Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:32, курсовая работа
В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Культура Древней Индии……………………………………..6
Наука Древней Индии……………………………………6
Литература Древней Индии……………………………...7
Искусство и зодчество……………………………………8
Философия и религия………………...............................9
Глава 2. Культура Древнего Китая…………………………………….14
Глава 3. Культура Древнего Египта и Вавилона……………………...21
3.1. Религия Древнего Египта………………………………….21
3.2. Литература Древнего Египта……………………………...22
3.3. Искусство Древнего Египта……………………………….23
3.4. Вавилонская культура……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………30
3.4. Вавилонская культура.
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792 - 1750гг. до н. э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.
Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.
В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым, счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.
Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо, адресованное личному богу:
«Богу, отцу моему, скажи! Так говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты мною пренебрегаешь? Кто тебе даст (другого) такого, как я? Напиши богу Мардуку, любящему тебя: прегрешения мои пусть он отпустит. Да увижу я твой лик, стопы твои облобызаю. И на семью мою, на больших и малых, взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет»5.
В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных (династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия.
Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.
Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.
Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много. Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.
Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света.
Для
вавилонского изобразительного искусства
типичным было изображение зверей, - чаще
всего льва и быка. Замечательные также
мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие
группу мужских фигур. Каждая фигурка
поставлена так, что зритель всегда встречал
ее взгляд. Характерными особенностями
этих статуэток были тонкая проработка
деталей, большая реалистичность и живость
изображения, несколько меньшая условность.
Заключение.
Таким образом, изучая культуру древних цивилизаций Востока, можно прийти к выводу, что культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Культура Древнего Востока внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.
На
почве древневосточной культуры впервые
появились и стали развиваться категории
научного мышления, велик вклад в развитие
астрономии, теоретической математики.
Именно поэтому древневосточная философия
и наука сыграли столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники.
В целом же культура Древнего Востока
явилась основой для дальнейшего развития
мировой культуры.
Список
использованной литературы.
А.И. Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1999.
В.И.
Добрынина. Культура и цивилизация//Социально-
Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1998.
Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. М., 1996.
Гольденберг В.А. «История Древнего мира». Харьков 1999г.
Авдеев В.И. История Древнего Востока. - М.: Центр, 1970.
Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999.
Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.
Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.
Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. - М.: Центр, 1996.
Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.