Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:24, контрольная работа
Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей. Связь между ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь в общественном сознании, порождают определенные духовные ценности, которые являются основой духовных отношений.
1. Введение
2. Социальная природа духовной жизни общества.
3. Содержание духовной жизни общества.
4. Взаимоотношение между материальным и духовным производством
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.
Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях – познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.
Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления, защиты.
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.
Духовные отношения
– это прежде всего отношения
интеллекта и чувств человека к тем
или иным духовным ценностям и
в конечном счете – ко всей действительности.
Они пронизывают духовную жизнь
общества от начала до конца.
3.Взаимоотношение между материальным и духовным производством. Сходства и различия.
Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.
Различия материальной
и духовной культуры исторически
обусловлены конкретными
Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ – это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а следовательно как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека.
Ценности подразделяются на природные /все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п./ и культурные /это все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.
Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.
Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная культура
есть совокупность духовных ценностей,
а также процесс их создания, распределения
и потребления. Духовные ценности призваны
удовлетворять духовные потребности
человека, т.е. все то, что способствует
развитию его духовного мира /мира его
сознания/. И если материальные ценности,
за редким исключением, скоротечны – дома,
станки, механизмы, одежда, транспортные
средства и прочее и прочее, то духовные
ценности могут быть вечными, пока существует
человечество. Скажем, философским суждениям
древнегреческих философов Платона и
Аристотеля без малого две с половиной
тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность
как и в момент их высказывания – достаточно
взять в библиотеке их произведения или
получить информацию через Интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).
Однако внешняя
похожесть организации
Что же касается
самих духовных ценностей, вокруг которых
складываются отношения людей в
духовной сфере, то этим термином обычно
указывают на социально-культурное
значение различных духовных образований
(идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем
в ценностных представлениях людей непременно;
присутствует некий предписательно-оценочный
элемент.
В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой.
Под духовным производством
обычно понимают производство сознания
в особой общественной форме, осуществляемое
специализированными группами людей,
профессионально занятых
1) идеи, теории, образы, духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) сам человек, поскольку он, кроме прочего, - существо духовное.
Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.
В чем заключается
специфика духовного
Иначе говоря, духовная
деятельность самоценна, она обладает
значимостью нередко
Список литературы
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008.
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.
3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.
4. Гегель Г. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007