, познаны они сейчас или  будут познаны в будущем. Материя  – это философская абстракция, понятие посредством которого обозначается многообразие природных явлений  и процессов, обозначается объективная  реальность,  которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

    Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть и такие, без  которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство и время.

    Категория «движение» - одна из старейших в  философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был  очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. Поэтому в философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение – неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.

    Движение  материи:

    • Возникает из самой материи;
    • Всеобъемлюще;
    • Постоянно.

    Движение  – это единственный способ существования  материи, её атрибутивное качество. Мысль  о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности  в том смысле, что изменение  одного объекта можно зафиксировать  лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и  свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее  существовавшими системами и  свойствами.

    Существует  взаимосвязь между двумя свойствами материи – массой тела, которая  характеризует меру инерции, устойчивости, и энергией, выражающей меру материального  движения, изменяемости.

    Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством  материи: материя и движение несотворимы  и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

    Движение  также может быть:

    • Количественным – перенос материи и энергии в пространстве;
    • Качественным – изменение самой энергии, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

    Качественное  движение (самоизменение материи) делиться на:

    • Динамическое;
    • Популяционное.

    Динамическое  движение – изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие  потенциала прежних материальных форм.

    Популяционное движение – кардинальное изменение  структуры объекта, которое приводит к созданию совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение – изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

    Есть  такие состояния движения, которые  не изменяют качественных характеристик  предметов. Например, все знают, что  внутри предметов происходит «бешеная пляска» электронов и других элементарных   частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы воспринимаем это как находящиеся в покое.

    Покой – это состояние движения, которое  не нарушает качественной специфики  предмета, его стабильности.

      Существуют  состояния движения, которые приводят к изменению  качественного  состояния предметов.  Здесь возможны два результата: распад предмета на более простые  элементы и, наоборот, образование  нового более сложного объекта.

    Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием.

    2. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

    Каждому структурному уровню материи соответствует  своя форма движения материи : механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи  взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире.

    Взаимодействие  форм движения материи лежит в  основе развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность  появления человека. Так элементарные взаимодействия имеют постоянную величину, числовое значение которой 1/137. Благодаря именно такому ее значению образуются атомы, молекулы и в итоге – человек. Малейшее изменение этой величины сделало бы нашу Вселенную иной. Современная космология утверждает, что человек и общество есть такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями  в масштабе всей Метагалактики. Поэтому социальная форма движения есть космическое движение.

    Выделяют  два типа движения, характеризующие  направленность изменений:

  1. От низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);
  2. От высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).

    Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Взаимосвязь форм движения материи такова, что  каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводиться  к этим «подчиненным» формам, например социальные закономерности не сводятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и  биологическим, и физико-химическим закономерностям.

      3.Пространство и время как формы бытия материи. Единство материи, движения, пространства и времени.

    Категория «время» и «пространство» являются философскими и частонаучными. Если в первом своем значении они вбирают в себя самые общие признаки времени и пространства и раскрывают их отношение к материи (субстанции) и человеческой жизни, то во втором случае, основываясь на философском о них представлении, делают акцент на их специфическом проявлении в отдельных частях бытия (в природе, в обществе, в жизни индивидов); при этом исследуются такие формы, как физическое, биологическое, социальное, культурологическое, перцептуальное, духовное время и пространство.

    В этих понятиях констатированы всеобщие формы  бытия. Время и пространство являются атрибутами материи.

    Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний, явлений – их последовательность и длительность.

    Пространство  есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов – их расположение относительно друг друга и относительную величину.

    Время одномерно; пространство трехмерно. Если в пространстве возможен возврат  в одну и ту же точку, то во времени  такой возможности не имеется; время  необратимо.

    Длительность  не образуется из возникающих один за другим моментов или интервалов, на которые может быть расчленен  весь период существования системы.

    Один  из парадоксов времени отмечен Августином в его «Исповеди»: «Ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три  времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание»; «Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности; не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?» (Исповедь Блаженного Августина. М.,1991, стр.297).

    Для философов  субъективно-идеалистической ориентации трактовка времени как сопричастного  только психике и душе человека вполне естественна. Для этого,  кстати, имеются основания, и они заключены в том, что существует реально психологическое время ( перцептуальное).

    «Перцептуальное» - это наше «чувство», наше ощущение времени, это ощущение настоящего, прошедшего и будущего. Оно связано с переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется», иногда даже «останавливается». Одно дело, когда мы кого-то с нетерпением  ожидаем, и другое, когда заняты чем-то интересным. В детстве нам кажется, что время течет медленно, а  в зрелом возрасте – что оно  ускорило свой бег. Это субъективное чувство времени, и оно лишь в  целом соответствует реально-физическому  времени.  Психологическое время  своеобразно в сравнении с физическим временем, хотя по многим направлениям и определяется им.

Информация о работе Единство материи, движения, пространства и времени