Духовный мир человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Содержание

1. Духовный мир человека
Введение стр.3
1.1. Духовный мир человека стр.4
1.2 Мировоззрение человека стр.5
1.3. Ценности стр.6
1.4.Основные типы жизненных стратегий в современном обществе стр.8
1.4.1. Стратегии жизненного благополучия
1.4.2. Стратегии жизненного успеха
1.4.3. Стратегии жизненной самореализации
1.5. Проблема смерти в духовном опыте человечества стр.10
Заключение стр.12
2. Социальные отношения и взаимодействия
Введение стр.13
2.1. Социальные отношения и взаимодействия стр.14
2.2. Многообразие социальных групп стр.16
2.3. Стратификация стр.19
2.4. Социальный статус стр.21
2.5. Социальная мобильность стр.22
2.6. Социальные процессы в современной России стр.24
Заключение стр.27
Список использованной литературы стр.28

Работа содержит 1 файл

Контрольная 2й курс.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте. Теория социальной мобильности всесторонне  разработана П. Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927) и др. исследованиях.

Социальная  мобильность – это перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т. п.) социальную мобильность. Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов). От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

Напротив, циркулярная  или обменная социальная мобильность, иногда называемая также истинной, заключается во взаимном «обмене» индивидами между слоями. Она характеризует  социальные перемещения, которые происходят в силу личных достижений или неудач индивидов, а также появления новых системных возможностей (политических, юридических, образовательных). Например, в СССР мобильность между стратами рабочих и инженеров имела одностороннюю направленность: рабочий, получив соответствующее образование, мог стать инженером, но не наоборот.

Важно различать Вертикальные и горизонтальные социальные перемещения. Понятие социального перемещения шире, чем понятие социальной мобильности. Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

Понятие «социальная  мобильность» обычно связывают с  вертикальными перемещениями –  из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная  социальная мобильность – это переход из одной социальной группы в другую Без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная  социальная мобильность – это переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью. Так, характеризуя в этом качестве школу, Сорокин пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального знания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и, благодаря нему, возвыситься».

В зависимости  от точки отсчета различают межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Еще в конце 90-х  гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения. Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является Маргинализация значительной части населения страны. 
 

2.6. Социальные процессы в современной России

«Под социальными  процессами понимаются социальные изменения, представляющие собой совокупные, однонаправленные и повторяющиеся действия индивидов, групп и т.д.» [14-с.19] В ходе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйственно-экономического класса, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т. д.). В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада Советского государства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г . он повысился до двенадцати, а в настоящее время — до двадцати пяти. Складывается противоречие, имеющее ярко выраженный социально-экономический характер, — между богатыми и бедными. Причем, данная проблема проявляется не только в мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге, — но и в провинции. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых групп социального риска, к которым относятся инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи. В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.). Средний класс — слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим классами. Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической демократизации общества. В-шестых, наблюдается широкая маргинализация общества. Причем она обусловлена как массовым переходом из низших слоев общества в более высокие (так называемая восходящая мобильность), так и, наоборот, переходом из высших в низшие слои (нисходящая мобильность). Маргинальные слои формируются в большинстве случаев из бывших работников умственного труда (инженеров, работников научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро), беженцев из других республик СНГ, женщин в возрасте старше 55 лет и молодежи. Особую обеспокоенность вызывает процесс роста слоя маргиналов, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированные (от нем. Lumpen — лохмотья) слои (нищие, бомжи, бродяги). В-седьмых, происходит нарастание социальных различий по территориям страны. Социальные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе, на селе, в различных регионах России. В-восьмых, каждая социальная страта российского общества научилась жить своей внутренней жизнью, не обращая внимания на остальных. Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлагаются различные теоретические схемы, объясняющие расслоение современного российского общества. Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная на базе данных, полученных в ходе исследований, которые проводились Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в середине 1990-х годов. В стратификационной структуре современного российского общества выделяются четыре основных слоя: верхний, средний, базовый и нижний. Наряду с этими основными слоями существует «социальное дно», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т. д. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества

—       Социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации.

—        Процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.

—        Падение социального статуса интеллектуального труда.

—       Усложнение социальной структуры общества.

—        Размывание интеллигенции, которое проявляется в массовом уходе индивидов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства («утечка мозгов»).

—        Быстрый рост социально-территориальных различий.

—        Маргинализация общества.

—        Криминализация части российской молодежи. Таким образом, социальные процессы в современной России отличаются сложностью и противоречивостью. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Заключение.

Наряду  с негативными процессами, происходящими  в нашей стране, как то: обнищание  масс, деградация прежней социальной структуры, резкое расслоение общества, нарастание социальной напряженности, появились возможности для дальнейшего эволюционного развития общества через увеличение разнообразия элементов, связей социальной системы, изменение ценностей, изменение потребностей индивидов, которые совершились в нашей стране.

Не скованные  политико-идеологической регламентацией социальные процессы предполагают социально  вычленившегося, независимого индивида, также как и существование  и развитие этого индивида предполагает нерегламентированную социальную среду. Именно такой характер социальной жизни, подчиняющийся своим собственным закономерностям с прозрачными, весьма динамичными социальными перегородками, опирающийся на независимого активного индивида, является свойственным современному обществу.

Социальные связи и отношения стали более независимыми и основываются на индивидуальности человека, возросших возможностях выбора своей социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных общностей.

Эти изменения происходят в рамках общечеловеческих социальных и культурных процессов. Широкое распространение получила идея общепланетарного единства человечества, осознание глобализации общественных процессов, что означает, что человечество входит в единую систему социально-культурных. экономических и иных взаимодействий и отношений и процессы, происходящие в нашей стране, являются их неотьемлемой частью.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

   1. Андреев Д. Л. Роза Мира (Метафилософия  истории).- М.:Прометей, 1991. - 288с.

   2. Арефьева Г.С. Общество как  объект социально-философского анализа.  М.,1995.

   3. Барулин В.С. Социальная философия.  М.,1999

    4. Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу

    5. Блаватская  Е. П. Тайная доктрина (Синтез  науки, религии и философии). - М.:Т - Око, 1991. Т.1 - 845с. Т.2 - 1008с.

    6. Будков  В. А. Философские аспекты экологии  человека в свете воззрений Русского космизма. - Труды Московского филиала СибНИЦАЯ, вып.1, М.:1994, - 72с.

    7. Куда  идет Россия? Альтернативы общественного  развития. М.,1994.

   8. Кураев А. О вере и знании - без антиномий // Вопросы философии, 1992, N7, с.46.

    9. Леонов  Л. М. Пирамида. Роман - наваждение в трех частях // Наш современник, 1994, вып. 1 - 192 с., вып.2 - 256 с., вып.3 - 240 с.

    10. Маркс  К., Энгельс Ф. Полное собрание  сочинений. Т.46., Ч.1

    11. Никитин  Е. П. Духовный мир: органический  космос или разбегающаяся вселенная// Вопросы философии, 1991, N8, с.3 - 12.

    12. Осадчая  Г.И. Социальная сфера общества: Теория и методология социологического  анализа. М.,1996.

    13. Подойницына  И.И. Общество открытых классов:  очерки о моделях социальных  структур. Новосибирск,1999.

    14. Полторак В.А. Социология труда и управления. Киев,1998.

    15. Радаев  В.В. Шкаратан О.И. Социальная  стратификация. М.,1995.

    16. Рерих  Е. И. Агни Йога. Издание в  шести томах. - М.: Русский Духовный  Центр, 1992. Т.1 - 288с., Т.2 - 368с., Т.3 - 384с., Т.4 - 352с., Т.5 - 336с., Т.6 - 336с.

    17. Сорокин  П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Духовный мир человека