Человеческая душа наделена умом именно 
потому, что сопричастна более высокому, 
чем она, интеллектуальному органу, то 
есть активному интеллекту, который оказывает 
ей помощь в интеллектуальном познании.
      
Абстрагированные из чувственных 
образов интеллектуальные познавательные 
формы помещаются в следующий орган души 
– возможностный 
интеллект.4 Необходимость существования 
подобного познавательного органа вытекает, 
по мнению Фомы, из того, что интеллект, 
как основа интеллектуальной деятельности, 
является не телом, а формой человеческого 
тела и потому не может соединиться с ним 
непосредственно. Поэтому возможный интеллект 
может входить в контакт с телом лишь посредством 
интеллектуальной познавательной формы, 
которая является его формой. Следовательно, 
можно сказать, что природа общих интеллектов 
одна и та же, но, тем не менее, между ними 
имеются функциональные различия. Как 
тот, так и другой, будучи органами души, 
являются отделенными, то есть не являются 
актом тела. Воспринимая познавательные 
формы объектов, возможностный интеллект 
как бы отождествляется с вещами. Однако 
в возможностном интеллекте интеллектуальные 
познавательные формы могут находиться 
в различных состояниях: иногда интеллект 
остается по отношению к ним лишь в возможности; 
иногда же они полностью актуализируются; 
и, наконец, познавательные формы находятся 
в промежуточном состоянии между возможностью 
и актом, и тогда, как утверждает Фома, 
интеллект "подготовлен к познанию".
        
Интеллект выполняет в процессе 
интеллектуального познания три 
основные операции: 1) создание понятий; 
2) соединение и разъединение;        
3) рассуждение. Разум выполняет именно 
третью функцию, то есть связывает суждения 
в определенный ход рассуждений.
       
В противоположность усложненному 
человеческому познанию ангельское 
и божественное познание, согласно 
Фоме, является простым, и, следовательно, 
более высоким и совершенным. Среди существ, 
состоящих из материи и форм, человеческое 
познание - самое совершенное, однако по 
сравнению с познанием чистых духов оно 
несовершенно. Человек ничего не познает 
посредством своей сущности, он познает 
все лишь при помощи чувственных и интеллектуальных 
познавательных форм. Ангел же, который 
самого себя познает посредством своей 
сущности, а все остальное - при помощи 
интеллектуальных познавательных форм, 
заложенных в него богом. Согласно Фоме, 
лишь первая функция интеллекта в зачаточной 
ступени уподобляет наше познание познанию 
чистых духов. Если же речь идет о боге, 
то его познание выше не только человеческого, 
но и ангельского познания. Он видит все 
в себе посредством своей сущности.
3. 
Теория     
истины 
      
Теория истины Фомы тесно связана 
с его метафизикой, так и 
с теорией познания в целом. 
"Каждая вещь, - утверждает Фома, 
- постольку называется истинной, 
поскольку приближается к сходству 
с богом... Подобно тому, как души и другие 
вещи называются истинными по своей природе, 
поскольку им присуще сходство с этой 
высшей природой, которая, являясь своим 
понятым бытием, есть сама истина, так 
и то, что познается душой, есть истина, 
поскольку в ней существует сходство с 
той божественной истиной, которую познает 
бог".5
       
Томисткая истина - это соответствие 
разума действительности, но не 
той, которая естественно существует, 
а действительности, созданной богом. 
Таким образом, мы имеем здесь 
дело с истиной в онтологическом 
и логическом смысле. Логическая истинность 
присуща нашим суждениям, онтологическая 
же - вещам. Познающий субъект не может 
быть мерой вещей, а должен приспосабливаться 
к ним, в противном случае он был бы их 
создателем. Таким образом, логическая 
истина является низшим видом истины, 
подчиненным истине онтологической, божественной.6
                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. 
Критерий    
истины 
     В тесной связи с томистской  
концепцией истины находится критерий 
истинности "естественного" знания. 
Это критерий, по мнению Фомы, содержится 
в первых принципах, которые потенциально 
существуют в любом познающем субъекте. 
Аквинат понимает под ними так называемые 
высшие законы мышления, а именно принцип 
тождества, противоречия, исключенного 
третьего и достаточного основания. Эти 
принципы существуют в разуме как врожденные 
знания, но мы их сознаем под влиянием 
опыта. По мнению Аквинского, высшие принципы 
мышления, которые выступают в качестве 
критерия знания, не являющегося откровением, 
также врожденны, с той только разницей, 
что человек осознает их благодаря опыту.
      
Таким образом, томистский критерий 
истины также подчинен теологическим 
целям и служит доказательству 
зависимости человека, его несовершенства 
по сравнению с творцом. "Божественная 
истина, - пишет Фома, - есть мера всякой 
истины. Поскольку бог - это первый ум и 
первый объект понимания, всякая разумная 
истина должна измеряться его истиной".
      
Фома считает, что человек является 
единством тела и души. Тело 
выполняет функцию возможности, 
душа же есть его форма, акт. Однако, защищая 
самостоятельность и бессмертие души, 
Аквинат вводит понятие полных и неполных 
субстанций. Полной субстанцией является 
человек как единство тела и души, душа 
же, взятая отдельно, представляет собой 
неполную субстанцию. Тело не является 
оковами души, напротив, их соединение 
- благо для души. Бог, создав душу и вдохнув 
ее в человеческий эмбрион, как бы приспосабливает 
ее к тому телу, которое должно составлять 
основу ее индивидуальности и бессмертия. 
В иерархии видов земного бытия она является 
самой совершенной формой, самостоятельной, 
способной существовать без материи, но 
она ниже чистых духов. Таким образом, 
человек оказался помещенным посредине 
- между животным миром и ангелами.
                                          
III.  
Заключение 
     
Из различия форм, являющихся 
подобием бога в вещах, Фома 
выводит систему порядка материального 
мира. Формы вещей независимо 
от степени их совершенства 
сопричастны творцу, благодаря чему 
занимают определенное место 
в универсальной иерархии бытия. Это 
касается всех областей материального 
мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, 
чтобы одни занимались сельским хозяйством, 
другие были пастухами, а третьи - строителями. 
Для божественной гармонии социального 
мира необходимо также, чтобы существовали 
люди, занимающиеся духовным трудом и 
работающие физически. Каждый человек 
выполняет определенную функцию в жизни 
общества, и все творят определенное благо.
       
Таким образом, согласно учению 
Фомы, различия в функциях, выполняемых 
людьми, являются результатом не общественного 
разделения труда, а целевой деятельности 
бога. Социальное и классовое неравенство 
- это не следствие антагонистических 
производственных отношений, а отражение 
иерархии форм в вещах. Все это по существу 
служило Аквинату для оправдания феодальной 
социальной лестницы.      
       
Философия Фомы Аквинского не 
сразу получила всеобщее признание 
среди схоластических течений 
средневековья.7 Фома Аквинский 
имел противников в ордене доминиканцев, 
среди некоторых представителей духовенства, 
латинскими аверроистами. Однако, несмотря 
на первоначальные нападки, с XIV в. Фома 
становится высшим авторитетом церкви, 
признавшей его доктрину в качестве своей 
официальной философии. С этого времени 
церковь использует его учение в борьбе 
с всякими движениями, направленными против 
ее интересов.
      
С этого времени на протяжении 
нескольких столетий философия 
Фомы Аквинского культивировалась.  
 
 
 
IV.Использованная 
литература: 
  - Боргош 
  Юзеф. Фома Аквинский 
  М.,1975. – 504с.
 
  - Соколов 
  В.В. "История древней 
  и средневековой зарубежной 
  философии". М., 1979. 
  – 623с.
 
  - Чанышев 
  А.Н. Курс лекций по древней 
  и средневековой философии. 
  М..1991.- 603с.
 
  - Гуревич 
  А.Я. Средневековый мир. 
  М., 1990. – 589с.
 
  
  - Дзикевич 
  Е. А. Философско-эстетические 
  взгляды Фомы Аквинского. 
  М., 1986. 
 
  - Краткая 
  философская энциклопедия / 
  Сост. Е.Ф. Губский. – 
  М.: Прогресс, 1994. – 575 
  с.