Двойственность истины и концепция гармонизации разума и веры Ф.Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:31, реферат

Описание работы

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.
Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

Содержание

I. Биография ................................................................................... 3
II. Теория познания…………………………………………………………………….. 5
1. Чувственное познание........................................................... 6
2. Интеллектуальное познание.............................................. 8
3. Теория истины………………………………………………………………….... 10
4. Критерий истины.................................................................... 11
III. Заключение……………………………………………………………………………… 12
IV. Использованная литература……………………………………………….. 13

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

       Человеческая душа наделена умом именно потому, что сопричастна более высокому, чем она, интеллектуальному органу, то есть активному интеллекту, который оказывает ей помощь в интеллектуальном познании.

      Абстрагированные из чувственных  образов интеллектуальные познавательные формы помещаются в следующий орган души – возможностный интеллект.4 Необходимость существования подобного познавательного органа вытекает, по мнению Фомы, из того, что интеллект, как основа интеллектуальной деятельности, является не телом, а формой человеческого тела и потому не может соединиться с ним непосредственно. Поэтому возможный интеллект может входить в контакт с телом лишь посредством интеллектуальной познавательной формы, которая является его формой. Следовательно, можно сказать, что природа общих интеллектов одна и та же, но, тем не менее, между ними имеются функциональные различия. Как тот, так и другой, будучи органами души, являются отделенными, то есть не являются актом тела. Воспринимая познавательные формы объектов, возможностный интеллект как бы отождествляется с вещами. Однако в возможностном интеллекте интеллектуальные познавательные формы могут находиться в различных состояниях: иногда интеллект остается по отношению к ним лишь в возможности; иногда же они полностью актуализируются; и, наконец, познавательные формы находятся в промежуточном состоянии между возможностью и актом, и тогда, как утверждает Фома, интеллект "подготовлен к познанию".

        Интеллект выполняет в процессе  интеллектуального познания три  основные операции: 1) создание понятий; 2) соединение и разъединение;        3) рассуждение. Разум выполняет именно третью функцию, то есть связывает суждения в определенный ход рассуждений.

       В противоположность усложненному  человеческому познанию ангельское  и божественное познание, согласно Фоме, является простым, и, следовательно, более высоким и совершенным. Среди существ, состоящих из материи и форм, человеческое познание - самое совершенное, однако по сравнению с познанием чистых духов оно несовершенно. Человек ничего не познает посредством своей сущности, он познает все лишь при помощи чувственных и интеллектуальных познавательных форм. Ангел же, который самого себя познает посредством своей сущности, а все остальное - при помощи интеллектуальных познавательных форм, заложенных в него богом. Согласно Фоме, лишь первая функция интеллекта в зачаточной ступени уподобляет наше познание познанию чистых духов. Если же речь идет о боге, то его познание выше не только человеческого, но и ангельского познания. Он видит все в себе посредством своей сущности.

3. Теория     истины 

      Теория истины Фомы тесно связана  с его метафизикой, так и  с теорией познания в целом. "Каждая вещь, - утверждает Фома, - постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству  с богом... Подобно тому, как души и другие вещи называются истинными по своей природе, поскольку им присуще сходство с этой высшей природой, которая, являясь своим понятым бытием, есть сама истина, так и то, что познается душой, есть истина, поскольку в ней существует сходство с той божественной истиной, которую познает бог".5

       Томисткая истина - это соответствие  разума действительности, но не  той, которая естественно существует, а действительности, созданной богом.  Таким образом, мы имеем здесь  дело с истиной в онтологическом и логическом смысле. Логическая истинность присуща нашим суждениям, онтологическая же - вещам. Познающий субъект не может быть мерой вещей, а должен приспосабливаться к ним, в противном случае он был бы их создателем. Таким образом, логическая истина является низшим видом истины, подчиненным истине онтологической, божественной.6

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Критерий    истины 

     В тесной связи с томистской  концепцией истины находится критерий истинности "естественного" знания. Это критерий, по мнению Фомы, содержится в первых принципах, которые потенциально существуют в любом познающем субъекте. Аквинат понимает под ними так называемые высшие законы мышления, а именно принцип тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти принципы существуют в разуме как врожденные знания, но мы их сознаем под влиянием опыта. По мнению Аквинского, высшие принципы мышления, которые выступают в качестве критерия знания, не являющегося откровением, также врожденны, с той только разницей, что человек осознает их благодаря опыту.

      Таким образом, томистский критерий  истины также подчинен теологическим  целям и служит доказательству  зависимости человека, его несовершенства  по сравнению с творцом. "Божественная  истина, - пишет Фома, - есть мера всякой истины. Поскольку бог - это первый ум и первый объект понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной".

      Фома считает, что человек является  единством тела и души. Тело  выполняет функцию возможности,  душа же есть его форма, акт. Однако, защищая самостоятельность и бессмертие души, Аквинат вводит понятие полных и неполных субстанций. Полной субстанцией является человек как единство тела и души, душа же, взятая отдельно, представляет собой неполную субстанцию. Тело не является оковами души, напротив, их соединение - благо для души. Бог, создав душу и вдохнув ее в человеческий эмбрион, как бы приспосабливает ее к тому телу, которое должно составлять основу ее индивидуальности и бессмертия. В иерархии видов земного бытия она является самой совершенной формой, самостоятельной, способной существовать без материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек оказался помещенным посредине - между животным миром и ангелами.

                                          

III.  Заключение 

     Из различия форм, являющихся  подобием бога в вещах, Фома  выводит систему порядка материального  мира. Формы вещей независимо  от степени их совершенства  сопричастны творцу, благодаря чему  занимают определенное место  в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

       Таким образом, согласно учению  Фомы, различия в функциях, выполняемых  людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.     

       Философия Фомы Аквинского не  сразу получила всеобщее признание  среди схоластических течений  средневековья.7 Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе с всякими движениями, направленными против ее интересов.

      С этого времени на протяжении  нескольких столетий философия  Фомы Аквинского культивировалась.  
 
 
 

IV.Использованная литература: 

  1. Боргош  Юзеф. Фома Аквинский  М.,1975. – 504с.
  2. Соколов В.В. "История древней и средневековой зарубежной философии". М., 1979. – 623с.
  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.
  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. – 589с.
    1. Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М., 1986.
  1. Краткая философская энциклопедия / Сост. Е.Ф. Губский. – М.: Прогресс, 1994. – 575 с. 

Информация о работе Двойственность истины и концепция гармонизации разума и веры Ф.Аквинского