Джордано Бруно

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:37, реферат

Описание работы

Джорда́но Бру́но (настоящее имя: Филипп; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи принадлежали античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому.

Работа содержит 1 файл

Джорда́но Бру́но ВИКИ2.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
 

ГОУ ВПО ТГАСУ 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ:

Жизнь и идеи Джордано Бруно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил – студент гр.350-1

Кобелев В.Н. 

Проверил: Кашин Д.О. 

Работа зачтена с оценкой_____ 
 
 
 
 

Томск 2011

 

 Содержание 

 

Введение

     Джорда́но Бру́но (настоящее имя: Филипп; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) —  итальянский монах-доминиканец, философ  и поэт, представитель пантеизма.

     Будучи  католическим монахом, Джордано Бруно  развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию  учения Коперника.

     Бруно высказывал ряд догадок, опередивших  эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи принадлежали античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому.

     Был осуждён католической церковью как  еретик и приговорен светскими судебными  властями Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.

     Содержание 

     1 Биография 

     1.1 Ранние годы

     1.2 Годы странствий

     1.3 Суд и казнь

     2 Философия

     4 Космология

     5 Литературное творчество

     9 Литература

 

Биография

Ранние  годы

     Филипп  Бруно родился в местечке Нола, провинциальном городе Неаполитанского королевства в 1548 году. Его отец, Джованни Бруно, был военным, его мать звали Фраулиса Саволина. Надо отметить, что местность, где родился Бруно никогда не подвергалась неприятельскому разорению, поэтому Нола, основанная греческими выходцами в восьмом веке до Р.Х., смогла сохранить дух эллинизма до позднейших времён. Если к этому добавить богатейшую природу, то мы можем представить какое впечатление производил этот земной рай на одарённого мальчика. Впечатления родного пейзажа не покидают его потом никогда. Можно отметить, что первые 10 лет Бруно прошли в замечательно благоприятных отношениях как относительно природы, так и окружавших его людей.

       Бруно в 10 лет отвезли к дяде в Неаполь, дядя содержал учебный пасион. Здесь Бруно пользовался частными уроками августинского монаха Теофила Варрано, о котором он вспоминал всегда с большим уважением. В 1562 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано, под которым впоследствии стал известен всему образованному миру.

     Что, однако,  побудило пятнадцатилетнего, богато одарённого юношу поступить  в монастырь? Вероятнее всего, Бруно хотел дополнить там своё образование, ведь в те времена монастыри считались центрами умственной жизни. Монастыри также обеспечивали монахам средства к существованию предоставляли им достаточно досуга, чтобы заниматься, как того хотел Бруно, наукой и философией.

     За  время пребывания в монастыре  молодой монах приобрёл поразительно обширные сведения по всем отраслям человеческого  знания. Из представителей греческой  мысли на него оказали наибольшее влияние элейская  и Эмпедокл наряду с Платоном и Аристотелем, и в особенности неоплатоники с Плотином во главе. Бруно познакомился также с каббалою, учением средневековых евреев о Едином. Между арабскими учёными, которые тогда изучались в латинских переводах, Бруно отдавал преимущество Альгацали и Авероэсу. Из схоластиков он изучал сочинения Фомы Аквинского и натурфилософские произведения немецкого кардинала Николая Кузанского.

       В промежутках между своими  учёными занятиями Бруно, тайком  от своего монастырского начальства, писал комедии и диалоги в  которых бичевал недостатки своих современников, в особенности их суеверие, вера в алхимию и колдовство.

       Благодаря своему гению и усиленному  труду Бруно ещё в монастыре  окончательно выработал своё  самостоятельное и совершенно  независимое от учения церкви  миросозерцание, однако под страхом тяжкой ответственности ему приходилось тщательно скрывать свои убеждения.

     Вскоре  за сомнения относительно пресуществления  и непорочного зачатия Девы Марии, навлек на себя подозрения, также он вынес из кельи иконы и оставил лишь Распятие. Дело могло принять очень серьёзный оборот, но, к счастью Бруно, монастырское начальство снисходя к молодости обвиняемого, отнеслось не очень строго к его проступку и на первый раз обвинению не был дан дальнейший ход.

       В 1572 году, двадцати четырёх лет  от роду, Бруно получил сан священника в Кампанье. Священнические обязанности давали Бруно возможность отлучаться из монастыря, что давало ему доступ к тем сочинениям, с которыми он не мог познакомиться, живя исключительно в монастыре.  Так, здесь на свободе, он прочёл труды первых гуманистов, сочинения некоторых итальянских философов о природе, а главное, познакомился с появившейся тогда впервые в сокращённом виде книгою Коперника «Об обращении небесных тел».  Это сочинение окончательно укрепило Бруно в его научном мировоззрении.

       Едва он вернулся из Кампаньи  обратно в монастырь, как против него были выдвинуты новые обвинения. В 1575 году местному начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, надеясь встретить у прокурора ордена более беспристрастное к себе отношение. Но вскоре ему пришлось покинуть Рим, Бруно отправляется на корабле в Геную. В Генуе Бруно пробыл всего три дня, так как там свирепствовала чума. Затем он перебрался в Венецию, оттуда в Падую. Оттуда Бруно хотел попасть в Лион, но изменил своё решение и отправился в Женеву. С этих пор он скитался по Европе.

Годы  странствий

     Пробыв  в Женеве около двух месяцев, Бруно  отправился в Лион, однако не найдя  там в течение месяца занятий, в середине 1578 года перебрался в Тулузу, которая славилась в то время своим университетом с десятью тысячами слушателей. В течении двух лет он непрерывно читал лекции на философские темы. Бруно ярый противник Аристотеля, не стеснялся на лекциях делать нападки на великого стагирита, авторитет которого в то время непоколибимым. Логика и физика Аристотеля, вместе с астрономической системой Птолемея, считались тогда нераздельными частями христианской веры. В 1624 году, через четверть столетия после смерти Бруно. Априжский парламент издал декрет, запрещавший публично поддерживать тезисы против Аристотеля, а в 1629 году тот же парламент по настоянию Сорбонны постановил, что противоречить аристотелю – значит идти против церкви.

           Отрицательное отношение  как к Аристотелю, так и к учёному сословию тогдашнего времени, всюду окружало Бруно враждебной атмосферой и превратило его жизнь в постоянную борьбу с учёным цехом, тем более, что пылкость, с какою он выступал в защиту своей философии, резко противоречила равнодушию остальных философов к своему предмету. Бруно, взирая на свой богатый жизненный опыт, мог сказать, что «истина и справедливость покинули мир с тех пор, как мнения сект и школ сделались средством к существованию», и далее- что «самые жалкие из людей- это те, кто из-за куска хлеба занимаются философией».

     Вражда  к Бруно со стороны профессуры университета сделали его пребывание в Тулузе затруднительным. Поэтому  в мае 1580 года Бруно отправился в  Париж.

     В столице Франции на Бруно обратил внимание король Генрих III, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

     Сначала 35-летний философ жил в Лондоне у французского посланника в Англии де Кастельно, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности вселенной и мирах» (1584 год). Пребывание в Лондоне было лучшим временем в жизни Джордано Бруно.

     В Англии Джордано Бруно пытался убедить  высокопоставленных лиц елизаветинского  королевства в истинности идей Коперника, согласно которой Солнце, а не Земля  находится в центре планетарной  системы. Это было до того, как Галилей  обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твердо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путем пришел к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

     После того как де Кастельно был отозван со своего поста назад в Париж в 1585, Бруно последовал за ним во Францию, затем вынужден был перебраться в Германию.

     В Виттенбергском университете, который  считался первым в Германии, Бруно  читал лекции до 8 марта 1588 года, после  чего последовал в Прагу, затем вернулся в Германию. Здесь, поскитавшись, он остановился во Франкфурте, где проходила ежегодная книжная ярмарка.

Суд и казнь

     В 1591 году Бруно принял приглашение  от молодого венецианского аристократа  Джованни Мочениго по обучению искусству  памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

     «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».

     25 мая 1592 года Мочениго направил  на Бруно первое дополнение к своему доносу и принял присягу в подтверждение справедливости своих показаний.новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс.

     27 февраля 1593 года Бруно был перевезён  в Рим. В Римских тюрьмах  он провёл шесть лет, не соглашаясь  признать свои научные и религиозные  убеждения ошибкой.

     20 января 1600 года Папа римский одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

     9 февраля инквизиционный трибунал  своим приговором признал Бруно  «нераскаявшимся, упорным и непреклонным  еретиком». Бруно был лишён  священнического сана и отлучён  от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

     В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом  выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил «Сжечь — не значит опровергнуть!»

Информация о работе Джордано Бруно