Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:48, контрольная работа
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
1. Духовный мир человека
Введение стр.3
1.1. Духовный мир человека стр.4
1.2 Мировоззрение человека стр.5
1.3. Ценности стр.6
1.4.Основные типы жизненных стратегий в современном обществе стр.8
1.4.1. Стратегии жизненного благополучия
1.4.2. Стратегии жизненного успеха
1.4.3. Стратегии жизненной самореализации
1.5. Проблема смерти в духовном опыте человечества стр.10
Заключение стр.12
2. Социальные отношения и взаимодействия
Введение стр.13
2.1. Социальные отношения и взаимодействия стр.14
2.2. Многообразие социальных групп стр.16
2.3. Стратификация стр.19
2.4. Социальный статус стр.21
2.5. Социальная мобильность стр.22
2.6. Социальные процессы в современной России стр.24
Заключение стр.27
Список использованной литературы стр.28
ГОУ СПО
«Сахалинский государственный колледж
бизнеса
и информатики»
Контрольная работа
по «Обществознанию»
Вариант
VI
Студента: Олексенко К.В.
Курс: II
Группа: МЗ-091
Форма обучения: заочная
Преподаватель:
Бодункова
Л.Н.
Южно-Сахалинск
2011
Содержание
1. Духовный мир человека
Введение стр.3
1.1.
Духовный мир человека
1.2
Мировоззрение человека
1.3. Ценности стр.6
1.4.Основные типы жизненных стратегий в современном обществе стр.8
1.4.1. Стратегии жизненного благополучия
1.4.2. Стратегии жизненного успеха
1.4.3. Стратегии жизненной самореализации
1.5. Проблема смерти в духовном опыте человечества стр.10
Заключение стр.12
2. Социальные отношения и взаимодействия
Введение стр.13
2.1.
Социальные отношения и
2.2.
Многообразие социальных групп
2.3. Стратификация стр.19
2.4.
Социальный статус стр.
2.5.
Социальная мобильность
2.6. Социальные процессы в современной России стр.24
Заключение стр.27
Список использованной
литературы стр.28
Введение.
Бытие наше становится все менее привлекательным. Где прибежище для "маленького человека", его "экологическая ниша" в беспутной повседневности, когда среда обитания наших душ и бренных тел становится все более труднопереносимой? - Творчество и любовь представляются автору реферата, являющемуся типичным "маленьким человеком", именно такими спасительными островками в беспощадном бушующем океане бытия. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.
В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.
Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.
Автор вынужден
был прийти к выводу, что традиционная
наука, находящаяся в тисках естественно-научного
фундаментализма, не в состоянии предоставить
убедительных ответов на мучительные
вопросы Мироздания. Требуется синтез
науки, религии и искусства в деле постижения
сущности последнего, сотворения так называемой
"картины мира". Внушающие искреннее
уважение образцы такого "синтеза"
нам даны Блаватской Е.П. и Рерих Е.П. Встречные
усилия к поиску если не альянса, то какого-то
взаимопонимания, науки, религии и искусства
на поприще постижения сущности Мироздания
становятся все более настоятельными
и регулярными. Изыскиваются пути нахождения
спасительного для россиян социально-экономического
и политического обустройства страны.
Не осталось в стороне и писательское
сообщество России. Особо следует отметить
"Пирамиду" Л.Леонова.
1.1 Духовный мир человека.
Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества.
Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание. Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки. К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.
Важнейшие составляющие духовного мира человека — мировоззрение, убеждение, вера
Термином мировоззрение обозначается сложная система взглядов человека на мир, которые разделяются членами его социальной группы (поколения, страны, социального класса, религиозной общины и т.д.). Для мировоззрения характерна комплексность мировосприятия, а также наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности. Мировоззрение человека складывается в процессе его социализации и активной жизнедеятельности как члена общества. Социализация предполагает усвоение индивидом ценностей и социальных норм, принятых в данной культуре, и формирование на их основе индивидуальной системы ценностей и эталонов поведения. Именно они становятся важнейшим фильтром восприятия, осознания и понимания человеком реальной действительности. Эта индивидуальная система ценностей и норм является показателем восприятия любых объектов, явлений, процессов. При этом индивидуальный опыт человека, яркие значимые события его жизни могут вносить коррективы в сложившиеся фильтры восприятия. С течением времени, в процессе накопления эмоционально окрашенных, оценочных суждений об окружающем мире и их систематизации, у человека складывается устойчивая система взглядов на мир — его мировоззрение. Так как в основе формирования мировоззрения лежали общепринятые ценности какой-либо социальной общности, мировоззрение ее членов будет сходно. Выделяют следующие виды мировоззрения: обыденное, религиозное, научное, гуманистическое.
Обыденное (житейское)
мировоззрение формируется стихийно,
являясь результатом непосредственного
жизненного опыта человека. Оно наиболее
субъективно, ненаучно, доходчиво и присуще
любому человеку. Религиозное
мировоззрение — это мировоззрение,
сформированное на основе осознания и
принятия человеком определенного религиозного
учения, выстроенной этим учением картины
мира. Часто это мировоззрение отражает
общечеловеческие ценности, универсальные
важнейшие морально-нравственные нормы,
однако оно игнорирует, а подчас противоречит
научным взглядам на мир. Научное
мировоззрение — опирается на достижения
науки, научную картину мира. Его слабость
выражается в недостаточной вовлеченности
человека в конструируемый им образ мира.
Гуманистическое мировоззрение—
мировоззрение будущего, представляющее
собой оптимальный синтез отдельных качественно
отличных проявлений мировосприятия человека.
1.3. Ценности.
К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.[11-c.6] Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка. Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности — нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.
Идеал — представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ совершенства и завершенности не имеет аналога в эмпирически наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.
Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.