Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:31, реферат
Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.
Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.
I. Биография ................................................................................... 3
II. Теория познания…………………………………………………………………….. 5
1. Чувственное познание........................................................... 6
2. Интеллектуальное познание.............................................. 8
3. Теория истины………………………………………………………………….... 10
4. Критерий истины.................................................................... 11
III. Заключение……………………………………………………………………………… 12
IV. Использованная литература……………………………………………….. 13
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Кафедра философии
Дисциплина: Философия
Реферат
Двойственность
истины и концепция
гармонизации разума
и веры Ф.Аквинского
Руководитель: А.В. Воецкий
Санкт-Петербург
2009
Оглавление:
I.
Биография ..............................
II.
Теория познания…………………………………………………………
1. Чувственное познание..........
2. Интеллектуальное познание.....
3. Теория истины……………………………………………
4. Критерий истины...............
III.
Заключение……………………………………………………
IV.
Использованная литература………………………………………………..
13
I.
Биография
Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.
Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.
На 5-ом году жизни Фому
В 1244г. Фома принимает
Во время пребывания в
В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма".
Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других. Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.
В 1272г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273г. Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.
Спустя 2 года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.
После смерти ему был присвоен
титул "ангельский доктор". В 1323г.,
во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома
был причислен к лику святых, а в 1567г. признан
пятым "учителем церкви".
II.
Теория познания
Фома Аквинский в своих работах, посвященных теории познания очень часто отмечает большую роль эмпирии и чувственного познания, почти во всех трудах используются понятия "опыт", "чувства", "чувственное познание". Фома неоднократно подчеркивал, что "всякое естественное знание происходит из чувств", что предметом познания является действительность вне чувств, независимая от субъекта, или от человеческого сознания. Аквинский считал, что сущность познания заключается в том, что познающий становится познаваемым. Это происходит потому, что ум нетелесен и не может подвергаться воздействию чувственных вещей. Рациональное познание всегда является общим, и потому отдельные, единичные вещи не могут быть его объектом. Если в единичных вещах индивидуальным является материя, то общим должно быть нечто нематериальное. Этот вывод следует из того факта, что интеллект, как познающий орган души не может подвергаться воздействию материальных предметов. Субъект в известном смысле уподобляется объекту, но не материальной его форме, а духовной, идеальной. По мнению Аквинского, познание основано на способности воспринимать от единичных вещей духовные познавательные формы, и является способностью сопричаствовать нематериальному божественному существованию1. А потому, это следы бога в естественных предметах, "открытие" их зависимости от творца. Весь процесс познания у Фомы подчинен открытию в вещах конечной, божественной причины.
1.
Чувственное
познание
Фома начинает анализ процесса
познания с объяснения
В иерархии пяти внешних
Внешние чувства, связывающие
человека со средой, подвергаются
воздействию материальных тел, которые
отпечатывают на них чувственные образы
единичных предметов. Фома утверждает,
что всякое чувственное познание является
просто отождествление в определенном
отношении субъекта с познаваемой вещью,
которое происходит при посредстве формы.
Поэтому получение чувствами ощущений
не может иметь чисто материального характера.
В ходе чувственного познания, по мнению
Фомы, происходят два изменения. Первое
из них носит материальный характер, второе
- нематериальный. "Естественное изменение,
- пишет Фома в "Теологической сумме",
- основано на том, что субъект, подвергающийся
изменениям, принимает форму субъекта,
производящего изменение в его естественном
существовании; так в нагретом предмете
находится тепло. Нематериальное же изменение
возникает тогда, когда форму субъекта,
вызывающего изменение, принимает субъект,
подвергающийся этому изменению в его
нематериальном существовании".
Фома считает, что для
Также в познании имеется
Понимание отдельных вещей,
Заключительным аккордом
2.
Интеллектуальное
познание
Фома Аквинский, исходя из
Подобно всякому органу
Информация о работе Двойственность истины и концепция гармонизации разума и веры Ф.Аквинского