Духовное бытиё

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

С потерянностью в людях о ближайшем фактичном умении присутствия быть - о задачах, правилах, масштабах, настоятельности и размахе озаботившегося - заботливого бытия – в мире – всегда уже решено. Овладение этими бытийными возможностями люди с присутствия всегда уже сняли. Люди даже утаивают совершенное ими молчаливое избавление от отчетливого выбора этих возможностей. Остается неопределенным, кто "собственно" выбирает. Эту невыбирающую ничью тоже-захваченность, через какую присутствие увязает в несобственности, можно опрокинуть только так, что присутствие намеренно вернет себя из потерянности в людях назад к самому себе. У этого возвращения однако должен быть тот способ бытия, через упущение какого присутствие потерялось в

Содержание

Введение
Понятие духовного бытия.
Проблемы сознания и основные подходы к ее философскому анализу.
Сознание как форма отражения действительности.
Возникновение сознания, его общественно-историческая сущность.
Структура индивидуального сознания.
Индивидуальное и общественное сознание.
Формы общественного сознания.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 25.95 Кб (Скачать)

План:

Введение

  1. Понятие духовного бытия.
  2. Проблемы сознания и основные подходы к ее философскому анализу.
  3. Сознание как форма отражения действительности.
  4. Возникновение сознания, его общественно-историческая сущность.
  5. Структура индивидуального сознания.
  6. Индивидуальное и общественное сознание.
  7. Формы общественного сознания.

Заключение

Литература 
 

     Введение 
 

  С потерянностью в людях о ближайшем фактичном умении присутствия быть - о задачах, правилах, масштабах, настоятельности и размахе озаботившегося - заботливого бытия – в мире – всегда уже решено. Овладение этими бытийными возможностями люди с присутствия всегда уже сняли. Люди даже утаивают совершенное ими молчаливое избавление от отчетливого выбора этих возможностей. Остается неопределенным, кто "собственно" выбирает. Эту невыбирающую ничью тоже-захваченность, через какую присутствие увязает в несобственности, можно опрокинуть только так, что присутствие намеренно вернет себя из потерянности в людях назад к самому себе. У этого возвращения однако должен быть тот способ бытия, через упущение какого присутствие потерялось в несобственности. Возвращение себя назад из людей, т.е. экзистентное модифицирование человеко-самости в собственное бытие-самостью. должно происходить как наверстание выбора. Но наверстание выбора означает избрание этого выбора, решимость на способность быть из своей самости. В избрании выбора присутствие впервые позволяет себе свою собственную способность быть.* Но поскольку оно потеряно в людях, ему надо себя прежде найти. Чтобы себя вообще найти, оно должно быть себе самому в своей возможной собственности "показано". Присутствие требует засвидетельствования той способности-быть-собой, какая оно в возможности всегда уже есть. 
 

    Понятие духовного бытия 

  Духовная  жизнь человека и человечества —  феномен, который отличает их бытие  от чисто природного и придает  ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и  тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

  История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и  падения, утраты и обретения, трагизм  и громадный потенциал.

  Духовность  сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания  человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и  личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его  настоящее и будущее.

  Духовность  — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной  и идеалистически ориентированной  философии. Здесь оно выступало  в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит  функция творения и определения  судеб мира и человека.

  Духовность  — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в  ней концентрируются проблемы, относящиеся  к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение  по пути обретения «истины, добра  и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить  и действовать утилитарно, но и  соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека».

  Духовная  жизнь — важная сторона бытия  и развития человека и общества, в содержании которой проявляется  подлинно человеческая сущность.

  Духовная  жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная  реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а  как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая  содержание, качество и направленность социального и индивидуального  бытия.  
 
 

  Проблемы сознания и основные подходы к ее философскому анализу 

       Сознание  является одной из  традиционных вечных философских  загадок. Постоянное воспроизводство   ее в истории культуры, философии   и науки свидетельствует не  только о существовании теоретических   и методических затруднений в  ее решении, но и о непреходящем  практическом интересе к сущности  этого феномена, механизму его  развития и функционирования. В  самом общем виде «сознание»  является одним из наиболее  общих философских понятий, обозначающих  субъективную реальность, связанную  с деятельностью мозга и его  продуктами: мыслями, чувствами,  идеями, предрассудками, научными и  ненаучными знаниями. Без выяснения  места и роли этой реальности  невозможно создание ни философской,  ни научной картины мира. В  разные исторические периоды  складывались неодинаковые представления  о сознании, накапливались естественнонаучные  знания, изменялись теоретико-методологические  основания анализа. Современная  наука, используя достижения НТР,  значительно продвинулась в исследовании  природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые  аспекты сознательной деятельности  человека, требующие принципиально  иных теоретико-методологических  подходов философского анализа. 

     Традиционно считается, что заслуга целостной  постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции. 
 
 
 

  Сознание  как форма отражения  действительности 

  Сознание  как форма жизнедеятельности  человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности.

    Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

   Сознание - это высшая, свойственная лишь  человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. 
 

Возникновение сознания, его общественно-историческая сущность.

   В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

   В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его возникновении.

    Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле, "человек вошел в мир бесшумно". Сознание возникло "между двумя индивидами": на "точечном уровне" состоялась некоторая "мутация от нуля ко всему". Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.

    Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности - отображения.

   Относительно мировой современной философии, то ее трактовка "онтологии субъективности и сознания" не однозначна. Представители различных школ описывали сознание а его существенной "чистоте" и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного - психоанализ, структурализм.

     

   Структура индивидуального сознания 

   Индивидуальное сознание - создание конкретной личности, принадлежащей к определенному об-ву, классу, различн. соц. группам и коллективам. В Индивидуальное сознание обществ. бытие отражается и осознается через призму индивидуального своеобразия бытия отдельной личности. Индивидуальное сознание представляет собой единство познания, рез-том к-рого является система знаний личности, составляющих ядро, способ существования сознания и переживания, формирующего отношение личности к различн. сторонам объективного мира, - людям, их взаимоотношениям. На основе этого единства создается субъективный опыт личности в виде обобщенного отражения внешнего вида в знаниях и отношениях, а также становится возможной и регуляция всех ее проявлений в деятельности, поведении, общении. Конкретное содержание Индивидуальное сознание, существующее в форме убеждений, взглядов, понятий, эмпирич. знания личности, обусловлено воздействием и взаимодействием общих и специфич. факторов соц. и материального бытия личности, каждый историч. период развития об-ва, с характерным для него экономич. укладом, выдвигает соответствующие типы Индивидуальное сознание В классовом об-ве каждый человек как представитель своего класса выражает прежде всего интересы и потребности данного класса. В классовом об-ве можно выделить типы Индивидуальное сознание представителей основных классов. Однако по содержанию Индивидуальное сознание - единство соц.-типич. и индивидуализированного. Соотношение этих двух сторон Индивидуальное сознание отражает место и роль личности в об-ве.  
 

Индивидуальное  и общественное сознание 

    Общественное  сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система  общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается  вместе с возникновением общественного  бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

    Индивидуальное  сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через  призму конкретных условий жизни  и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его  индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

      Диалектика взаимосвязи индивидуального  и общественного сознания - это  диалектика взаимосвязи единичного  и общего. Общественное сознание  складывается на основе сознания  отдельных людей, но не является  их простой суммой. Это качественно  новое общественное явление, органический  и переработанный синтез тех  идей, взглядов, чувств, которые присущи  индивидуальному сознанию. 
 

    Формы общественного сознания 

    По  мере развития общественного бытия  возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного  сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

    Мораль  — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение  взгляды и представления, нормы  и оценки поведения отдельных  индивидов, социальных групп и общества в целом.

    Политическое  сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных  теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и  к политическим институтам общества.

    Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и  оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов  больших социальных групп.

Информация о работе Духовное бытиё