Человеческая душа наделена умом именно
потому, что сопричастна более высокому,
чем она, интеллектуальному органу, то
есть активному интеллекту, который оказывает
ей помощь в интеллектуальном познании.
Абстрагированные из чувственных
образов интеллектуальные познавательные
формы помещаются в следующий орган души
– возможностный
интеллект.4 Необходимость существования
подобного познавательного органа вытекает,
по мнению Фомы, из того, что интеллект,
как основа интеллектуальной деятельности,
является не телом, а формой человеческого
тела и потому не может соединиться с ним
непосредственно. Поэтому возможный интеллект
может входить в контакт с телом лишь посредством
интеллектуальной познавательной формы,
которая является его формой. Следовательно,
можно сказать, что природа общих интеллектов
одна и та же, но, тем не менее, между ними
имеются функциональные различия. Как
тот, так и другой, будучи органами души,
являются отделенными, то есть не являются
актом тела. Воспринимая познавательные
формы объектов, возможностный интеллект
как бы отождествляется с вещами. Однако
в возможностном интеллекте интеллектуальные
познавательные формы могут находиться
в различных состояниях: иногда интеллект
остается по отношению к ним лишь в возможности;
иногда же они полностью актуализируются;
и, наконец, познавательные формы находятся
в промежуточном состоянии между возможностью
и актом, и тогда, как утверждает Фома,
интеллект "подготовлен к познанию".
Интеллект выполняет в процессе
интеллектуального познания три
основные операции: 1) создание понятий;
2) соединение и разъединение;
3) рассуждение. Разум выполняет именно
третью функцию, то есть связывает суждения
в определенный ход рассуждений.
В противоположность усложненному
человеческому познанию ангельское
и божественное познание, согласно
Фоме, является простым, и, следовательно,
более высоким и совершенным. Среди существ,
состоящих из материи и форм, человеческое
познание - самое совершенное, однако по
сравнению с познанием чистых духов оно
несовершенно. Человек ничего не познает
посредством своей сущности, он познает
все лишь при помощи чувственных и интеллектуальных
познавательных форм. Ангел же, который
самого себя познает посредством своей
сущности, а все остальное - при помощи
интеллектуальных познавательных форм,
заложенных в него богом. Согласно Фоме,
лишь первая функция интеллекта в зачаточной
ступени уподобляет наше познание познанию
чистых духов. Если же речь идет о боге,
то его познание выше не только человеческого,
но и ангельского познания. Он видит все
в себе посредством своей сущности.
3.
Теория
истины
Теория истины Фомы тесно связана
с его метафизикой, так и
с теорией познания в целом.
"Каждая вещь, - утверждает Фома,
- постольку называется истинной,
поскольку приближается к сходству
с богом... Подобно тому, как души и другие
вещи называются истинными по своей природе,
поскольку им присуще сходство с этой
высшей природой, которая, являясь своим
понятым бытием, есть сама истина, так
и то, что познается душой, есть истина,
поскольку в ней существует сходство с
той божественной истиной, которую познает
бог".5
Томисткая истина - это соответствие
разума действительности, но не
той, которая естественно существует,
а действительности, созданной богом.
Таким образом, мы имеем здесь
дело с истиной в онтологическом
и логическом смысле. Логическая истинность
присуща нашим суждениям, онтологическая
же - вещам. Познающий субъект не может
быть мерой вещей, а должен приспосабливаться
к ним, в противном случае он был бы их
создателем. Таким образом, логическая
истина является низшим видом истины,
подчиненным истине онтологической, божественной.6
4.
Критерий
истины
В тесной связи с томистской
концепцией истины находится критерий
истинности "естественного" знания.
Это критерий, по мнению Фомы, содержится
в первых принципах, которые потенциально
существуют в любом познающем субъекте.
Аквинат понимает под ними так называемые
высшие законы мышления, а именно принцип
тождества, противоречия, исключенного
третьего и достаточного основания. Эти
принципы существуют в разуме как врожденные
знания, но мы их сознаем под влиянием
опыта. По мнению Аквинского, высшие принципы
мышления, которые выступают в качестве
критерия знания, не являющегося откровением,
также врожденны, с той только разницей,
что человек осознает их благодаря опыту.
Таким образом, томистский критерий
истины также подчинен теологическим
целям и служит доказательству
зависимости человека, его несовершенства
по сравнению с творцом. "Божественная
истина, - пишет Фома, - есть мера всякой
истины. Поскольку бог - это первый ум и
первый объект понимания, всякая разумная
истина должна измеряться его истиной".
Фома считает, что человек является
единством тела и души. Тело
выполняет функцию возможности,
душа же есть его форма, акт. Однако, защищая
самостоятельность и бессмертие души,
Аквинат вводит понятие полных и неполных
субстанций. Полной субстанцией является
человек как единство тела и души, душа
же, взятая отдельно, представляет собой
неполную субстанцию. Тело не является
оковами души, напротив, их соединение
- благо для души. Бог, создав душу и вдохнув
ее в человеческий эмбрион, как бы приспосабливает
ее к тому телу, которое должно составлять
основу ее индивидуальности и бессмертия.
В иерархии видов земного бытия она является
самой совершенной формой, самостоятельной,
способной существовать без материи, но
она ниже чистых духов. Таким образом,
человек оказался помещенным посредине
- между животным миром и ангелами.
III.
Заключение
Из различия форм, являющихся
подобием бога в вещах, Фома
выводит систему порядка материального
мира. Формы вещей независимо
от степени их совершенства
сопричастны творцу, благодаря чему
занимают определенное место
в универсальной иерархии бытия. Это
касается всех областей материального
мира и общества. По мнению Фомы, необходимо,
чтобы одни занимались сельским хозяйством,
другие были пастухами, а третьи - строителями.
Для божественной гармонии социального
мира необходимо также, чтобы существовали
люди, занимающиеся духовным трудом и
работающие физически. Каждый человек
выполняет определенную функцию в жизни
общества, и все творят определенное благо.
Таким образом, согласно учению
Фомы, различия в функциях, выполняемых
людьми, являются результатом не общественного
разделения труда, а целевой деятельности
бога. Социальное и классовое неравенство
- это не следствие антагонистических
производственных отношений, а отражение
иерархии форм в вещах. Все это по существу
служило Аквинату для оправдания феодальной
социальной лестницы.
Философия Фомы Аквинского не
сразу получила всеобщее признание
среди схоластических течений
средневековья.7 Фома Аквинский
имел противников в ордене доминиканцев,
среди некоторых представителей духовенства,
латинскими аверроистами. Однако, несмотря
на первоначальные нападки, с XIV в. Фома
становится высшим авторитетом церкви,
признавшей его доктрину в качестве своей
официальной философии. С этого времени
церковь использует его учение в борьбе
с всякими движениями, направленными против
ее интересов.
С этого времени на протяжении
нескольких столетий философия
Фомы Аквинского культивировалась.
IV.Использованная
литература:
- Боргош
Юзеф. Фома Аквинский
М.,1975. – 504с.
- Соколов
В.В. "История древней
и средневековой зарубежной
философии". М., 1979.
– 623с.
- Чанышев
А.Н. Курс лекций по древней
и средневековой философии.
М..1991.- 603с.
- Гуревич
А.Я. Средневековый мир.
М., 1990. – 589с.
- Дзикевич
Е. А. Философско-эстетические
взгляды Фомы Аквинского.
М., 1986.
- Краткая
философская энциклопедия /
Сост. Е.Ф. Губский. –
М.: Прогресс, 1994. – 575
с.