Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Джорда́но Бру́но (настоящее имя: Филипп; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.
Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи принадлежали античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому.
По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».
Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.
9
июня 1889 в Риме был торжественно
открыт памятник на той самой
площади Цветов, на которой инквизиция
около 300 лет тому назад предала
его казни. Статуя изображает
Дж. Бруно во весь рост. Внизу
на постаменте надпись: «
На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.
Теоретическими источниками натурфилософии Джордано Бруно были неоплатонические идеи Кузанского, Телезио Патриции, атомистические и космологические идеи Демокрита, средневековых арабоязычных философов – Аверроэса и Авиценны и многих других. Центральная категория натурфилософии Бруно- «единое» как причина бытия. Вселенная, согласно ему, едина, неподвижна, вечна, бесконечна, не рождается и не уничтожается, не уменьшается и не увеличивается, всегда тождественна себе. В «едином» совпадают противоположности: единство и множественность, минимум и максимум, холод и тепло, возникновение и уничтожение вещей и т.п..
Диалектическое учение Бруно о совпадении противоположностей было обращено против дуализма средневековой схоластики, отказывающей материи в субстанциональности, считающей ее чистой возможностью. Однако Бруно возвысил и значение формы, увидел в ней не только текучесть, но и некоторое постоянство. Материальное и формальное вечны.
Бруно видит в материи активное, творческое, живое начало. Как субстрат она едина, имеет актуальное бытие; как форма- совпадает с возможностью. Материя в самой себе и для себя в свёрнутом виде содержит все формы, выступает источником действительности. Итогом такого понимания материи является признания её божественности, она не нуждается во внешней причине и движении. Таким образом, реабилитируя материю, Бруно приходит к натуралистическому пантеизму. Он утверждает, что природа и есть Бог в вещах. Природа оказывается самодостаточной, а Бог- символ единства.
Стремясь найти источник движения в самой природе, Бруно приходит к идее всеобщей одушевлённости (гилозоизму) и панпсихизму (все тела наделяются душой и сознанием). Степень одушевлённости связывается с особенностями структуры материи.
Пространство, по Бруно, неотделимо от движущейся материи. Если бы не было пустоты- пространства, некуда было бы двигаться (движение и пространство, мыслятся механически). Бруно оспаривает аристотелевское понимание времени как меры движения. Согласно ему, время есть мера и нечто измеримое. Он не допускает отрыва времени от движущейся материи и приходит к пониманию его относительности, обусловленной особенностями движения небесных тел. Следовательно, пантеизм Бруно имеет тенденцию становиться материализмом.
В своей космологии он отталкивается от гелиоцентризма Коперника. Гелиоцентризм выливается в учение о бесконечности Вселенной. В его основе лежит идея единства Земли и неба: движение Земли подчиняется власти единых физических законов космоса. Но, как видно, пока законы движения небесных тел ещё не были открыты, мысль об источнике самодвижения неизбежно выливалось в гилозоизм, панпсихизм, пантеизм, а в конечном счёте- в органицизм.
Вселенная
в своей бесконечности
В соответствии с таким пониманием мира находится теория познания Бруно. Его задача- познать законы вечно изменяющейся природы, т.е. «разумный» порядок. Познавательный процесс включает воображение, воображение поднимается к рассудку, рассудок к интеллекту, интеллект к уму. Посредством рассудка из частных знаний выводятся общие суждения. Интеллект переосмысливает данные рассудка, прибегая к абстрагированию.
Бруно,
как и другие мыслители Возрождения,
улавливает практическое назначение познания.
Он считает, что истина едина и
постигается благодаря
Из онтологии и гносеологии Бруно вытекает его этика. Её исходным пунктом является признание смертности души. Жизнь коротка, поэтому Бруно призывает провести в активной деятельности. Именно героический энтузиазм есть высшая ступень в познании природы и высшая степень совершенства человека. Совершенство заключается в том, что человек преодолевает своё стремление к самосохранению, поднимается над страхом смерти и испытывает особую радость. Человек наслаждается сознанием именно того, что он способен на великие жертвы. В этом высшее проявление его божественности.
Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определенное влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.
Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал ряд утверждений:
1)
Земля имеет лишь
2) И Солнце вращается вокруг своей оси.
3
Нутация оси объяснена
4) Неподвижные звёзды суть также солнца.
5) Вокруг этих звёзд вращаются, описывая неправильные круги-эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно. Невидимые вследствие большого расстояния.
6)
Кометы представляют лишь
7)
Миры и даже системы их
Особенно
поражает тот факт, что Бруно вывел
чисто дедуктивным методом и
существование которых в
Отвечая противникам
В мышлении Бруно причудливо сочеталось мистическое и естественнонаучное понимание мира. По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано Бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии Бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате «Asclepius».). Коперника Бруно называет "зарей, которая должна предшествовать восходу солнца истинной античной философии". Так, немецкий филолог и историк науки Л.Ольшки пишет в 1922 году:
«Он читал лекции об учении Коперника по всей Европе, и в его руках коперниканство стало частью традиции герметизма… Бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную в тех же терминах, как это делали Раймунд Луллий, Фичино и Пико, то есть как магическую вселенную. Задачей философа ставилось воспользоваться невидимыми силами, пронизывающими вселенную, а ключ к этим силам находился у Трисмегиста».
Такие же мнения высказывали и другие авторы.
Другие
историки науки не согласны с мнением
о герметическом характере
Космологические вопросы (преимущественно его учение о множественности миров) неоднократно обсуждались во время инквизиционного следствия над Бруно, особенно ближе к концу процесса. Несмотря на то, что во время процесса гелиоцентрическая система ещё не была официально запрещена инквизицией, инквизиционный трибунал указал Бруно, что теория движения Земли противоречит буквальному прочтению Священного Писания. Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления Бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нем незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие полагают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора, и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.
Как
поэт Бруно принадлежал к
Воззрения Джордано Бруно, являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм, философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Джордано Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Николая Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются соединёнными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».
Этические
воззрения Бруно заключаются в утверждении
«героического энтузиазма», безграничной
любви к бесконечному. Это уподобляет
людей божеству, отличает их как подлинных
мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются
над размеренной повседневностью. Идеи
Бруно оказали влияние на таких мыслителей,
как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг
и др. 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо
сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды
тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать
публично. Своей жизнью и творчеством
Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.