Древние цивилизации Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Культура Древней Индии……………………………………..6
Наука Древней Индии……………………………………6
Литература Древней Индии……………………………...7
Искусство и зодчество……………………………………8
Философия и религия………………...............................9
Глава 2. Культура Древнего Китая…………………………………….14
Глава 3. Культура Древнего Египта и Вавилона……………………...21
3.1. Религия Древнего Египта………………………………….21
3.2. Литература Древнего Египта……………………………...22
3.3. Искусство Древнего Египта……………………………….23
3.4. Вавилонская культура……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………30

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 375.99 Кб (Скачать)

    Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное.

    И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.

    Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

    Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).

    Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли: «Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?».

    Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.

    Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экзаменов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса.

    Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали в казну, а уж оттуда ( в виде жалования) - к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников.  
 
 
 

    Глава 4.

      Культура Древнего Египта и Вавилона 

      Древний Египет - первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

      Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего Египта. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

      Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

      Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы на окраине кладбищ.

      Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью. В III - II тысячелетиях до н. э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссальных и многочисленных жертв со стороны народа. Поэтому позднее, во II тысячелетии до н. э. пирамиды стали строить их кирпича, а не из камня - это было менее разорительно, а сами пирамиды становились меньше. К началу I тысячелетия до н. э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводить глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились на протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих фараонов.

      Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света.

      Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь - около 55 000 кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 - 3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

      3.1. Религия.

      Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.

      Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе Египта: египтяне считали, что фараон - это живое подобие Солнца (Ра) и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью.

      Боги в изображении древних египтян - это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

      Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилию верховной власти и подчинения покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419 - ок. 1400гг. до н. э., выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону».  Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

      3.2. Литература.

      Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тысячелетия до н. э. Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных и абстрактных сочинений древнеегипетской литературы - «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием. 

      3.3. Искусство.

      Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтян воздвигались высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами - рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тысячелетия до н. э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м.  Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тысячелетия до н. э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду. Подтверждением высокой культуры Египта I тысячелетия до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити - одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

      Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые.

      Наука Древнего Египта добилась определенных успехов. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по  специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и прочие. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI - начале XIX веков до н. э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейший в человеческой истории часы - водяные и маленькое нашейные солнечные часики. В начале III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

      Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности  сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа. Здесь мы видим причудливое сочетание «первобытности» со сложным мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Человек здесь уже начинает чувствовать первые импульсы к установлению своей духовной сущности.

Информация о работе Древние цивилизации Востока