Древнеиндийская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:20, реферат

Описание работы

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Буддизм и джайнизм, которым посвящена данная работа, принадлежат к последней группе.

Целью данного реферата является ознакомление с основными идеями (школами) древнеиндийской философии, а также понять, в чем заключается актуальность этих идей.

Работа содержит 1 файл

Философские школы древней Индии .docx

— 45.16 Кб (Скачать)

     Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Хочется отметить наиболее существенные характерные черты:

     - Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.

     - Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, по особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами.

     - Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека.

     - Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизни человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материальных оков земного мира.

     - Пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан па душевной неудовлетворенности и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая привносит оптимистическую идею о возможности освобождения.

     - Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе разделяют убеждение в существовании «вечного нравственного миропорядка» - высшей упорядоченности и справедливости, которые властвуют над всеми мирами и их обитателями - богами, людьми и животными.

     - Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без приобретения духовного знания о подлинной реальности.

     - Нехарактерно противопоставление Бога и человека.

     - В большинстве случаев бытие рассматривается с точки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость.

     - Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и др.), связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозрительности.

     - Вся индийская культура, и философия в том числе, отличается приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций.

 

   Список  использованной литературы:

  1. Аблеев С Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. М.: ACT: Астрель, 2005.
  2. Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985.
  3. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия.  Том I
  4. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.
  5. Философия Древней Индии и Древнего Китая // http://filosok.narod.ru/glava2.html
  6. Открытая реальность. Философия Индии // http://openreality.ru/school/philosophy/indian/mantra

Информация о работе Древнеиндийская философия