Древнекитайская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Известные нам наиболее древние сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции. Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно.

Содержание

Введение
1.Особенности древнекитайской философии, ее основные понятия и проблемы
2.Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями
2.1. Общество и человек
2.2. Природа человека
2.3. Природа познания и логические идеи
3.Классические книги китайской образованности. "Книга перемен». Учение об «инь» и «ян»
4.Сто школ – период расцвета китайской философии
Конфуцианство. «Лунь юй»
Даосизм. Диалектика в «Дао дэ цзин
Школа имен
Моизм
Цзоу Янь и пять элементов
Легизм
Эклектики
5. Философия в эпоху династии Хань
6. Философия в III—X вв.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

      Содержание. 
 

      Введение………………………………………………………  стр. 2

  1. Особенности древнекитайской философии,

     ее  основные понятия и проблемы.……………………… стр. 3 

  1. Основные проблемы, поставленные древнекитайскими

      мыслителями………………………………………………. стр. 4

    2.1. Общество  и человек………………………………….. стр. 4

    2.2. Природа  человека …………………………………….. стр. 5

    2.3. Природа  познания и логические идеи  ……………….. стр. 6

  1. Классические книги китайской образованности ………  стр. 7
    1. «Книга перемен». Учение об «инь» и «ян»………… стр. 7
  2. Сто школ – период расцвета китайской философии ….   стр. 10
    1. Конфуцианство. «Лунь юй»………………………….. стр. 10
    2. Даосизм. Диалектика в «Дао дэ цзин»………………. стр. 13
    3. Школа имен……………………………………………. стр. 15
    4. Моизм………………………………………………… стр. 16
    5. Цзоу Янь и пять элементов……………………………. стр. 16
    6. Легизм…………………………………………………. стр. 17
    7. Эклектики……………………………………………… стр. 18
  3. Философия в эпоху династии Хань ……………………..   стр. 18
  4. Философия в III—X вв. ………………………………… стр. 20

      Заключение………………………………………………….. стр. 22

      Список  использованной литературы……………………… стр. 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Первые  попытки человека осмыслить окружающий его мир — живую и неживую  природу, космическое пространство, наконец, самого себя — следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать ''умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

     Известные нам наиболее древние сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.

     Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно.

     Понятие «философия» в буквальном смысле означает «любовь к мудрости». Оно возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих мыслителей. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека. Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как «стремление к постижению многих вещей» (Гераклит).

     Исторически предмет философии изменялся, что  обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия — это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Особенности древнекитайской философии, ее основные понятия и проблемы. 

     Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицированно как наивысший правитель (шан-ди), но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

     Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят в глубь 2-го тысячелетия до н.э.

     В это время в Китае получила распространение гадательная практика с использованием магических формул, общения с духами. Для этих целей с помощью пиктографического письма наносились вопросы на кости крупного рогатого скота или черепаший панцирь (вторая половина 2-го тысячелетия до н.э.). Некоторые из этих формул или, по крайней мере, их фрагменты мы находим на бронзовых сосудах, а позже - в Книге перемен. Собрание древнейших китайских мифов содержит Книга гор и морей (Шань хай цзин), относящаяся к VII —V вв. до н.э.

     Особенностью  развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (первая половина 1-го тысячелетия до н.э.). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению. На мудрецов, которые создают линию связи между мифом и понятийной онтологией, будут впоследствии часто ссылаться китайские философы.

     Общинная  организация общества, были ли это  родовые общины или общины раннего феодализма, сохраняла общественные отношения. Отсюда и интерес к проблемам управления обществом и государственной организации. Постановка онтологических вопросов, таким образом, определялась философско-антропологической направленностью, которая проявилась, особенно у неоконфуцианских мыслителей, в разработке проблем этической и социальной иерархизации и обосновании консервации определенных общественных отношений, способствующих образованию государства.

     Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосходства и нетерпимость ко всем другим философским взглядам. 

     2. Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями. 

     2.1. Общество и человек.

     Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев.

     В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

     Одно  из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.

     Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок, подвергалось серьезным ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

     Конфуций  ставил перед собой двоякую цель:

     1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.

     2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство наследственной аристократии.

     Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Китая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась “самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.

     Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любви”, которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия в политической жизни.

     В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления, излагавшиеся Конфуцием и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса между древними ритуалами и единым современным централизованным законодательством.

     В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях, отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя. Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных.

     Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки - вот что должно было обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и родственных отношений с правителем. Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека.

     Значительное место в истории древнекитайской мысли занимали утопические воззрения. Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи уравнительности и мира.

     В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син, представитель так называемой школы “аграрников”. В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Значение концепции состояло в том, что она подрывала догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в Поднебесной.

     Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь членов общины.

     Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

     Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения государственной власти как результата общественного соглашения людей. Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете. 

     2.2. Природа человека. 

     В древне-китайском обществе в силу устойчивости кровно-родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

     Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

     Первый  вопрос о природе человека поставил Конфуций в своей концепции воспитания и обучения.

     Сама  идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.

Информация о работе Древнекитайская философия