Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:39, контрольная работа
Известные нам наиболее древние сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции. Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно.
Введение
1.Особенности древнекитайской философии, ее основные понятия и проблемы
2.Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями
2.1. Общество и человек
2.2. Природа человека
2.3. Природа познания и логические идеи
3.Классические книги китайской образованности. "Книга перемен». Учение об «инь» и «ян»
4.Сто школ – период расцвета китайской философии
Конфуцианство. «Лунь юй»
Даосизм. Диалектика в «Дао дэ цзин
Школа имен
Моизм
Цзоу Янь и пять элементов
Легизм
Эклектики
5. Философия в эпоху династии Хань
6. Философия в III—X вв.
Заключение
Список использованной литературы
Ван
Чун завершает период критических
поисков и знаменует собой начало последующего
развития китайской философии в эпоху
неоконфуцианства.
6.
Философия в III—X вв.
Это время характерно нестабильностью, вытекающей из разложения единого государства, усилением влияния даосизма и буддизма. Их объединяет сосредоточенность на проблемах субъективности, что, надо полагать, было реакцией на отсутствие до этого времени во всех системах проблемы человеческой индивидуальности.
Даосизм в III—X вв. Так называемый неодаосизм (сюань сюэ) характеризует дао как глубочайшее (сюань) непостижимое. Здесь можно различить несколько тенденций: «исповедание небытия», «исповедание бытия» и инстинктивизм. Их интерпретации сохранились по большей части в форме комментариев к книгам древности - «Книге перемен», «Чжуан-цзы», «Дао дэ цзин», «Беседы и суждения» Конфуция. Первая тенденция трактует дао как небытие (со ссылкой на Лао-цзы), как особую нематериальную сущность, противостоящую всему сущему. В соответствии с этим социальные и индивидуальные проблемы человека касаются лишь повседневной жизни. Только абсолютное безучастие, недеяние помогают человеку быть в согласии с небытием, которым и является дао. Эту тенденцию представляют Ван Би и Хэ Янь (первая половина III в.).
Пэй Вэй (ум. в 300 г.), Го Сян и Сян Сю исходят из положения о том, что «ничто не может быть до вещей». Все возникает естественно и развивается само по себе, а человек должен только заботиться о позитивно понимаемом бытии. Из этого следует, что «недеяние» (у вэй), проповедуемое Лао-цзы, не является абсолютной бездеятельностью, оно есть выражение естественного отношения к вещам и к миру. Также и каждый индивид должен действовать естественно, сам но себе, без внешнего влияния и принуждения.
Гэ Хун (284—363) излагает свои взгляды в тексте «Баобу-цзы». Важным для того времени является его отрицание обожествления мыслителей прошлого. Он разрабатывает конфуцианское социально-этическое учение и даосистское требование естественного отношения к миру, которые приобретают у него форму стремления возврата к природе. Личность может вернуться к природе и при помощи алхимии, ибо естество человека тождественно природе.
Согласно инстинктивистам, человек должен жить как «волна воды, гонимая ветром», сосредоточиваясь на мгновенных движениях и инстинктах, без рефлексии и не связывая себя общественными нормами.
Буддизм. Буддизм проник в Китай в I-II столетиях н.э. Получает широкое распространение в IV в. и является единственной пришедшей извне философией и религией, которая надолго укоренилась в Китае. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм даже государственным (официальным) учением. Буддизм оставляет заметные следы в литературе, изобразительном искусстве, а также в философии. Однако он никогда не прерывал естественную атеистическую традицию в китайской философии. Наибольшего влияния достигают так называемые школа пустоты и школа чань-цзун (японский дзэн).
Согласно чаньской школе буддизма, высшую истину нельзя выразить символами и знаками. Озарение, нирвана (не-пань) не достигаются упражнениями, но проявляются внезапно как внутренний опыт, раскрывающийся в одно мгновение. Достижение такого проникновения в истину возможно тогда, когда человек живет без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй), т.е. без каких-либо волевых проявлений. Учение чаньской школы пришло из Индии, а сообщил ему завершенную форму Хуэй-нэн (638-713).
Неоконфуцианство. Критика буддизма, в частности в вопросах сути и способа существования человека, была очень сильной. В VI в. с такой критикой выступает, в частности, Фань Чжэнь, который в «Рассуждениях об уничтожимости души» (Шэнь ме лунь), основываясь на тезисе «Тело является материальной основой души, душа же есть проявление тела», выступает против дуалистической интерпретации человека и утверждает его естественное происхождение. С критикой буддийского дуализма начинается ренессанс конфуцианства (Хань Юй (768-824), Ли Ао (ум. 844) и Линь Шэнь-ши (ок. 840-880)). Этот период - эпоха династии Тан (618-906) - подготовил наступление неоконфуцианства.
Неоконфуцианство (дао сюэ, т. е. учение о дао, однако не в даосистском смысле, а как продолжение традиции конфуцианцев) представлено прежде всего двумя различными направлениями:
1) ли сюэ — учение о ли (порядке) как сущности мира;
2) синь сюэ — учение о синь (мышлении) как основе мира (о котором говорится так же, как о школе син ли).
Неоконфуцианство опирается на некоторые положения даосизма, изложенные в «Книге перемен», а также на положения тех конфуцианцев, чьи взгляды совпадают со взглядами Ван Чуна.
Чжу Си (1130-1200) был наиболее выдающимся представителем первого направления. Онтологические вопросы он решает при помощи категорий ли и ци. Ли представляет основу сущего, оно, однако, не возвышается над вещами как абсолютный разум. Если нечто существует, то оно имеет ли, «это значит, что явления и вещи имеют свои собственные способы существования». Ци представляет материальную форму вещей. «Ли только одно, но его проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци это материальная энергия, из которой состоит каждая вещь... ли еще никогда не отделялось от ци», ибо единство мира обеспечивает единство вещей на их собственном пути, тогда как «ли и ци присутствуют во всех вещах вместе». Материальная энергия (ци) упорядочивается в вещах под воздействием инь и ян, участвующих в движении внутри вещей и в мире. А вследствие того что мышление человека (синь) содержит ли, как оно присутствует и во всех других явлениях, мир может познаваться человеком.
Лу
Цзююань (1139-1192) был видным философом
второго направления. Мышление
(синь) не познает мир, но мир содержится
в мышлении, поэтому человек может различать
вещи и их классифицировать. Этот субъективный
идеализм Лу Цзююаня в дальнейшем разрабатывает
Ван Янмин (1472-1528), согласно которому
мышление не может существовать вне человека,
ибо ли не проявляется вне человеческой
мысли. Существует только тот мир, который
человек познает и который управляется
его мыслью. Человеческий дух в то же время
является и мировым
духом (тянь синь). Он везде сопутствует
людям, и, таким образом, самопознание
мира - врожденное качество людей. Поэтому
в познании человек должен руководствоваться
интуицией.
7.
Заключение.
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Поло в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.
С
легкой руки миссионеров Китай то представал
как страна особых, неповторимых в своей
оригинальности традиции и культуры, где
люди всегда жили по иным социальным законам
и нравственным нормам, чем в Европе, то
как страна где якобы в первозданной чистоте
сохранились утраченные на Западе истинные
моральные принципы. Это привело к появлению
двух диаметрально противоположных точек
зрения на историю китайской культуры
и философии. Одна из них сводилась к противопоставлению
западной и китайской культуры и философии
за счет принижения последних, а другая
- к превращению отдельных элементов китайской
культуры, в том числе и философских учений
(конфуцианство), в образец для подражания.
Литература: