Древнекитайская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Философия и религия древнего Китая уникальна. Философия и религия стоят рядом, так как два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм очень трудно отделить от религии.

Содержание

Введение......................................................................................................3
Глава 1.
1.1 Философские школы. Особенности древнекитайской философий....4
1.2 Конфуцианство.........................................................................................5
1.3 Моизм........................................................................................................7
1.4 Номинализм..............................................................................................8
1.5 Даосизм.....................................................................................................9
1.6 Легизм.......................................................................................................10
Заключение...................................................................................................11
Список литературы......................................................................................12

Работа содержит 1 файл

Древнекитайская философия.rtf

— 161.20 Кб (Скачать)

БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ 
 
 

Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: философия

на тему:«Древнекитайская философи» 
 
 

выполнил: студент   1   курса

заочного отделения                

группы ФЗС-10                       

специальности «Финансы»   

Зубарев Н.Н.                             

Проверила: Парамонова Ж.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стерлитамак 2010 г. 
 

Содержание

 Введение......................................................................................................3 

Глава 1.

1.1 Философские школы. Особенности древнекитайской философий....4

1.2 Конфуцианство.........................................................................................5

1.3 Моизм........................................................................................................7

1.4 Номинализм..............................................................................................8

1.5 Даосизм.....................................................................................................9

1.6 Легизм.......................................................................................................10 

Заключение...................................................................................................11

Список литературы......................................................................................12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.

Философия и религия древнего Китая уникальна. Философия и религия стоят рядом, так как два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм очень  трудно отделить от религии.

Первое учение активно пользовалось языковыми, этическими, юридическими и ритуальными конвенциями. Второе, наоборот, проповедовало освобождение от навязанных обществом конвенций и поиск не линейного, и не абстрактного, а прямого и непосредственного знания.

Это два основных направления философии и в тоже время, по мнению многих видных ученых - это две основных веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даосизм были господствующей верой в  Китае. Следовательно философия Древнего Китая является уникальной.

Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования.

Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.

Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. 
 
 
 

3 
 

Философские школы. Особенности древнекитайской философий.

Философия в Китае возникает в конце лета и достигает своего наивысшего расцвета в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайсокй философий». Действительно, в те времена маободго и творчески существовало шесть основных философских школ: 1) жу цзя(конфуцианство), 2) мо цзя(моизм), 3) фа цзя(школа закона, по европейски - легизм), 4) даодэ цзя(даосизм), 5) школа «иньян цзя»( натурфилософы), 6) мин цзя(школа имен).

  При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравстенности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие  основания политико-этических учений которых были или слабы или заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется  тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а так же слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рационализированность древнекитайской философий. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия - мировоззрение, пользующееся филоофским языком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 

Конфуцианство

Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главные из них Кун Фу-цзы, Мэн-цзы и Сюнь цзы.

    Кун Фу-цзы. Родоначальник древнекитайской философий Кун Фу-цзы(по-русски - Конфуций) жил в 551-479 гг. до н. э. Его родина - Царство Лу, отец -  правитель одного из уездов этоговторостепенного царства Род Конфунций был знатен, но беден, в дестве ему пришлось быть пастухом и сторожем, и только в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе. Основал же свою школу Конфуций в 50 лет. У него было много учеников. Они записывали мысли как  своего учителя, так и собственные. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй»(«Беседы и наставления») - произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу  всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался в течение всей своей жизни. Сам Конфуций преклонялся перед стариной и перед древними книгами. Особенно восхвалял он Ши цзин», говоря своим ученикам , что эта книга сможет вдохновить, расширить кругозор, сблизить с другими людьми, научить, как сдерживать свое недовольство, она способна показать, «как дома надо служить отцу, а вне дома - государю, а также сообщить названия животных, птиц, трав и деревьев».

    В центре внимания конфуцианства так же входят проблемы общества, взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания и управления. Кун Фу-цзы, как это и полагается социальному реформатору, был недоволен существующим. Однако идеалы его не в будущем, а в прошлом. Культ прошлого характерная черта всего древнекитайского исторического мировоззрения. Сравнивая свое настоящее с прошлыми временами и идеализируя их, Кун Фу-цзы говорил, что в древности на мелочи не обращали внимания и вели себя достойно, отличаясь прямотой, учились, что бы совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами, сторонились общества, где нет порядка. Конфуцианство -  прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирается на такое понятие, как «взаимность», и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь»(дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счастливо, т.е. в согласии с самим же собой, с другими людьми и Небом.Основа человеколюбия ― жэнь ― «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям».«Тот, кто искренне

5 

стремится к человеколюбию, не совершит зла». Что касается «взаимности, или «заботы о людях»(шу), то это основная нравственная заповедь конфуцианства. В ответ на пожелание одного из своих учеников «одним словом выразить суть своего учения Кун Фу-цзы ответил : «Не делай другим того, чего себе не желаешь». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 

Моизм

Другой философской школой Китая был моизм, основанный Мо Ди(Мо-цзы), родившимся в год смерти Конфуция и умершим около 400 г. до н.э., еще до рождения Мэн-цзы. Так что если кто на кого из этих китайских мыслителей повлиял, то это Мо Ди на Мэн-цзы.

   О жизни Мо Ди известно мало. Книга «Мо-цзы »- плод коллективного творчества моистов. Моизм существовал два века.

   Не отрицая в своем мировозрении основопологающего значения в мироздании неба, авторы «Мо-цзы »- дают своеобразную трактовку этого значения. Небо ― образец для правителя. Вэтом отношении оно подобно угломеру или циркулю для ремесленника. Образцом же небо может служить благодаря своему человеколюбию.« Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед не знатным. Напротив, небо желает чтобв люди учили друг друга. Небо так желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».

     Таково рассуждение Мо Ди. Так моисты пытались наивно обосновать свой тезис о необходимости хороших отношений между людьми. Здесь верно подмечено равенство всех людей перед природой, которая борется в своем позитивном отношений к человеку. Стихийно-разрушительной, так жеодинаковой для всех, функций природы, в том числе и неба, которое в период засухи все сжигает, а в период дождейвсе затопляет, вызывая наводнения , принимающие в Китае ужасные размеры, моисты пренебрегают. Они видят лишь положительное отношение природы к человеку. Однако моисты, как и все древнекитайские философы, остаются в пределах протофилософии и не в состоянии преодолнть таких пережитков предфилософии, как антропоморфизм. Поэтому небо у них не способно «желать» и «не желать», оно обладает волей. Более того, небо награждает и наказывает, и тот, кто побуждает людей ко злу, непременно понесет наказание.

     Вместе с тем моисты отрицали конфуцианское предопределение. Принятие концепции судьбы, думали моисты, обесмысливает все человеческие дела. Небо ничего конкретно не предопределяет. Люди свободны. Небо только желает, что бы люди любили друг друга. 

7 

Номинализм

К любящим порассуждать моистам примыкают китайские школы философы, которых на западе назвали номиналистами, т.е. Школой имен. По китайски же мин-цзя(мин ― имя). Представителей школы мин-цзя называют также софистами, по скольку они играли в слова и эту игру доводили до абсурда.

    К сожалению, труды этих философов сами по себе почти не сохранились -  и мы знаем об их учений главным образом от их критиков. В представлении их противников, китайские номиналисты стремились скорее к тому, чтобы удивить наивных людей, чем к тому, чтобы достичь истины.

     Хуэй. Ши. Главным источником наших знаний о Хуэй Ши является 33 глава даосской книги «Чжуан-цзы», где о Хуэй Ши говорится неодобрительно.

     Хотя «сам Хуэй Ши считал свои изречения великим взглядом», однако «его учение было противоречивым и путанным, а его слова не попадалаи в цель». Ему удавалось побеждать уста людей, а не их сердца. Это означало, что наивные люди не смогли словами и рассуждениями опровергнуть Хуэй Ши, но тем не менее чувствовали, что здесь что-то не так.

     Лучшие рассужденич Хуэй Ши таковы:

   «Если от палки длиной в один чи отрезать половину ежедневно, то[даже через] десять поколений не истощится [ее длина]».

    «В стремительном [полете] наконечника стрелы есть мнгновение, когда он не движется и не стоит на месте».

       Гансунь Луи. Гансунь Луи больше повезло, чем Хуэй Ши: от его трудов кое-что сохранилось. Гансунь Луи доказывал, что «белая лошадь>>- не «лошадь>>. Его рассуждение таково: «Лошадь» ― это то, что обозначает форму и цвет не есть то, что обозначает форму. Поэтому говорю: белая лошадь ― не лошадь» 
 
 
 
 
 
 
 
 

8 

Даосизм

    «*D*p*€ *t** *W*x*y*~» *y *L*p*€-***x**. «*D*p*€ *t** ***x*y*~» («*K*~*y*s*p *€ *t*p*€ *y *t**») - *r***t*p*****u*u**** ***r*€***u*~*y*u *t***u*r*~*u*{*y***p*z***{*€*z ***y*|*€***€*****€*{*z *}*****|*y,, *s*|*p*r*~***z *******t *t*p*€***y*x*}*p. *@ *€***|*y***y*u *€**  *{*€*~*******y*p*~*****r*p, *|*u*s*y*x*}*p *y *}*€*y*x*}*p -  ***€ *****u*y*}*****u*****r** *****y*{*€-***€*|*y***y***u***{*y** *****u*~*y*z, *{*€***€*****u *r *€***~*€*r*~*€*} *r*€*****€***u *}*y***€*r*€*x***u*~*y** *s*|*p*r*~*€*u *r*~*y*}*p*~*y*u ***t*u*|****** *~*u *****€*q*|*u*}*p*} *q*****y**, *p ***u*|*€*r*u*{** *y ***u*|*€*r*u***u***{*€*}** *€*q***u*****r**, - *t*p*€***y*x*} ***u*****u*x*~*€ *x*p*~*y*}*p*u****** *r*€*****€***p*}*y *€*q***u*{***y*r*~*€*z *{*p*****y*~** *}*y***p *r *u*s*€ *p*q*******p*{***~*€-***y*|*€***€*****{*€*} *{*p***u*s*€***y*p*|***~*€*} *p*****u*{***u -  *****€*q*|*u*}*p*}*y *q*****y**, *~*u*q*****y**, *****p*~*€*r*|*u*~*y**, *u*t*y*~*€*s*€, *}*~*€*s*€ *y **.*|., *t*u*|*p** *y*x *****€*s*€ *r***r*€*t** *€***~*€***y***u*|***~*€*s*€ ***u*|*€*r*u***u***{*€*s*€ *€*q***u*****r*p *y ***u*|*€*r*u*{*p *r *u*s*€ ***y*****u*}*u.

      Основателем даосизмасчитается Лао-цзы старший современник Конфуция. Поэтому, казалось бы история философии в Китае должна начинаться не с Кун Фу-цзы и не конфуцианства, а с Лао-цзы и даосизма, от чего древнекитайская философия выиграла бы, по сколько даосизм как более всестороннее философия глубже конфуцианства. Однако существует обоснованное мнение ряда ученых, что «Дао дэ цзин» принадлежит не Лао-цзы, если таковой существовал, что этот трактат ни как не мог быть создан ранее IV века до н.э. И что он принадлежит другому даосу ― Чжуан-цзы, а если и был Лао-цзы, то он жил гораздо позднее, чеи принято думать. В своей «Истории древнекитайской идеологии» Ян Юн-го идет еще дальше и удтвержадет, что дао дэ цзин была создана позднее «Чжуан-цзы», что этот трактат -  итог развития даосизма, концентрация взглядов разных групп даосов, начиная с Ян Чжу и кончая Чжуан-цзы тем более что в трактате содержится критика и конфуцианства и легизма которой не могло бы быть, если традиционная версия происхождения трактата была верна.

Информация о работе Древнекитайская философия